воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 31 "Радуга", г. Йошкар-Ола
Дошкольный возраст – это своеобразный период развития человека, в котором происходит овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В период дошкольного детства формируется фундаментальная основа для здоровья и полноценного физического развития детей и физкультурно-оздоровитель-ные занятия в этом возрасте являются важнейшей составляющей образа жизни и поведения детей.
Здоровье дошкольников так же является важным вопросом, поэтому именно в этом возрасте внимание взрослых должно быть сосредоточено на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей.
Существует прямая взаимосвязь между развитием речи ребенка и уровнем развития его мелкой и крупной моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь, координация, психофизическое развитие детей. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление.
Кроме мелкой моторики так же необходимо развивать крупную моторику. Упражнения для крупной моторики укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают основной корсет позвоночника, развивают моторику и координацию движений, также дает возможность ребенку свободнее передвигаться, самому заботиться о себе и проявлять творческие способности.
Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особое внимание уделяется дыхательным упражнениям. Дыхание является важнейшей функцией организма, поэтому данные упражнения занимают важное место в физической культуре.
Развитие мелкой и крупной моторики детей дошкольного возраста так же происходит через детский фитнес, который представляет собой комплекс четко продуманных упражнений, направленных на укрепление здоровья и правильного развития физических качеств и двигательных навыков. Выполняя комплексы общеразвивающих упражнений, элементы стретчинга, игроритмики, дыхательных упражнений и пальчиковой гимнастики, у детей происходит общее физическое развитие.
Занятия по развитию мелкой и крупной моторики в рамках детского фитнеса положительным образом сказываются на физическом и эмоциональном развитии ребенка. У детей дошкольного возраста улучшается функционирование дыхательной, кровеносной и нервной систем, формируется правильная работа опорно-двигательного аппарата, происходит развитие и совершенствование двигательных навыков, ловкости, быстроты реакции, гибкости, скорости восприятия и координация.
В связи с этим, в нашем детском саду разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «НЕПОСЕДЫ» на 2022-2023 учебный год и реализуется в данный момент. Целью программы является развитие крупной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста в игре и для того, чтобы достичь её мы поставили следующие задачи:
Обучающие – укрепить здоровье воспитанников, способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку; содействовать профилактике плоскостопия.
Развивающие – совершенствовать психомоторные способности дошкольников; развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистую и нервную системы организма; развивать мелкую и крупную моторику.
Воспитывающие – создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей; воспитывать умение эмоционального выражения и творчества в движении.
Реализуя данную дополнительную программу, мы заметили, что у детей улучшилась гибкость, дети стали более выносливыми, развилисьскоростно-силовые и координационные способности; они стали лучше согласовывать движения с музыкой и стали более раскрепощенными.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие крупной и мелкой моторики посредством детского фитнеса способствует физическому развитию детей дошкольного возраста, а также формированию основ здорового образа жизни.