Библиографическое описание:
Петренко К.Г. Важность формирования правильных пищевых привычек у детей младшего школьного возраста // Современная начальная школа. 2022. № 4 (35). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/35.pdf.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предлагает следующее определение здоровому образу жизни: «здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья; индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения личных проблем и запросов; система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне».
В настоящее время тема здоровья человека весьма актуальна, поэтому одной из государственных задач является воспитание здорового подрастающего поколения. ФГОС НОО выдвигает особые требования к созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирования культуры безопасного и здорового образа жизни.
Таким образом, перед современным учителем стоит важная задача — воспитание у обучающихся устойчивой мотивации, направленной на сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни. Эта задача может быть решена не только через учебный материал, заложенный в программу, но и через внеурочную деятельность.
Целью работы по формированию правильных пищевых привычек и культуры здорового образа жизни в школе является формирование осознанного пищевого поведения у детей, а также повышение уровня осведомлённости о правильном питании и его влиянии на здоровье среди всех участников образовательного процесса, то есть, педагогов, родителей и детей.
Стоит отметить, что любая деятельность, направленная на формирование ценностных установок на здоровый образ жизни и, в частности, на формирование правильных пищевых привычек, будет крайне неэффективной, если это не станет необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и в образовательной организации.
Несмотря на то, что многие родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей, не все из них считают нужным рассказывать детям о важной роли правильного сбалансированного питания. Часто родители потакают желаниям и вредным привычкам собственных детей: покупают или готовят сами жирную, высококалорийную пищу, которая приводит к ожирению; разрешают просиживать часами за компьютером, что нарушает режим питания. Поэтому учитель должен рекомендовать родителям обсуждать с детьми вопросы правильного питания, рассматривая его как основу хорошего самочувствия и укрепления здоровья.
Организация питания ребёнка – это ответственная задача. Важно сформировать у школьника правильное отношение к питанию. Известно, что пищевые привычки, заложенные в детском возрасте, сохраняются во взрослой жизни, влияют на показатели здоровья взрослого.
Пища предназначена не просто для утоления чувства голода, она должна обеспечивать ребёнка всей гаммой пищевых веществ в достаточном количестве и правильном соотношении, т.е. рацион должен быть сбалансированным. О сбалансированности рациона питания можно говорить только при условии, что в него включены разнообразные продукты и блюда.
Проблемы с организацией питания характерны для большинства школьников. Ребёнок в этом возрасте становится более самостоятельным, в том числе при выборе пищи, ослабевает родительский контроль за питанием, растёт роль окружающей среды в формировании вкусовых предпочтений (пример сверстников, просмотр рекламы и т.п.).
Среди характерных нарушений питания детей школьного возраста являются:
· отсутствие полноценных завтраков;
· «перекусы» вместо основных приёмов пищи;
· «нагруженность» ужина и его сдвиг в сторону более позднего времени;
· употребление пищевой продукции, содержащей большое количество жиров и простых углеводов, в том числе за счёт популярности фаст-фуда.
Анализ структуры питания детей и подростков выявил существенные недостатки в рационах питания школьников:
Такие нарушения повышают восприимчивость к инфекциям, что приводит к большому росту числа случаев заболеваний, связанных с питанием, отрицательно сказываются на развитии детей, на способности к обучению, являются причиной роста числа случаев ожирения и избытка массы тела.
Сложность организации питания ребёнка школьного возраста заключается в том, что она складывается из двух составляющих: первое – это питание во время пребывания в школе и второе – питание в домашних условиях. Только в случае их гармоничного союза можно реализовать принципы здорового питания.
Важные составляющие здорового питания школьника:
1. Количество поступающей энергии с питанием должно соответствовать количеству затраченной энергии, а содержание пищевых веществ - физиологическим потребностям организма.
2. В питании должны присутствовать все основные группы пищевых продуктов для обеспечения его разнообразия.
3. Необходимо соблюдать правильный режим питания.
4. В рацион желательно включать специализированные пищевые продукты, которые отличает гарантированное качество, контроль за содержанием жиров, поваренной соли, легкоусвояемых сахаров. В них могут дополнительно вводиться витамины, минералы, пищевые волокна и биологически активные компоненты.
5. Способы приготовления пищи должны максимально сохранять пищевые ценности исходных продуктов.
6. Важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка и прививать культуру питания.
Для того чтобы обеспечить организм всем спектром пищевых веществ, питание должно быть максимально разнообразным. Чем разнообразнее питание и шире ассортимент продуктов, которые мы используем (с учетом возраста и состояния здоровья), тем меньше вероятность возникновения как недостатка, так и избытка отдельных пищевых веществ.
