учитель начальных классов
МБОУ "Школа № 72 г. Донецка", ДНР
Проектная деятельность в учебном процессе и внеурочной деятельности особенно актуальны в настоящее время. Государственный образовательный стандарт начального общего образования требует использования в образовательном процессе деятельностного типа технологий и методов проектно-исследовательской деятельности, которые определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Актуальность методологии проектной и научно–исследовательской деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых. Школа – это место для знакомства с окружающей жизнью. Под руководством российского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, которые активно использовали проектные методы в педагогической практике. Савенков А. И. считает, что практику проведения учебно-исследовательской работы с учащимися начальной школы можно рассматривать как особую область урочной и внеурочной работы, тесно связанную с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.
Вся наша жизнь состоит из различных проектов. Одна из задач учителя начальной школы – научить ребят успешно реализовывать свои жизненные проекты.
Дети – исследователи по своей природе, они счастливы и удивлены, открывая для себя окружающий мир. Их интересует все. Поддержать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые стоят перед начальной школой.
Главная задача учителя начальных классов – не «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей проблемы.
Технология работы. Проектная технология понимается как способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна привести к практическому результату. Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного периода времени.
Проект – это прежде всего достижение цели, принятой и реализованной детьми. Проектная деятельность – это часть самостоятельной творческой работы студентов. Хорошо выполненный проект – это пошаговое планирование действий, отслеживание результатов вашей работы.
Для организации самостоятельного приобретения учащимися знаний с целью их более эффективного усвоения используются образовательные проекты. Учебный проект – это одновременно и форма организации учебного процесса, и метод обучения, который может быть использован как в классе, так и во внеурочное время. Независимо от опыта учащихся и их возраста, независимо от сложности образовательного проекта, степень активности–самостоятельности может быть представлена в следующей таблице:
1-й этап
2-й и 3-й этапы
последний этап
УЧИТЕЛЬ ученик
учитель УЧЕНИК
УЧИТЕЛЬ ученик
Как видно из таблицы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И судьба проекта в целом зависит от того, как учитель выполняет свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект. На последнем этапе роль учителя не менее важна, так как учащиеся не способны обобщить все, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным выводам, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Для того чтобы эта работа была плодотворной, прежде всего, мы учим детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать свое несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника. Кроме того, мы разрабатываем и закрепляем вместе с детьми правила работы в группе (говорите вполголоса, один говорит – другие слушают, не перебивайте говорящего). Итак, группа сформирована, роли распределены между детьми:
· организатор – ответственный за работу группы в целом;
· спикер – выступает перед классом с готовым решением группы;
· секретарь – записывает высказанные идеи и решения;
· критик – выражает противоположную точку зрения, провоцирует отрицание;
· контролер – проверяет, все ли понимают принятое решение.
После того, как работа запланирована, пришло время действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может «потеряться», то есть стать «крошечным наблюдателем». Ребята все делают сами. Конечно, степень независимости зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель находится под контролем: правильно ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности с точки зрения, как ученика, так и преподавателя, несомненно, является обязательным. Это необходимо для завершения работы, для анализа того, что было сделано, для самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. Для успешной работы на этапе презентации необходимо научить студентов: лаконично выражать свои мысли, строить логически связное сообщение, готовить ясность, развивать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации преподаватель подводит итоги, подводит итоги и дает оценку. Важно, чтобы образовательный и воспитательный эффекты были максимальными.
Поэтому целью нашей работы является развитие у младших школьников навыков использования проектных приемов для самоорганизации собственного обучения – «научить учиться».
Работая над любым проектом, мы всегда обращаем внимание детей на главную идею плана проекта: Что? Зачем? Для кого? Очень важно, чтобы дети в процессе проектной деятельности всегда помнили: кто и для чего будет использовать созданный ими продукт в будущем (практическая или социальная значимость проекта).
Принципы организации проектной деятельности, которые мы применяем:
1) учет интересов детей.
Ситуация, когда учеников «строят» и заставляют делать «проект», который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребенок решает для себя лично значимую задачу. Если нет личного участия, нет и проекта.
2) обучение через деятельность.
Проектная деятельность предполагает включение студента в поисковую и исследовательскую деятельность; систематический контроль результатов работы преподавателем и студентом.
3) познание и знание есть результат преодоления трудностей.
4) сотрудничество участников педагогического процесса.
Здесь мы можем говорить не только о сотрудничестве между учителем и учениками, но и между родителями и учениками, и самими учениками.
5) свободное творчество в выборе темы проекта, решении проблемы, оформлении и защите проекта.
Также можно выделить типы проектных презентаций: демонстрация продукта; постановка–диалог литературных персонажей; игра с классом; доклад; реклама; ролевая игра; спектакль; газета, журналы, справочник.
В чем несомненные преимущества мини-проектов?
· Создание ситуации успеха.
