Высшая школа делового администрирования
Click to order
Публикации
2020 (№ 3-16)

Ахметгареева О.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 3-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПРИ РЕШЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ WEB-КВЕСТОВ

Ахметгареева Ольга Валентиновна
учитель начальных классов, Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей № 7" им. А.А.Лагуткина, Свердловская область, г. Берёзовский

Библиографическое описание: Ахметгареева О.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся 3-х классов на уроках математики при решении образовательных web-квестов // Современная начальная школа. 2020. № 10. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/10.pdf.

В соответствии с требованием стандарта, разработана методическая разработка сборника «Веб-квестов по математике для развития познавательных универсальных учебных действий» для 3 класса. Сборник ориентирован для учителей, работающих по УМК «Перспектива». Задача методического сборника состоит в том, чтобы разнообразить урок. Включены в сборник занятий как знакомства с новым материалом, так и закрепление, повторение и самоконтроль.

Сборник разработан на осуществление дифференцированного подхода к учащимся, изучение математики в игровой форме при помощи веб – квеста, развитие воображения, творческого и логического мышления, умений лаконично и строго излагать мысль, прогнозировать пути решения задачи, делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли. Математика как учебный предмет играет важную роль в развитии младших школьников: учащийся учится познавать окружающий мир, решать жизненно важные проблемы.

Цель: воспитание интереса к математике, как науке, обобщающей существующей и происходящей в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины.

Задачи:

1. Способствовать формированию навыков и умений умственной деятельности, развитию познавательных интересов и способностей, памяти, внимания, зрительного восприятия, творческого мышления, формирование познавательных интересов и любознательности.

2. Создать условия для обучения решению нестандартных задач.

3. Содействовать приучению учащихся к умственному труду.

Младшим школьникам свойственная неудержимая любознательность, которую следует поддерживать и направлять. Применения веб – квестов на уроках способствует удовлетворению детской любознательности.

Данный сборник помогает учителю расширить кругозор учащихся в различных областях элементарной математики. Содействует развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, развитию умения делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли.

Планируемые результаты

Предметные:

Учащийся получит возможность научиться:

· Применять способы решения нестандартных задач по математике.

· Использовать основные приёмы решения задач логического содержания: решение при помощи таблицы, решение иллюстративным методом.

· Отгадывать ребусы, загадки, решать логические задачи.

· Находить и преобразовывать фигуры, выполнять несложные задания на сравнение, выделение «лишнего» и др.

Личностные у учащихся будет сформировано:

· Положительное отношение к изучению математики.

· Могут быть сформированы: умения признавать собственные ошибки, слушать и слышать друг друга.

· Умение адекватно воспринимать требования учителя.

· Навыки общения в процессе познания, занятия математикой.

· Правила общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

· Осознавать учебно-познаватель-ную задачу;

· Осуществлять элементарный поиск информации, необходимой информации при работе с веб-квестами;

· Использовать различные способы кодирования информации в знаково- символической или графической форме;

· Использовать различные способы кодирования условий текстовой задачи (схема, таблица, рисунок, краткая запись, диаграмма);

· Осуществлять анализ объекта (по несколько существенным признакам);

· Рассуждать по аналогии, проводить и делать на их основе выводы;

· Понимать смысл логического действия поведения под понятие (для изученных математических понятий).

Учащийся получит возможность научиться:

· Осмысливать цель чтения необходимых текстов;

· Получать информацию из разных источников;

· Совместно с учителем или в групповой работе предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала;

· Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;

· Самостоятельно или в сотрудничестве с учителем использовать эвритические приемы (перебор, метод подбора, рассуждение по аналогии итд) для рационализации вычислений, поиска решения нестандартной задачи.

Регулятивные:

Учащийся научится:

· Понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств, для достижения учебной цели;

· Находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;

· Самостоятельно или под руководством учителя составлять план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;

· Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичными предыдущими заданиями, или на основе образцов:

· Самостоятельно или под руководством учителя находить и сравнивать различные варианты решения учебной задачи.

Учащийся получит возможность научиться:

· Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в процессе обучение;

· Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе решения;

· Осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;

· Самостоятельно вычленять учебную проблему, выдвигать гипотезы и оценивать их на правдоподобность;

· Подводить итог урока: чему научились, что нового узнали, что было интересного на уроке, какие задание вызвали сложности и т.д;

· Оценивать результат выполнения своего задания по параметрам, указанные учителем.