Потребности человека в любом возрасте в энергии и пищевых веществах очень индивидуальны и зависят от множества факторов: пола, возраста, образа жизни и даже факторов окружающей среды.
Потребности детей школьного возраста в пищевых веществах и энергии представлены в таблице ниже:
Показатели (в сутки)
Возрастные группы
От 7 до 11 лет
От 11 до 14 лет
От 14 до 18 лет
мальчики
девочки
мальчики
девочки
Энергия (ккал)
2100
2500
2300
2900
2500
Белок, г
63
75
69
87
75
* в том числе животный
60
% по ккал
12
Жиры, г
70
83
77
97
83
Жиры, % по ккал
30
Углеводы, г
305
363
334
421
363
Углеводы, % по ккал
58
в т. ч. сахар % по ккал
< 10
Витамины
Витамин С, мг
60
70
60
90
70
Витамин В1, мг
1,1
1,3
1,5
1,3
Витамин В2, мг
1,2
1,5
1,8
1,5
Витамин В6, мг
1,5
1,7
1,6
2,0
1,6
Ниацин, мг
15,0
18,0
20,0
18,0
Витамин В12, мкг
2,0
3,0
Фолаты, мкг
200
300-400
400
Пантотеновая кислота, мг
3,0
3,5
5,0
4,0
Биотин, мкг
20
25
50
Витамин А, мкг рет. экв
700
1000
800
1000
800
Витамин Е, мг ток экв
10,0
12,0
12,0
15,0
15,0
Витамин D, мкг
10,0
Витамин К, мкг
60
80
70
120
100
Минеральные вещества
Кальций, мг
1100
1200
Фосфор, мг
1100
1200
Магний, мг
250
300
400
Калий, мг
900
1500
2500
Хлориды, мг
1700
1900
2300
Железо, мг
12,0
15,0
18,0
Цинк, мг
10,0
12,0
Йод, мг
0,12
0,13
0,15
Медь, мг
0,7
0,8
1,0
Селен, мг
0,03
0,04
0,05
Хром, мг
15
25
35
Фтор, мг
3,0
4,0
4,0
Основными группами продуктов питания являются:
ü мясо, включая различные виды мяса животных, мясо птиц и продукты из них, а также колбасно-сосисочные изделия;
ü рыба и рыбопродукты;
ü молоко и молочные продукты;
ü яйца;
ü фрукты и овощи;
ü хлеб и хлебобулочные изделия; макаронные изделия, крупы и бобовые;
ü пищевые жиры;
ü сахар, кондитерские изделия;
ü соль и специи.
Очевидно, что все группы продуктов значительно отличаются друг от друга по своей роли в нашем питании, и в рационе здорового ребёнка нужно найти место для каждой из них.
Продукты можно разделить на «ежедневно необходимые» и «не на каждый день». Например, мясо, хлеб, молоко, кисломолочные напитки, овощи, фрукты следует ежедневно включать детям в питание, а яйца, рыбу, сыр, творог несколько раз в неделю.
Оптимальный для школьников суточный рацион распределяется следующим образом: три основных приёма пищи с горячим блюдом и не менее двух дополнительных (второй завтрак, полдник). Дополнительным приёмом пищи служит питание «на ночь», но это подразумевает, что ребёнок должен его получить не менее, чем за два часа до сна!
Распределять приёмы пищи ребёнка следует с учётом особенностей его режима дня, графика занятий в школе и дополнительных занятий.
По энергетической ценности завтрак должен составлять 20-25% от суточной энергетической потребности, обед – 30-35%, ужин – 15-20%. Дополнительные приёмы пищи: второй завтрак – 5-10 % от суточного количества калорий, полдник – 10-15%.
Как показывает практика, питьевой режим современных школьников также далёк от оптимального. Дети отучились пить воду. Вода подменяется компотами, морсами и другими сладкими напитками, что приводит к избыточному поступлению в организм углеводов.
Следует помнить, что чай, кофейный напиток, какао, а также нектары, соки, компоты и т.п., являются пищевыми продуктами и не могут заменять воду. Они используются в составе: завтрака, обеда, полдника, ужина.
Приучать ребёнка утолять жажду водой следует с раннего возраста. Не надо заставлять пить сразу большое количество. Надо научить пить небольшими глотками в промежутках между приёмами пищи. Вода дома должна быть в свободном доступе. Это может быть и бутилированная вода, и кипячёная вода комнатной температуры. Хорошо её поставить на рабочий стол ребёнка, который много времени проводит за выполнением домашних заданий. Воду следует давать с собой ребёнку на прогулки, на занятия.
