Ахметгареева Ольга Валентиновна
учитель начальных классов, Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей № 7" им. А.А.Лагуткина, Свердловская область, г. Берёзовский
Библиографическое описание: Ахметгареева О.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся 3-х классов на уроках математики при решении образовательных web-квестов // Современная начальная школа. 2020. № 10. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/10.pdf.
В соответствии с требованием стандарта, разработана методическая разработка сборника «Веб-квестов по математике для развития познавательных универсальных учебных действий» для 3 класса. Сборник ориентирован для учителей, работающих по УМК «Перспектива». Задача методического сборника состоит в том, чтобы разнообразить урок. Включены в сборник занятий как знакомства с новым материалом, так и закрепление, повторение и самоконтроль.
Сборник разработан на осуществление дифференцированного подхода к учащимся, изучение математики в игровой форме при помощи веб – квеста, развитие воображения, творческого и логического мышления, умений лаконично и строго излагать мысль, прогнозировать пути решения задачи, делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли. Математика как учебный предмет играет важную роль в развитии младших школьников: учащийся учится познавать окружающий мир, решать жизненно важные проблемы.
Цель: воспитание интереса к математике, как науке, обобщающей существующей и происходящей в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины.
Задачи:
1. Способствовать формированию навыков и умений умственной деятельности, развитию познавательных интересов и способностей, памяти, внимания, зрительного восприятия, творческого мышления, формирование познавательных интересов и любознательности.
2. Создать условия для обучения решению нестандартных задач.
3. Содействовать приучению учащихся к умственному труду.
Младшим школьникам свойственная неудержимая любознательность, которую следует поддерживать и направлять. Применения веб – квестов на уроках способствует удовлетворению детской любознательности.
Данный сборник помогает учителю расширить кругозор учащихся в различных областях элементарной математики. Содействует развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, развитию умения делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли.
Планируемые результаты
Предметные:
Учащийся получит возможность научиться:
· Применять способы решения нестандартных задач по математике.
· Использовать основные приёмы решения задач логического содержания: решение при помощи таблицы, решение иллюстративным методом.
· Отгадывать ребусы, загадки, решать логические задачи.
· Находить и преобразовывать фигуры, выполнять несложные задания на сравнение, выделение «лишнего» и др.
Личностные у учащихся будет сформировано:
· Положительное отношение к изучению математики.
· Могут быть сформированы: умения признавать собственные ошибки, слушать и слышать друг друга.
· Умение адекватно воспринимать требования учителя.
· Навыки общения в процессе познания, занятия математикой.
· Правила общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
· Осознавать учебно-познаватель-ную задачу;
· Осуществлять элементарный поиск информации, необходимой информации при работе с веб-квестами;
· Использовать различные способы кодирования информации в знаково- символической или графической форме;
· Использовать различные способы кодирования условий текстовой задачи (схема, таблица, рисунок, краткая запись, диаграмма);
· Осуществлять анализ объекта (по несколько существенным признакам);
· Рассуждать по аналогии, проводить и делать на их основе выводы;
· Понимать смысл логического действия поведения под понятие (для изученных математических понятий).
Учащийся получит возможность научиться:
· Осмысливать цель чтения необходимых текстов;
· Получать информацию из разных источников;
· Совместно с учителем или в групповой работе предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала;
· Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;
· Самостоятельно или в сотрудничестве с учителем использовать эвритические приемы (перебор, метод подбора, рассуждение по аналогии итд) для рационализации вычислений, поиска решения нестандартной задачи.
Регулятивные:
Учащийся научится:
· Понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств, для достижения учебной цели;
· Находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
· Самостоятельно или под руководством учителя составлять план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;
· Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичными предыдущими заданиями, или на основе образцов:
· Самостоятельно или под руководством учителя находить и сравнивать различные варианты решения учебной задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
· Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в процессе обучение;
· Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе решения;
· Осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
· Самостоятельно вычленять учебную проблему, выдвигать гипотезы и оценивать их на правдоподобность;
· Подводить итог урока: чему научились, что нового узнали, что было интересного на уроке, какие задание вызвали сложности и т.д;
· Оценивать результат выполнения своего задания по параметрам, указанные учителем.
Коммуникативные:
Учащийся научится:
· Активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики;
· Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
· Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе;
· Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
· Выполнять свою часть работы в ходе коллективного решения учебной задачи, осознавая роль и место результата этой деятельности в общем плане действий.
