Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПЕРВЫЙ ОПЫТ ВОЛОНТЕРСТВА УЧАЩИХСЯ СТУДИИ МОДЫ «ЛЕНТОЧКА» ВО ВСЕРОССИЙСКОЙ АКЦИИ «БИБЛИОНОЧЬ»

Колесникова Елена Александровна
педагог ДО,
Голубенко Наталья Александровна
методист,
МАУ ДО ДЮЦ "Техноспектр",
г. Хабаровск
Первый опыт волонтерства учащихся Студии моды «Ленточка» во Всероссийской акции «Библионочь»

«Вовсе не обязательно затевать грандиозные проекты, чтобы сеять добрые семена. Даже малые дела могут многое значить

для другого человека».

Ник Вуйчич

В современных условиях в образовательной и воспитательной системе нашей страны возрастает необходимость интеграции в учебно-воспитательный процесс разнообразных инновационных форм работы с обучающимися, направленных на развитие ценностных мировоззренческих установок и формирование активных, ответственных и компетентных граждан. Воспитательная работа ставится на одну ступень с образовательной. Воспитание нравственных качеств личности учащихся не менее значимы, чем приобретение ими знаний и навыков. Формирование, например, толерантности к лицам с ограниченными физическими возможностями представляет собой серьезную социальную проблему и является одним из направлений в воспитательной работе.
Существующая длительное время медицинская модель отношения к инвалидам, когда считалось, что понятия «инвалидность» и «человек с ограниченными возможностями» однородны понятиям «нетрудоспособность» и «больной», привнесла в общество восприятие инвалида как человека неполноценного, который должен быть в специализированных медицинских учреждениях, поэтому инвалиды по большей части оказывались изолированными и дискриминированными. Общество жалеет их, но социально дистанцируется. Данную модель поведения взрослых к инвалидам наблюдают дети и копируют её. Поэтому изменение, стереотипного мышления учащихся к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и формирование толерантного поведения детей в целом может быть важной воспитательной задачей педагога дополнительного образования.
«Одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у обучающихся толерантности, воспитания гуманности и социального опыта, приобретение морально-нравственных ценностей является, волонтерство или добровольчество, как инновационный воспитательный подход в обучении и воспитании обучающихся». [1, с.3].
Волонтерство – одно из средств формирования у подростков социального опыта и воспитания гуманистического мировоззрения. Для перевода знаний о гуманистических нормах морали в убеждения необходимо, чтобы они приобрели жизненную актуальность и личностный смысл. Обрести его можно в процессе практической добровольческой деятельности и межличностных отношений.
Коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом является наиболее благоприятной формой работы для формирования толерантности, когда расширяются границы общения и обучающиеся могут проявить своё личностное отношение к более широкому кругу людей, в том числе и инвалидов.
В нашем Центре дополнительного образования «Техноспектр» уделяется много внимания помощи пожилым людям и инвалидам. Развито взаимодействие с целым рядом социальных партнеров: «Хабаровским специальным домом ветеранов №2», «Домом-интернатом для престарелых и инвалидов № 1», «КГКОУ Детским домом 6», «Школой интернатом №2». В рамках этого взаимодействия творческие группы учащихся под руководством педагогов организуют концерты к памятным датам, готовят подарки, проводят мастер-классы.
«Студия моды «Ленточка», руководителем которой является Колесникова Е.А., педагог дополнительного образования, также неоднократно принимала участие в коллективных мероприятиях Центра. В то же время в апреле 2019 года у учащихся нашей студии появилась возможность принять личное участие во всероссийской акции «Библионочь». «Театральные библиосумерки - 2019» - под таким названием в КГБУК «Хабаровской краевой специализированной библиотеке для слепых» состоялась акция и была посвящена году театра. Для читателей и гостей библиотека подготовила многочасовую программу: многочисленные мастер-классы, книжные выставки, знакомство со шрифтом Брайля, инсценировки по рассказам М. М. Зощенко, просмотр кинофильма с тифлокомментариями и ряд других. [2] Нашей студии организаторы предложили в качестве волонтеров провести мастер-класс. Для учащихся это был бы первый опыт общения со слабовидящими и незрячими людьми, поэтому потребовалась серьезная работа по подготовке и она состояла из нескольких этапов.