Следует учитывать, что физическая нагрузка в период дистанционного обучения значительно снижается, и её необходимо компенсировать зарядкой, прогулкой, физическими упражнениями на свежем воздухе.
В сложной эпидемиологической ситуации, когда дети находятся на дистанционном обучении, родителям следует уделять повышенное внимание организации их питания. Важно сохранение основного принципа – соответствия рациона питания потребностям организма с акцентом на поддержание защитных сил организма.
Следует уделять повышенное внимание продуктам, обогащённым витаминами, минеральными веществами. Необходимо контролировать достаточное поступление овощей, фруктов, кисломолочных продуктов. Кисломолочные продукты способны оказывать положительное влияние на состояние микрофлоры кишечника и ассоциированные с ним иммунные функции, особенно в случае обогащения их пробиотическими микроорганизмами (бифидо- и лактобактериями).
Воспитание ценностного отношения к здоровью – это длительный и последовательный процесс, включающий в себя комплекс общешкольных, внеклассных и внешкольных мероприятий, направленных на формирование у детей устойчивой активной здоровьесберегающей жизненной позиции, подкрепляемой формами поведения, способствующими сохранению и укреплению здоровья.
Исходя из этого, современного школьника необходимо научить бережно относиться к своему здоровью, воспитывать культуру здорового образа жизни, формировать правильные пищевые привычки. Ему необходимы сведения о рациональном питании, о веществах, составляющих пищу, об их роли в жизнедеятельности организма. А помочь ему в этом могут учителя и родители.
Библиографический список:
1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании. / Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012.
2. Егораева В. И. Методическая разработка по формированию основ здорового образа жизни и рационального питания у младших школьников. – Томск, 2017.
3. Понятовская Ю.Н., Леонов И.Л. Методическое пособие по курсу «Здоровое питание от А до Я». - Москва, 2018.
4. Пырьева Е.А, Гмошинская М.В., Сафронова А.И, Георгиева О.В., Нетунаева Е.А., Тимошина М.И. Здоровое питание школьника. / Пособие для родителей. – Москва, 2021.
Петренко К.Г. Важность формирования правильных пищевых привычек у детей младшего школьного возраста // Современная начальная школа. 2022. № 4 (35). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/35.pdf.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предлагает следующее определение здоровому образу жизни: «здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья; индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения личных проблем и запросов; система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне».
В настоящее время тема здоровья человека весьма актуальна, поэтому одной из государственных задач является воспитание здорового подрастающего поколения. ФГОС НОО выдвигает особые требования к созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирования культуры безопасного и здорового образа жизни.
Таким образом, перед современным учителем стоит важная задача — воспитание у обучающихся устойчивой мотивации, направленной на сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни. Эта задача может быть решена не только через учебный материал, заложенный в программу, но и через внеурочную деятельность.
Целью работы по формированию правильных пищевых привычек и культуры здорового образа жизни в школе является формирование осознанного пищевого поведения у детей, а также повышение уровня осведомлённости о правильном питании и его влиянии на здоровье среди всех участников образовательного процесса, то есть, педагогов, родителей и детей.
Стоит отметить, что любая деятельность, направленная на формирование ценностных установок на здоровый образ жизни и, в частности, на формирование правильных пищевых привычек, будет крайне неэффективной, если это не станет необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и в образовательной организации.
Несмотря на то, что многие родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей, не все из них считают нужным рассказывать детям о важной роли правильного сбалансированного питания. Часто родители потакают желаниям и вредным привычкам собственных детей: покупают или готовят сами жирную, высококалорийную пищу, которая приводит к ожирению; разрешают просиживать часами за компьютером, что нарушает режим питания. Поэтому учитель должен рекомендовать родителям обсуждать с детьми вопросы правильного питания, рассматривая его как основу хорошего самочувствия и укрепления здоровья.
Организация питания ребёнка – это ответственная задача. Важно сформировать у школьника правильное отношение к питанию. Известно, что пищевые привычки, заложенные в детском возрасте, сохраняются во взрослой жизни, влияют на показатели здоровья взрослого.
Пища предназначена не просто для утоления чувства голода, она должна обеспечивать ребёнка всей гаммой пищевых веществ в достаточном количестве и правильном соотношении, т.е. рацион должен быть сбалансированным. О сбалансированности рациона питания можно говорить только при условии, что в него включены разнообразные продукты и блюда.
