Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Лебединская Е.В. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Лебединская Елена Владимировна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная Роговатовская школа с углубленным изучением отдельных предметов", Белгородская область, Старооскольский район, с. Роговатое

Библиографическое описание: Лебединская Е.В. Содержание деятельности, направленной на достижение метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы в начальной школе // Современная начальная школа. 2020. № 5. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/05.pdf.

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Стимулирование метапредметного освоения общеобразовательной программы учениками обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким. Их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует.

Из этого можно сделать вывод, что выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы позволяет:

а) снизить вероятность субъективного подхода в определении метапредметной ёмкости учебных тем;

б) сосредоточить внимание учителей и учащихся на узловых аспектах учебных предметов, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук;

в) осуществлять поэтапную организацию работы по установлению метапредметных результатов, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников, применяя всё многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних метапредметных компетенций;

г) формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве;

д) осуществлять творческое сотрудничество между учителями и учащимися;

е) изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью.

Хорошие результаты дают включения учащихся в подготовку материалов (пособий) к предстоящему уроку. Эти материалы дети изготавливают на уроках технологии. Одна из важнейших задач, которых – формирование у школьников элементов конструкторских знаний, умений и способностей. Для их развития, успешности конструкторской деятельности необходимо хорошее знание форм предметов, умение расчленять сложные фигуры на простые и, наоборот, иметь представление о применении этих форм в изделиях и устройствах различных видов – плоскостных и объемных.

Достижение предметных результатов на базовом уровне в общеобразовательном учреждении – это аксиома, не нуждающаяся в обоснованиях и доказательствах. Достижение предметных и метапредметных результатов обучения обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана. Это порождает ряд требований не только к содержанию и форме организации учебного процесса, но и к содержанию, критериям, методам и процедурам оценки, технологии фиксирования этих результатов.

Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Совокупность всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (УУД) — при условии, что образовательный процесс ориентирован на достижение этих результатов.

В настоящее время актуален вопрос о введении, дополнительно к традиционным, новых видов, форм и методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся. На основании Закона «Об образовании» (ст. 32., п. 16) осуществление текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения (далее - ОУ), и для осуществления этой деятельности в каждом образовательном учреждении разработана своя система контроля, оценки, формы фиксирования полученных результатов. Работа в режиме безотметочного обучения требует наличия определенных условий, важнейшее из которых – добровольное принятие единой «оценочной политики» всеми членами педагогического коллектива.

Система оценивания в образовательном учреждении должна быть организована так, чтобы с ее помощью можно было:

- устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;

- давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;

- отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;

- обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;

- отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

Проблема получения качественной, объективной информации в области педагогической деятельности имеет важное значение. Без специального отслеживания трудно представить действие учителя и успешность освоения предмета учащимся. Накопление отметок при отсутствии чёткого понимания системы, не дает возможность объективно оценивать деятельность ученика.

«Как определить качество образовательного процесса с наименьшими затратами? Как определить рост образования и образованности каждого ученика, а не класса в целом? Как определить качество развития учащихся?» Этот вопрос задают себе многие учителя.

Учитель должен владеть постоянной и системной информацией о том, как идет продвижение каждого ученика по пути усвоения знаний и развитие его личности. Такую информацию можно получить, организуя систематическое отслеживание процесса обучения и фиксирование динамики его результатов. Нужен кропотливый учет, который возможен при проведении мониторинга и анализе его результатов.

Создание «Папки индивидуальных учебных достижений» (далее - ПИУД) является средством организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащимися начальных классов (личностные результаты количественно не оцениваются, их оценивание ведётся учителем в основном методом наблюдения, получением информации от семьи); дает возможность индивидуализировать процесс оценивания с сохранением в образовании 5-балльной системы. Данная технология заключает в себе большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе.

Хотя утверждение, что школа XXI века - это «школа портфолио», т.е. когда портфолио выступает, как некая панацея, которая должна перевернуть всё традиционное образование, - явно преувеличено, освоение метода портфолио в школе может стать одним из важнейших направлений модернизации, но только при условии обеспечения его надлежащим теоретико-методологиче-ским анализом и связанными с ним дидактико-методическими материалами. Папка индивидуальных учебных достижений (ПИУД) рассматривается как систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний.

ПИУД - несомненно, удачная форма констатации, которая в отличие от обычной отметки полностью лишена субъективизма, так как только содержательно констатирует выполненную ребенком работу. Она является наиболее адекватным методом интегральной (накопительной) оценки, демонстрируя усилия учащихся, прогресс и достижения в различных областях.

Такой документ - продукт исследовательской деятельности учителя; продукт практико-ориентированного подхода к образованию; это новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное, новое понимание процесса преподавания и учения, новую культуру учения.

В работе над ПИУД очень важным является взаимодействие между учителем и учеником, в процессе которого определяются цели работы и вырабатываются критерии оценки, появляются новые цели и новые способы достижения старых целей обучения. Исходной при этом является мысль, что достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым. Вопрос «что оценивать?» решается просто, потому что сама система дает ответ на этот вопрос: «Оцениваться должен лишь результат определенного этапа обучения, так как оценивать знания ученика в период их формирования нецелесообразно».

ПИУД - своеобразная выставка личных достижений ученика, в котором отслеживаются учебные достижения ребёнка по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру; а также общеучебные умения. Учителю и родителям становится понятно, в какой области или в какой теме с ребёнком нужно поработать дополнительно. В этих же папках находятся анализы контрольных работ по математике, русскому языку. Данный документ связан со всеми предметными областями, изучаемыми в начальной школе, что позволяет наглядно увидеть, в каких областях ученик добивается наилучших результатов и позволяет каждому ученику найти материал, отражающий его достижения.

Документ может быть использован для ученической самооценки, в качестве рефлексии учениками своего развития и в процессе общения с родителями учеников. ПИУД способствует налаживанию нормального диалога между родителем и ребенком и получению родителями развернутой информации о том, чем их ребенок в школе занимается и как у него это получается. Родители же всегда могут узнать о том, как идут дела у их сына или дочери, каких успехов достиг их ребенок в обучении. Использование данной методики отслеживания достижений имеет положительные отзывы учителей и родителей, которые в любой момент могут увидеть уровень обученности ученика и динамику его развития. Эта работа индивидуальна. Результаты деятельности ребенка сравниваются только с его собственными первоначальными результатами: каким был, что знал и каким стал, что нового узнал и чему научился.

Библиографический список

1. Гузова, Л П. Развитие профессиональной культуры учителя – фактор успешной работы /Л.П. Гузова //Методист. – 2005. – № 2. – С. 34–37.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в последней редакции от 17 07.2009).

3. Кузнецов, А.А. О школьных стандартах второго поколения. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. №2.

4. О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Письмо Минобразования России от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13.

5. Тюляева, Т.И. Портфолио ученика, или Папка личных достижений: Сборник [Текст]/ Автор-составитель Т.И. Тюляева - М.: Вентана-Граф.-2008.