Библиографическое описание: Лашкина Н.А. Применение ИКТ в проектной деятельности в начальной школе // Современная начальная школа. 2020. № 4. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/04.pdf.
«Если бы компьютер не был изобретён, как универсальное
техническое устройство, его следовало бы изобрести
специально для целей образования».
Энтони Маллан
Актуальность проблемы.
Все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который отличается реализацией системно-деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца. Стандарт является и мощным стимулом развития педагога, даёт возможность строить образовательный процесс, используя новые технологии и формы организации учебного процесса.
Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека, владение которыми также необходимо, как умение читать и писать. ФГОС ставит задачу знакомить младших школьников с информационными и коммуникативными технологиями, учить грамотно применять их в своей деятельности, способствуя тем самым формированию у учащихся ИКТ-компетентности.
Применение информационных технологий делает учебную информацию более интересной за счет привлечения зрительных образов, развивает познавательный интерес, побуждает желание учиться новому и применять знание в жизни, способствует развитию у школьников информационной, коммуникативной культуры, а также развитию предметных компетентностей.
Использование ИКТ в работе над проектом.
Но как быть, если материально- техническая база школы не позволяет в полной мере использовать ИКТ?
Так как внеурочная деятельность школьников является органическим продолжением учебного процесса, я решила начать знакомство с информационными технологиями в рамках проектной деятельности. Учащиеся 1-4 классов знакомятся с ИКТ в качестве наблюдателей и помощников. Учитель – координатор и консультант деятельности учащихся.
На основном этапе работают учащиеся совместно с родителями. Их деятельность в проекте основана на использовании возможностей компьютерной графики, презентаций, ресурсов Интернет, что способствует эстетическому воспитанию детей, развитию у них коммуникативных способностей.
На заключительном этапе также приветствуется использование ИКТ при защите проекта: выполнение отчёта о проделанной работе в текстовом редакторе Microsoft Word, слайдовая презентация, иллюстрирующая работу над проектом - Microsoft Рower Point, оформление продукта проекта в электронном виде, размещение материала проекта в Интернете.
Таким образом, использование ИКТ позволяет ученикам находить источники информации, формировать навыки делового общения, создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.
Проекты, проводимые с использованием ИКТ в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психо-эмоциональ-ного фона учащихся при восприятии информации.
Назначение ИКТ в обучении
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели работы над проектом:
- образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения;
- развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся;
- воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
1. Для обозначения темы проекта
- тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.
2. Как сопровождение объяснения учителя, выступлений учащихся
- могут использоваться созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презента-ции, создающие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации.
3. Как информационно-обучающее пособие
- в обучении особенный акцент сегодня ставится на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
4. Для контроля знаний
- использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников.
Таким образом, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся.
Библиографический список
1. Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. “Анатолия”, 2003 г.
2. Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных технологий. Управление начальной школой № 3, 2009 г.
3. Сайт "Конгресс конференций "Информационные технологии в образовании" [Электронный ресурс]: <http://ito.edu.ru/sp/SP/>.
Сведения об авторе
Лашкина Надежда Анатольевна, учитель английского языка, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей № 28 имени академика Б.А. Королева", Россия, г. Нижний Новгород.
«Если бы компьютер не был изобретён, как универсальное
техническое устройство, его следовало бы изобрести
специально для целей образования».
Энтони Маллан
Актуальность проблемы.
Все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который отличается реализацией системно-деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца. Стандарт является и мощным стимулом развития педагога, даёт возможность строить образовательный процесс, используя новые технологии и формы организации учебного процесса.
Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека, владение которыми также необходимо, как умение читать и писать. ФГОС ставит задачу знакомить младших школьников с информационными и коммуникативными технологиями, учить грамотно применять их в своей деятельности, способствуя тем самым формированию у учащихся ИКТ-компетентности.
Применение информационных технологий делает учебную информацию более интересной за счет привлечения зрительных образов, развивает познавательный интерес, побуждает желание учиться новому и применять знание в жизни, способствует развитию у школьников информационной, коммуникативной культуры, а также развитию предметных компетентностей.
Использование ИКТ в работе над проектом.
Но как быть, если материально- техническая база школы не позволяет в полной мере использовать ИКТ?
Так как внеурочная деятельность школьников является органическим продолжением учебного процесса, я решила начать знакомство с информационными технологиями в рамках проектной деятельности. Учащиеся 1-4 классов знакомятся с ИКТ в качестве наблюдателей и помощников. Учитель – координатор и консультант деятельности учащихся.
На основном этапе работают учащиеся совместно с родителями. Их деятельность в проекте основана на использовании возможностей компьютерной графики, презентаций, ресурсов Интернет, что способствует эстетическому воспитанию детей, развитию у них коммуникативных способностей.
На заключительном этапе также приветствуется использование ИКТ при защите проекта: выполнение отчёта о проделанной работе в текстовом редакторе Microsoft Word, слайдовая презентация, иллюстрирующая работу над проектом - Microsoft Рower Point, оформление продукта проекта в электронном виде, размещение материала проекта в Интернете.
Таким образом, использование ИКТ позволяет ученикам находить источники информации, формировать навыки делового общения, создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.
Проекты, проводимые с использованием ИКТ в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психо-эмоциональ-ного фона учащихся при восприятии информации.
Назначение ИКТ в обучении
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели работы над проектом:
- образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения;
- развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся;
- воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
1. Для обозначения темы проекта
- тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.
2. Как сопровождение объяснения учителя, выступлений учащихся
- могут использоваться созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презента-ции, создающие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации.
3. Как информационно-обучающее пособие
- в обучении особенный акцент сегодня ставится на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
4. Для контроля знаний
- использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников.
Таким образом, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся.
Библиографический список
1. Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. “Анатолия”, 2003 г.
2. Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных технологий. Управление начальной школой № 3, 2009 г.
3. Сайт "Конгресс конференций "Информационные технологии в образовании" [Электронный ресурс]: <http://ito.edu.ru/sp/SP/>.
Сведения об авторе
Лашкина Надежда Анатольевна, учитель английского языка, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей № 28 имени академика Б.А. Королева", Россия, г. Нижний Новгород.