Проблемы с организацией питания характерны для большинства школьников. Ребёнок в этом возрасте становится более самостоятельным, в том числе при выборе пищи, ослабевает родительский контроль за питанием, растёт роль окружающей среды в формировании вкусовых предпочтений (пример сверстников, просмотр рекламы и т.п.).
Среди характерных нарушений питания детей школьного возраста являются:
· отсутствие полноценных завтраков;
· «перекусы» вместо основных приёмов пищи;
· «нагруженность» ужина и его сдвиг в сторону более позднего времени;
· употребление пищевой продукции, содержащей большое количество жиров и простых углеводов, в том числе за счёт популярности фаст-фуда.
Анализ структуры питания детей и подростков выявил существенные недостатки в рационах питания школьников:
Такие нарушения повышают восприимчивость к инфекциям, что приводит к большому росту числа случаев заболеваний, связанных с питанием, отрицательно сказываются на развитии детей, на способности к обучению, являются причиной роста числа случаев ожирения и избытка массы тела.
Сложность организации питания ребёнка школьного возраста заключается в том, что она складывается из двух составляющих: первое – это питание во время пребывания в школе и второе – питание в домашних условиях. Только в случае их гармоничного союза можно реализовать принципы здорового питания.
Важные составляющие здорового питания школьника:
1. Количество поступающей энергии с питанием должно соответствовать количеству затраченной энергии, а содержание пищевых веществ - физиологическим потребностям организма.
2. В питании должны присутствовать все основные группы пищевых продуктов для обеспечения его разнообразия.
3. Необходимо соблюдать правильный режим питания.
4. В рацион желательно включать специализированные пищевые продукты, которые отличает гарантированное качество, контроль за содержанием жиров, поваренной соли, легкоусвояемых сахаров. В них могут дополнительно вводиться витамины, минералы, пищевые волокна и биологически активные компоненты.
5. Способы приготовления пищи должны максимально сохранять пищевые ценности исходных продуктов.
6. Важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка и прививать культуру питания.
Для того чтобы обеспечить организм всем спектром пищевых веществ, питание должно быть максимально разнообразным. Чем разнообразнее питание и шире ассортимент продуктов, которые мы используем (с учетом возраста и состояния здоровья), тем меньше вероятность возникновения как недостатка, так и избытка отдельных пищевых веществ.
Потребности человека в любом возрасте в энергии и пищевых веществах очень индивидуальны и зависят от множества факторов: пола, возраста, образа жизни и даже факторов окружающей среды.
Потребности детей школьного возраста в пищевых веществах и энергии представлены в таблице ниже:
Показатели (в сутки)
Возрастные группы
От 7 до 11 лет
От 11 до 14 лет
От 14 до 18 лет
мальчики
девочки
мальчики
девочки
Энергия (ккал)
2100
2500
2300
2900
2500
Белок, г
63
75
69
87
75
* в том числе животный
60
% по ккал
12
Жиры, г
70
83
77
97
83
Жиры, % по ккал
30
Углеводы, г
305
363
334
421
363
Углеводы, % по ккал
58
в т. ч. сахар % по ккал
< 10
Витамины
Витамин С, мг
60
70
60
90
70
Витамин В1, мг
1,1
1,3
1,5
1,3
Витамин В2, мг
1,2
1,5
1,8
1,5
Витамин В6, мг
1,5
1,7
1,6
2,0
1,6
Ниацин, мг
15,0
18,0
20,0
18,0
Витамин В12, мкг
2,0
3,0
Фолаты, мкг
200
300-400
400
Пантотеновая кислота, мг
3,0
3,5
5,0
4,0
Биотин, мкг
20
25
50
Витамин А, мкг рет. экв
700
1000
800
1000
800
Витамин Е, мг ток экв
10,0
12,0
12,0
15,0
15,0
Витамин D, мкг
10,0
Витамин К, мкг
60
80
70
120
100
Минеральные вещества
Кальций, мг
1100
1200
Фосфор, мг
1100
1200
Магний, мг
250
300
400
Калий, мг
900
1500
2500
Хлориды, мг
1700
1900
2300
Железо, мг
12,0
15,0
18,0
Цинк, мг
10,0
12,0
Йод, мг
0,12
0,13
0,15
Медь, мг
0,7
0,8
1,0
Селен, мг
0,03
0,04
0,05
Хром, мг
15
25
35
Фтор, мг
3,0
4,0
4,0
Основными группами продуктов питания являются:
ü мясо, включая различные виды мяса животных, мясо птиц и продукты из них, а также колбасно-сосисочные изделия;
ü рыба и рыбопродукты;
ü молоко и молочные продукты;
ü яйца;
ü фрукты и овощи;
ü хлеб и хлебобулочные изделия; макаронные изделия, крупы и бобовые;
ü пищевые жиры;
ü сахар, кондитерские изделия;
ü соль и специи.
