Высшая школа делового администрирования
Конференции
Сентябрь 2023

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рябчикова Елена Васильевна
учитель начальных классов
МБОУ г. Астрахани «СОШ № 32»
Овсянникова Светлана Геннадьевна
учитель начальных классов
МБОУ г. Астрахани «Гимназия № 3»

Ежедневно каждому человеку нужно запомнить какую-либо информацию, извлечь новые сведения, управляться в потоке новых информационных данных, не забывая при этом то, что уже было известно. Учащимся нужна хорошая память для получения знаний и учебных результатов. Каждый учитель встречал учеников, имеющих проблемы с заучиванием наизусть стихотворений, правил. От этой проблемы можно избавиться, если для развития и тренировки памяти применять приёмы мнемотехники.

Термин «мнемотехника» пришёл к нам из Древней Греции. Мнемоническими называют понятия, связанные с запоминаниями, в честь матери муз и богини памяти – Мнемозины. Она была такая запоминающая, что, посмотрев на неё единожды, забыть её невозможно. Слово мнемотехника (или мнемоника) - от греч. «mnemonikon» обозначает «искусство запоминания».

Сама же мнемотехника – это система правил, средств и методов, помогающих совершенствовать память с помощью упорядочивания информации, с использованием ассоциаций, мысленного создания образов.

Несложно запомнить какую-либо осмысленную информацию, а вот при заучивании таблицы умножения, дат, словарных слов лучше прибегнуть к мнемотехнике.

Мнемотехника помогает развивать:

ü ассоциативное мышление;

ü зрительную и слуховую память;

ü зрительное и слуховое внимание;

ü воображение.

При помощи приёмов мнемотехники можно

ü развивать связную речь;

ü развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и пересказывать тексты, стихи;

ü развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

ü развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

Сначала для каждого слова нужно придумать картинку, как бы нарисовать схематично. Посмотрев на картинки, ученик с лёгкостью воспроизводит текст. Схемы как бы являются планом для создания текстов, помогают связно и последовательно составить рассказ.

При этом широко используются такие дидактические материалы:

Мнемоквадрат - одиночное изображение, обозначающее одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), с помощью которых составляется небольшой рассказ в 2 - 4 предложения

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стихотворение, сказка и т. п.).

Существует множество приёмов мнемотехники, но основными считают следующие пять:

1.Буквенный код или акростих. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. Стихотворение или фраза, где каждое слово начинается с той же буквы, что и заучиваемые термины. Так, последовательность падежей в русском языке учат с помощью предложения: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку. Или помните фразу, с помощью которой мы запоминаем порядок цветов радуги: Каждый (красный) Охотник (оранжевый) Желает (желтый) Знать (зеленый) Где (голубой) Сидит (синий) Фазан (фиолетовый).

2.Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соотносятся с запоминаемой информацией.

3.Рифмы. Создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал. Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

4.Созвучие. Запоминание терминов или иностранных слов с помощью созвучных уже известных слов или словосочетаний.

5.Метод римской комнаты. Присвоение запоминаемым объектам отдельных мест в хорошо известной вам комнате.

На уроке приёмы мнемотехники выполняют роль помощников, но для некоторых учащихся всё значительно сложнее и важнее.

Основа природосообразного обучения – это ориентация на индивидуальные и возрастные особенности учащихся, использование в процессе обучения специальных приёмов и способов. Можно утверждать, что использование мнемотехники просто необходимо, ибо оно находит живой отклик у учеников, способствует развитию интереса к учению, активизации мышления школьников, повышению успеваемости.