Коммуникативные:

Учащийся научится:

· Активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики;

· Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

· Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе;

· Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

· Выполнять свою часть работы в ходе коллективного решения учебной задачи, осознавая роль и место результата этой деятельности в общем плане действий.

Учащийся получит возможность научиться:

· Участвовать в диалоге при обсуждении хода выполнения задания и выработке совместного решения;

· Формулировать и обосновывать свою точку зрения;

· Понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

· Стремиться к пониманию позиции другого человека;

· Согласовать свои действия с мнением собеседника или партнера в решении учебной проблемы;

· Приводить необходимые аргументы для обоснования высказываний гипотезы, опровержения ошибочного вывода или решения;

· Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Тема: Космическое путешествие в страну «Умножения на двузначное число»

Перспективная цель: создание содержательных и организационных условий для формирования представлений у детей о приеме умножения на двузначное число в процессе работы с учебными заданиями.

Актуальная цель: создание содержательных и организационных условий для формирования представлений у детей о приемах умножения на двузначное число, решения задач изученных в процессе смены видов деятельности.

Задачи:

Обучающая – сформулировать вычислительные навыки умножения на двузначное число, уметь решать задачи изученных видов.

Развивающая – развивать внимательность, зрительную и слуховую память, математическую речь.

Воспитательная – формировать уважительное отношение к иному мнению, интерес к предмету математике

Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):

Коммуникативные: формировать собственное мнение и аргументировать его, задавать уточняющие вопросы, использовать в речи математические термины, оформлять свою речь соответственно целям и условиям делового общения, формулировать простые выводы, сотрудничать в работе с одноклассниками.

Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование задачи, составление алгоритма действия умножения; логические – анализ объектов с целью выделения существенных признаков, самостоятельное создание способов решения проблемы, использование алгоритма порядка учебных действий в решении задач, построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, сличать свое решение с эталоном, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Личностные: (соответствуют поставленным задачам): развивать мыслительную деятельность, познавательную активность, мышление, наблюдательность, внимание, память; формировать интерес к познанию математических законов, способности к самоизменению и саморазвитию; развивать самостоятельность, умение ставить цель, сотрудничать, оценивать, сравнивать, обобщать.

Оборудование: компьютер, выход в сеть Internet.

Тип урока: открытия новых знаний.

Методы, приемы: наглядный, практический

Ссылка на сайт: https://ahmetgareeva olga.wixsite.com/mysite-2.

Тема: Секреты математики.

Перспективная цель: формирование у обучающихся представлений о приемах умножения и деления в процессе работы с учебными заданиями.

Актуальная цель: формирование знаний у учащихся представление о устных приемах умножения и деления, посредством выполнения заданий.

Задачи:

Обучающая - знакомство с интересными способами умножения, не используя таблицу умножения; выявление и поддержка математических способностей детей; выявление уровня знаний учащихся, умение применять их на практике.

Развивающая – развивать внимательность, зрительную и слуховую память, математическую речь.

Воспитательная – формировать уважительное отношение к иному мнению; интерес к математике.

Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): знать интересные способы умножения, не используя таблицу умножения.

Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):

Коммуникативные: используют средства ИКТ для решения коммуникативных задач.

Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, подбирать сведения из дополнительных источников, умеют работать с интерактивными упражнениями, используют средства ИКТ для решения познавательных задач, умеют вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме, анализировать изображения

Регулятивные: понимание и постановка учебной задачи;

Личностные (соответствуют поставленным задачам): сформированность мотивации к обучению и познанию.

Оборудование: компьютер с выходом в интернет.

Тип урока: открытие новых знаний

Методы, приемы: наглядный, практический

Ссылка на сайт: https://ahmetgareeva olga.wixsite.com/mysite-1.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] /: М-во образования и науки Р.Ф- 5 – езд., перераб. – М.: Издательство Просвещение, 2017 – 53с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация средствами УМК «Перспектива» [Текст] /:М – во образования и науки Р.Ф, учебное пособие - М.: Издательство Просвещение,2014 – 48с.

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011- с.159

4. Афанасьева Л.О., Поречная Е.А. Использование квест – технологии при проведении уроков в начальной школе [Текст] /:М – Школьные технологии, 2012 - №6- с.149-159.

5. Андреева, М.В. Технологии веб – квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции [Текст] / М.В. Андреева. – М.: АСТ: Астрель,2004.- 12 с.

6. Бенц, Ф. Применение веб-квестов в учебной деятельности. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www/natalia-chimera. ru.