Первый этап включал опрос по определению по готовности учащихся «Студии моды «Ленточка» к взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями и определения уровня их толерантности. По высказываниям учащихся нами было выявлено, что большая часть подростков морально не готова к данному общению и уровень их толерантности к людям с инвалидностью крайне низок. Однако, в нашем творческом коллективе выявилась группа учащихся желающих принять участие в мастер-классе. Ими стали Женя К., Марина Х., Лена Г. По их инициативе были проведены исследования о видах творчества, которыми могут заниматься люди с ограничениям по здоровью и даже достигать высокого профессионального уровня.
В сети Интернет наши будущие волонтеры нашли немало уникальных мастеров, которые рисуют не имея рук, лепят великолепные скульптуры не видя и пишут музыку не слыша. На занятии, они рассказали о таких необычных людях и некоторые скептики из числа учащихся студии поменяли свою позицию, заинтересовавшись процессом подготовки. Почти вся группа приняла участие в «мозговом штурме» по выбору темы мастер-класса. Валяние из шерсти (фелдинг) – был определен как самый оптимальный вариант для творческой поделки. На этапе непосредственной подготовки к мастер-классу был продуман дизайн валяной из шерсти поделки «Весенняя птичка», подобран материал, были сделан пробные образцы.
19 апреля состоялась акция «Бибилиосумерки -2019» и первый опыт в качестве волонтеров для трех наших учащихся. Мастер-класс от юных мастериц был принят с большим энтузиазмом и у девочек, не было ни одной свободной минуты. Конечно, не все сразу получалось. Когда Женя К. показывала слепому молодому человеку цвета шерсти и предлагала выбрать, возник неловкий момент. Но быстро поняв свою ошибку, Женя объяснила ему, что птица будет цвета неба. В результате мастер-класса было сделано двенадцать уникальных птичек.
На следующем занятии после участия в акции, девочки делились впечатлениями с одногрупниками. Они отмечали, что были крайне удивлены жизнерадостностью и открытостью инвалидов. Все страхи и волнения перед проведением мастер-класса были забыты. Окружающая обстановка позитива и взаимопомощи развеяли все сомнения и неуверенность, были стерты границы различия между здоровыми людьми и инвалидами. Оказалось, что нужно только избавится от стереотипов и научится воспринимать инвалидов как равных людей и не относится к ним с жалостью. С ними можно общаться, обмениваться опытом и просто дружить. С огромным воодушевлением девочки рассказывали о своих подопечных, о том, кому пришлось больше или меньше помогать, чья поделка получилась аккуратнее. Положительные эмоции и увлекательные рассказы волонтеров заставили сожалеть о неучастии в акции остальных участников студии. Они выказали огромное желание в будущем принимать участие в подобных мероприятиях.
Анализируя наш первый опыт волонтерства можно увидеть, что даже разовая акция может оказать влияние на изменение отношения растущей личности к людям с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому педагоги должны при любой возможности принимать участие в подобных мероприятиях.
В плане воспитательной работы «Студии моды «Ленточка» на 2020-2021 год запланировано дальнейшее участие учащихся в качестве волонтеров в «Хабаровском специальном домом ветеранов №2», «Доме-интернате для престарелых и инвалидов № 1».
Таким образом, вовлечение детей и подростков в волонтерство и другие социально-значимые практики можно рассматривать как колоссальный образовательно-воспитательный потенциал.[3] Поэтому только в ходе целенаправленной работы, когда создаются все условия для формирования толерантного отношения можно ожидать положительный результат.
Использованная литература
1.         Цыгановская, М.В., Кречетникова, А.В. Организация наставничества и волонтерства в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. [Электронный ресурс] //Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры. URL: http://www.doinhmao.ru/uploads/public/569/e23/ dd2/569e23dd2cc27195880667.doc (дата обращения: 05.11.2020).
2.         «Театральные библиосумерки» [Электронный ресурс] // Хабаровская краевая бибилиотека для слепых URL: http://hksbs.ru/novosti/teatralnyie-bibliosumerki/ (дата обращения 05.11.2020)
3.         Загладина, Х.Т. Развитие волонтерства как эффективного ресурса успешной социализации детей и молодежи в современной России / Х.Т. Загладина // Внешкольник – 2015. - № 5. – С 24-28.
Апрель 2021