Очевидно, что все группы продуктов значительно отличаются друг от друга по своей роли в нашем питании, и в рационе здорового ребёнка нужно найти место для каждой из них.
Продукты можно разделить на «ежедневно необходимые» и «не на каждый день». Например, мясо, хлеб, молоко, кисломолочные напитки, овощи, фрукты следует ежедневно включать детям в питание, а яйца, рыбу, сыр, творог несколько раз в неделю.
Оптимальный для школьников суточный рацион распределяется следующим образом: три основных приёма пищи с горячим блюдом и не менее двух дополнительных (второй завтрак, полдник). Дополнительным приёмом пищи служит питание «на ночь», но это подразумевает, что ребёнок должен его получить не менее, чем за два часа до сна!
Распределять приёмы пищи ребёнка следует с учётом особенностей его режима дня, графика занятий в школе и дополнительных занятий.
По энергетической ценности завтрак должен составлять 20-25% от суточной энергетической потребности, обед – 30-35%, ужин – 15-20%. Дополнительные приёмы пищи: второй завтрак – 5-10 % от суточного количества калорий, полдник – 10-15%.
Как показывает практика, питьевой режим современных школьников также далёк от оптимального. Дети отучились пить воду. Вода подменяется компотами, морсами и другими сладкими напитками, что приводит к избыточному поступлению в организм углеводов.
Следует помнить, что чай, кофейный напиток, какао, а также нектары, соки, компоты и т.п., являются пищевыми продуктами и не могут заменять воду. Они используются в составе: завтрака, обеда, полдника, ужина.
Приучать ребёнка утолять жажду водой следует с раннего возраста. Не надо заставлять пить сразу большое количество. Надо научить пить небольшими глотками в промежутках между приёмами пищи. Вода дома должна быть в свободном доступе. Это может быть и бутилированная вода, и кипячёная вода комнатной температуры. Хорошо её поставить на рабочий стол ребёнка, который много времени проводит за выполнением домашних заданий. Воду следует давать с собой ребёнку на прогулки, на занятия.
Следует учитывать, что физическая нагрузка в период дистанционного обучения значительно снижается, и её необходимо компенсировать зарядкой, прогулкой, физическими упражнениями на свежем воздухе.
В сложной эпидемиологической ситуации, когда дети находятся на дистанционном обучении, родителям следует уделять повышенное внимание организации их питания. Важно сохранение основного принципа – соответствия рациона питания потребностям организма с акцентом на поддержание защитных сил организма.
Следует уделять повышенное внимание продуктам, обогащённым витаминами, минеральными веществами. Необходимо контролировать достаточное поступление овощей, фруктов, кисломолочных продуктов. Кисломолочные продукты способны оказывать положительное влияние на состояние микрофлоры кишечника и ассоциированные с ним иммунные функции, особенно в случае обогащения их пробиотическими микроорганизмами (бифидо- и лактобактериями).
Воспитание ценностного отношения к здоровью – это длительный и последовательный процесс, включающий в себя комплекс общешкольных, внеклассных и внешкольных мероприятий, направленных на формирование у детей устойчивой активной здоровьесберегающей жизненной позиции, подкрепляемой формами поведения, способствующими сохранению и укреплению здоровья.
Исходя из этого, современного школьника необходимо научить бережно относиться к своему здоровью, воспитывать культуру здорового образа жизни, формировать правильные пищевые привычки. Ему необходимы сведения о рациональном питании, о веществах, составляющих пищу, об их роли в жизнедеятельности организма. А помочь ему в этом могут учителя и родители.
Библиографический список:
1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании. / Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012.
2. Егораева В. И. Методическая разработка по формированию основ здорового образа жизни и рационального питания у младших школьников. – Томск, 2017.
3. Понятовская Ю.Н., Леонов И.Л. Методическое пособие по курсу «Здоровое питание от А до Я». - Москва, 2018.
4. Пырьева Е.А, Гмошинская М.В., Сафронова А.И, Георгиева О.В., Нетунаева Е.А., Тимошина М.И. Здоровое питание школьника. / Пособие для родителей. – Москва, 2021.