Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Тагирова Л.Р. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Тагирова Люция Рахимовна
учитель начальных классов, Линейненский филиал Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «СОШ с. Старокучергановка», Астраханская область, Наримановский район, с. Линейное

Библиографическое описание: Тагирова Л.Р. Экологические игры на уроках окружающего мира как средство формирования экологической культуры младших школьников // Современная начальная школа. 2020. № 7. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/07.pdf.

В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на нашей планете, ведь все это создает угрозу существования самой жизни на Земле.

Всем известно, что начальная школа – важнейший этап становления личности, формирования экологической культуры, ведь дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов, что способствует формированию основ экологической культуры и является целью экологического образования.

Под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде. Целью экологического образования является формирование экологической культуры, в основе которой лежит ответственное отношение к окружающей среде. [3]

Экологические игры рассматриваются как одна из форм экологического образования, основанная на развертывании игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности. У ребенка формируется опыт принятия экологически грамотных решений. Дети, играя, учатся жить в этом мире, общаться с его обитателями, предметами и явлениями.

Игровая деятельность широко применяется как на уроках окружающего мира, так и во внеклассной работе. Игры для детей младшего школьного возраста – это проявление естественной формы их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности, самопознания, самовыражения. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную работу школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.

Существуют различные классификации игр, используемых для решения задач экологического образования. Часть игр соотносят с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

1) обучающие и развивающие, то есть направленные на развитие мыслительных операций;

2) словесные игры;

3) игры по ознакомлению с природой;

4) по формированию познавательной деятельности. [1]

Дидактические игры — это игры с правилами. Играя, ребенок и не думает учиться, но в результате игры узнает что-то новое. Такое учение происходит ненавязчиво, непреднамеренно. К дидактическим играм экологического содержания относят игры с карточками типа лото, природным материалом «Чудесный мешочек», игры-викторины типа «Цветочный хоровод» или «Кто где живет?»; игры-загадки, например, по «портрету» на карточке найди растение в гербарии или в природе. [2]

Например, при изучении сезонных изменений в природе в 3 классе можно провести игру «Времена года». Необходим набор картинок с изображением времен года и четыре набора маленьких картинок с изображением предметов, которыми пользуются люди в разное время года (одежда, орудия труда, игровой инвентарь). Каждая команда должна положить предметные картинки на соответствующие изображения времени года. Выигрывает та группа, которая быстрее и точнее справится с заданием.

Ролевые игры экологического содержания основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности. Например, при изучении темы «Природа и рукотворный мир» во 2 классе, можно провести игру «Что произойдет?» или «Экологический пост»: играем во время экскурсий по селу, парку, по берегу реки. Учащиеся разбиваются на экологические группы, им предлагается выявить экологически неблагополучное место и обосновать необходимость экологического поста вблизи него, написать сигнальные и познавательные плакаты и обосновать перечень мероприятий по благоустройству. Каждая группа отчитывается по результатам своей работы. Из числа наиболее подготовленных учащихся выбирается жюри, которое проведет оценку выполненного задания по следующим показателям:

1. Обоснован ли выбор места для экологического поста?

2. Правильно и достаточно ли полно выявлены признаки экологического неблагополучия?

3. Какие конкретные меры по устранению причин неблагополучия или по благоустройству они предложили?

Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической реальности и предметного содержания экологической деятельности. Например, при изучении темы «Красная книга» или «Возьмем под защиту», провожу игру «Экологический плакат». [4]

Перед проведением конкурса учащимся предлагается принести с собой различные материалы, которые могут быть использованы для аппликации: пленку, пластик, фольгу, ткани, упаковки из-под лекарств. Учащимся дается задание: придумать сюжет экологического плаката и выполнить его методом художественной аппликации. Результаты конкурса (сюжет, оформление) оценивает жюри. Или еще одна игра «Превратим отходы в доходы». Это игра для четвероклассников. Сначала проводится вступительная беседа по теме «Какие у вас в семье бывают отходы» (бумага, пищевые остатки, старая одежда, пленки, кости, волосы и т. п.). Далее предлагается выбрать какой- либо тип отходов, наиболее докучающий семье, и разработать технологию его переработки и полезного применения. Проект рецикла (превращения отхода в полезный продукт) должен быть обоснован и в основных его стадиях изображен схематически на плакате.

Игры-соревнования экологического содержания основаны на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний и умений. К этому типу относятся конкурсы: кроссвордов, проектов, загадок, путешествий и т. д. [3] Например, «Эстафета цветов»при изучении темы «Комнатные или дикорастущие растения» в 4 классе. Выходят два школьника и по очереди называют цветочно-декоративные растения открытого грунта или комнатные растения, не повторяясь и долго не раздумывая. Если ученик назвал цветок — можно сделать шаг вперед; повторился с названием или не сказал — нужно оставаться на месте. Победил тот, кто переступил условную черту первым.

При использовании игр на уроках окружающего мира у учащихся эффективнее усваивается новый материал, возникает интерес к уроку. В игре учащиеся ведут себя открыто, свободно проявляют свои эмоции и чувства.

Библиографический список

1. Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка», Вопросы психологии: М.: Просвещение, 1993.

2. Газман, О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. - М.: Просвещение, 1991.- 96 с.

3. Климцова Т. А. Экология в начальной школе. НШ. 2000. №6.

4. Опыт экологической работы со школьниками. Занятия, экологические игры,

викторины, экскурсии, Волгоград, Издательство «Учитель», Автор-составитель В.М. Суворова, 2007.