Учащийся получит возможность научиться:
· Участвовать в диалоге при обсуждении хода выполнения задания и выработке совместного решения;
· Формулировать и обосновывать свою точку зрения;
· Понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
· Стремиться к пониманию позиции другого человека;
· Согласовать свои действия с мнением собеседника или партнера в решении учебной проблемы;
· Приводить необходимые аргументы для обоснования высказываний гипотезы, опровержения ошибочного вывода или решения;
· Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Тема: Космическое путешествие в страну «Умножения на двузначное число»
Перспективная цель: создание содержательных и организационных условий для формирования представлений у детей о приеме умножения на двузначное число в процессе работы с учебными заданиями.
Актуальная цель: создание содержательных и организационных условий для формирования представлений у детей о приемах умножения на двузначное число, решения задач изученных в процессе смены видов деятельности.
Задачи:
Обучающая – сформулировать вычислительные навыки умножения на двузначное число, уметь решать задачи изученных видов.
Развивающая – развивать внимательность, зрительную и слуховую память, математическую речь.
Воспитательная – формировать уважительное отношение к иному мнению, интерес к предмету математике
Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):
Коммуникативные: формировать собственное мнение и аргументировать его, задавать уточняющие вопросы, использовать в речи математические термины, оформлять свою речь соответственно целям и условиям делового общения, формулировать простые выводы, сотрудничать в работе с одноклассниками.
Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование задачи, составление алгоритма действия умножения; логические – анализ объектов с целью выделения существенных признаков, самостоятельное создание способов решения проблемы, использование алгоритма порядка учебных действий в решении задач, построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, сличать свое решение с эталоном, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Личностные: (соответствуют поставленным задачам): развивать мыслительную деятельность, познавательную активность, мышление, наблюдательность, внимание, память; формировать интерес к познанию математических законов, способности к самоизменению и саморазвитию; развивать самостоятельность, умение ставить цель, сотрудничать, оценивать, сравнивать, обобщать.
Оборудование: компьютер, выход в сеть Internet.
Тип урока: открытия новых знаний.
Методы, приемы: наглядный, практический
Ссылка на сайт: https://ahmetgareeva olga.wixsite.com/mysite-2.
Тема: Секреты математики.
Перспективная цель: формирование у обучающихся представлений о приемах умножения и деления в процессе работы с учебными заданиями.
Актуальная цель: формирование знаний у учащихся представление о устных приемах умножения и деления, посредством выполнения заданий.
Задачи:
Обучающая - знакомство с интересными способами умножения, не используя таблицу умножения; выявление и поддержка математических способностей детей; выявление уровня знаний учащихся, умение применять их на практике.
Развивающая – развивать внимательность, зрительную и слуховую память, математическую речь.
Воспитательная – формировать уважительное отношение к иному мнению; интерес к математике.
Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): знать интересные способы умножения, не используя таблицу умножения.
Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):
Коммуникативные: используют средства ИКТ для решения коммуникативных задач.
Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, подбирать сведения из дополнительных источников, умеют работать с интерактивными упражнениями, используют средства ИКТ для решения познавательных задач, умеют вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме, анализировать изображения
Регулятивные: понимание и постановка учебной задачи;
Личностные (соответствуют поставленным задачам): сформированность мотивации к обучению и познанию.
Оборудование: компьютер с выходом в интернет.
Тип урока: открытие новых знаний
Методы, приемы: наглядный, практический
Ссылка на сайт: https://ahmetgareeva olga.wixsite.com/mysite-1.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] /: М-во образования и науки Р.Ф- 5 – езд., перераб. – М.: Издательство Просвещение, 2017 – 53с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация средствами УМК «Перспектива» [Текст] /:М – во образования и науки Р.Ф, учебное пособие - М.: Издательство Просвещение,2014 – 48с.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011- с.159
4. Афанасьева Л.О., Поречная Е.А. Использование квест – технологии при проведении уроков в начальной школе [Текст] /:М – Школьные технологии, 2012 - №6- с.149-159.
5. Андреева, М.В. Технологии веб – квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции [Текст] / М.В. Андреева. – М.: АСТ: Астрель,2004.- 12 с.
6. Бенц, Ф. Применение веб-квестов в учебной деятельности. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www/natalia-chimera. ru.