· Ориентация на быстрый практический результат.
· Эффективность распределения времени и его экономное использование.
· Быстрая ориентация в ситуации.
· Построение новых отношений в сотрудничестве.
· Проявление организаторских способностей.
· Уроки – проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников.
Ничто так не расширяет кругозор ребенка, не воспитывает и не сплачивает детский коллектив, как совместное дело: создание макета, оформление стенгазеты, подготовка фотоальбома, выступление перед аудиторией. А когда оно подчинено одной цели и вызывает у детей интерес, то достигается особый положительный эффект.
Обучающиеся активно участвуют в создании проектов в рамках программы. Индивидуальные краткосрочные проекты укладываются в 1-2 урока. Изготовление продукта таких проектов можно осуществлять и дома.
Вот несколько примеров проектов, которые были выполнены в урочное время. Например, проект по окружающему миру в 1 классе по теме: «Мои домашние животные». Во время урока мы искали ответ на вопрос «Почему мы любим кошек и собак?» и создали памятку «Что необходимо вашему питомцу?» Работа была объемной, они закончили ее дома вместе с родителями. Урок был интересен детям и оставил массу впечатлений. Продуктом этого проекта стали созданные учащимися презентации о своих питомцах.
Наши обучающиеся приняли активное участие в районном этапе Республиканского конкурса научно-исследовательских работ и творческих проектов детей «Мои первые шаги в науку» и стали победителями в номинации «Мои домашние животные» (3 учащихся). 1 ученик принял участие в областной научно-практической конференции учеников и преподавателей «Моя наука» (секция «Окружающий мир»).
Во втором классе мы выполнили мини-проект на уроке литературного чтения «Мой любимый детский журнал». Во время урока ребята познакомились с историей детских журналов. На втором этапе урока началась групповая работа. На этом этапе ребята играли роль журналистов. Их главной задачей было заполнить «Лист знакомств». Каждая группа в игровой форме рассказывала о своем любимом журнале.
Метод краткосрочных проектов актуален на уроках русского языка и математики. Каждый человек должен решать практические задачи каждый день. Например, нужно рассчитать, когда выходить из дома на вокзал, чтобы не опоздать на поезд и не ждать очень долго начала посадки. Часто приходится рассчитывать на то, что выбрать в буфете на обед, чтобы денег, которые есть в наличии, хватило. Портниха решает проблему как вырезать и сшить ту или иную вещь, чтобы материала было достаточно, и не было лишних обрезков. Хорошая хозяйка постоянно учитывает, какой доход есть в семье и какие расходы возможны. Погружен в проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде» решили создать эскизы посуды. На первом этапе урока обучающиеся были разделены на группы. Дано понятие о задачах–расчетах. Ученики закрепили знания о геометрических фигурах. Дома школьники вместе с родителями узнали об истории создания блюд.
На уроках русского языка мы работали над проектами «Рифма», «Письмо Деду Морозу», «Рассказ о слове», «Семья слов». Продуктом этих уроков стали: конспекты открытых уроков, письма Деду Морозу и участие ученицы в районном конкурсе.
Во внеурочной деятельности готовятся коллективные проекты. Например, «Покормите птиц зимой». Школьники имеют возможность провести исследовательскую деятельность, узнать, какие птицы зимуют у нас, чем можно кормить птиц, какие любимые лакомства каждой птицы; сделать свои кормушки и кормить птиц зимой.
В процессе осуществления проектно – исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время младшие школьники овладевают рядом практических навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам. В условиях правильной организации проектно-исследовательской деятельности дети незаметно для себя осваивают некоторые моральные нормы, усваивают моральные требования, развивают нравственные чувства, закрепляют определенные формы поведения, то есть формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают обучающиеся в результате вовлечения в научно-исследовательскую работу. Проводя исследования в группах, дети, как сильные, так и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет более успешно учиться.
Литература:
1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006. - 187 с.
2. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Начальная школа. - 2005. - № 6. - с. 25-27.
3. Довгопол И.И., Ивкова Т.А. Современные образовательные и педагогические технологии. - Симферополь: НАТА, 2006. - 335 с.
4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. - 2005. - № 9. - с. 55-59.
5. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. - 2004. - № 2. - с. 34-36
6. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. // Сельская школа. - 2004. - № 2. - 28-31 с.
7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2005. - 103 с.
Интернет- ресурсы:
1. Государственный образовательный стандарт начального общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденный приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 марта 2022 г. No 21-НП URL: https://drive.google.com/file/d/ 11IpyQeWcTaWmuLtaiM0BFLfeXAJReta7/view (дата обращения: 05.02.2023).
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования Приказ МОН ДНР от 18.07.2022 г. № 586 –URL: https://drive.google.com/file/d/1qzs8hQPf55JNBlw-cUOugfXjaXDmKdku/view (дата обращения: 10.02.2023).