учитель начальных классов, Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей № 7" им. А.А.Лагуткина, Свердловская область, г. Берёзовский
Библиографическое описание: Ахметгареева О.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся 3-х классов на уроках математики при решении образовательных web-квестов // Современная начальная школа. 2020. № 10. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/10.pdf.
В соответствии с требованием стандарта, разработана методическая разработка сборника «Веб-квестов по математике для развития познавательных универсальных учебных действий» для 3 класса. Сборник ориентирован для учителей, работающих по УМК «Перспектива». Задача методического сборника состоит в том, чтобы разнообразить урок. Включены в сборник занятий как знакомства с новым материалом, так и закрепление, повторение и самоконтроль.
Сборник разработан на осуществление дифференцированного подхода к учащимся, изучение математики в игровой форме при помощи веб – квеста, развитие воображения, творческого и логического мышления, умений лаконично и строго излагать мысль, прогнозировать пути решения задачи, делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли. Математика как учебный предмет играет важную роль в развитии младших школьников: учащийся учится познавать окружающий мир, решать жизненно важные проблемы.
Цель: воспитание интереса к математике, как науке, обобщающей существующей и происходящей в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины.
Задачи:
1. Способствовать формированию навыков и умений умственной деятельности, развитию познавательных интересов и способностей, памяти, внимания, зрительного восприятия, творческого мышления, формирование познавательных интересов и любознательности.
2. Создать условия для обучения решению нестандартных задач.
3. Содействовать приучению учащихся к умственному труду.
Младшим школьникам свойственная неудержимая любознательность, которую следует поддерживать и направлять. Применения веб – квестов на уроках способствует удовлетворению детской любознательности.
Данный сборник помогает учителю расширить кругозор учащихся в различных областях элементарной математики. Содействует развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, развитию умения делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли.
Планируемые результаты
Предметные:
Учащийся получит возможность научиться:
· Применять способы решения нестандартных задач по математике.
· Использовать основные приёмы решения задач логического содержания: решение при помощи таблицы, решение иллюстративным методом.
· Отгадывать ребусы, загадки, решать логические задачи.
· Находить и преобразовывать фигуры, выполнять несложные задания на сравнение, выделение «лишнего» и др.
Личностные у учащихся будет сформировано:
· Положительное отношение к изучению математики.
· Могут быть сформированы: умения признавать собственные ошибки, слушать и слышать друг друга.
· Умение адекватно воспринимать требования учителя.
· Навыки общения в процессе познания, занятия математикой.
· Правила общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
· Осознавать учебно-познаватель-ную задачу;
· Осуществлять элементарный поиск информации, необходимой информации при работе с веб-квестами;
· Использовать различные способы кодирования информации в знаково- символической или графической форме;
· Использовать различные способы кодирования условий текстовой задачи (схема, таблица, рисунок, краткая запись, диаграмма);
· Осуществлять анализ объекта (по несколько существенным признакам);
· Рассуждать по аналогии, проводить и делать на их основе выводы;
· Понимать смысл логического действия поведения под понятие (для изученных математических понятий).
Учащийся получит возможность научиться:
· Осмысливать цель чтения необходимых текстов;
· Получать информацию из разных источников;
· Совместно с учителем или в групповой работе предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала;
· Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;
· Самостоятельно или в сотрудничестве с учителем использовать эвритические приемы (перебор, метод подбора, рассуждение по аналогии итд) для рационализации вычислений, поиска решения нестандартной задачи.
Регулятивные:
Учащийся научится:
· Понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств, для достижения учебной цели;
· Находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
· Самостоятельно или под руководством учителя составлять план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;
· Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичными предыдущими заданиями, или на основе образцов:
· Самостоятельно или под руководством учителя находить и сравнивать различные варианты решения учебной задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
· Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в процессе обучение;
· Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе решения;
· Осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
· Самостоятельно вычленять учебную проблему, выдвигать гипотезы и оценивать их на правдоподобность;
· Подводить итог урока: чему научились, что нового узнали, что было интересного на уроке, какие задание вызвали сложности и т.д;
· Оценивать результат выполнения своего задания по параметрам, указанные учителем.
Коммуникативные:
Учащийся научится:
· Активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики;
· Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
· Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе;
· Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
· Выполнять свою часть работы в ходе коллективного решения учебной задачи, осознавая роль и место результата этой деятельности в общем плане действий.
Учащийся получит возможность научиться:
· Участвовать в диалоге при обсуждении хода выполнения задания и выработке совместного решения;
· Формулировать и обосновывать свою точку зрения;
· Понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
· Стремиться к пониманию позиции другого человека;
· Согласовать свои действия с мнением собеседника или партнера в решении учебной проблемы;
· Приводить необходимые аргументы для обоснования высказываний гипотезы, опровержения ошибочного вывода или решения;
· Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Тема: Космическое путешествие в страну «Умножения на двузначное число»
Перспективная цель: создание содержательных и организационных условий для формирования представлений у детей о приеме умножения на двузначное число в процессе работы с учебными заданиями.
Актуальная цель: создание содержательных и организационных условий для формирования представлений у детей о приемах умножения на двузначное число, решения задач изученных в процессе смены видов деятельности.
Задачи:
Обучающая – сформулировать вычислительные навыки умножения на двузначное число, уметь решать задачи изученных видов.
Развивающая – развивать внимательность, зрительную и слуховую память, математическую речь.
Воспитательная – формировать уважительное отношение к иному мнению, интерес к предмету математике
Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):
Коммуникативные: формировать собственное мнение и аргументировать его, задавать уточняющие вопросы, использовать в речи математические термины, оформлять свою речь соответственно целям и условиям делового общения, формулировать простые выводы, сотрудничать в работе с одноклассниками.
Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование задачи, составление алгоритма действия умножения; логические – анализ объектов с целью выделения существенных признаков, самостоятельное создание способов решения проблемы, использование алгоритма порядка учебных действий в решении задач, построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, сличать свое решение с эталоном, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Личностные: (соответствуют поставленным задачам): развивать мыслительную деятельность, познавательную активность, мышление, наблюдательность, внимание, память; формировать интерес к познанию математических законов, способности к самоизменению и саморазвитию; развивать самостоятельность, умение ставить цель, сотрудничать, оценивать, сравнивать, обобщать.
Оборудование: компьютер, выход в сеть Internet.
Тип урока: открытия новых знаний.
Методы, приемы: наглядный, практический
Ссылка на сайт: https://ahmetgareeva olga.wixsite.com/mysite-2.
Тема: Секреты математики.
Перспективная цель: формирование у обучающихся представлений о приемах умножения и деления в процессе работы с учебными заданиями.
Актуальная цель: формирование знаний у учащихся представление о устных приемах умножения и деления, посредством выполнения заданий.
Задачи:
Обучающая - знакомство с интересными способами умножения, не используя таблицу умножения; выявление и поддержка математических способностей детей; выявление уровня знаний учащихся, умение применять их на практике.
Развивающая – развивать внимательность, зрительную и слуховую память, математическую речь.
Воспитательная – формировать уважительное отношение к иному мнению; интерес к математике.
Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): знать интересные способы умножения, не используя таблицу умножения.
Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):
Коммуникативные: используют средства ИКТ для решения коммуникативных задач.
Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, подбирать сведения из дополнительных источников, умеют работать с интерактивными упражнениями, используют средства ИКТ для решения познавательных задач, умеют вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме, анализировать изображения
Регулятивные: понимание и постановка учебной задачи;
Личностные (соответствуют поставленным задачам): сформированность мотивации к обучению и познанию.
Оборудование: компьютер с выходом в интернет.
Тип урока: открытие новых знаний
Методы, приемы: наглядный, практический
Ссылка на сайт: https://ahmetgareeva olga.wixsite.com/mysite-1.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] /: М-во образования и науки Р.Ф- 5 – езд., перераб. – М.: Издательство Просвещение, 2017 – 53с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация средствами УМК «Перспектива» [Текст] /:М – во образования и науки Р.Ф, учебное пособие - М.: Издательство Просвещение,2014 – 48с.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011- с.159
4. Афанасьева Л.О., Поречная Е.А. Использование квест – технологии при проведении уроков в начальной школе [Текст] /:М – Школьные технологии, 2012 - №6- с.149-159.
5. Андреева, М.В. Технологии веб – квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции [Текст] / М.В. Андреева. – М.: АСТ: Астрель,2004.- 12 с.
6. Бенц, Ф. Применение веб-квестов в учебной деятельности. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www/natalia-chimera. ru.