Высшая школа делового администрирования
Конференции
Апрель 2023

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Ефимова Любовь Ивановна
учитель-логопед
МБДОУ ЦРР д/с № 7 "Остров сокровищ", Республика (Саха) Якутия, город Якутск

В дошкольном возрасте проведение коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи, имеет большой положительный эффект. Так как дошкольный возраст является наиболее важным в формировании психомоторного и общего физического развития. Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успешного обучения в школе. Нарушения речи отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка в целом, на его поведении. Использование телесно – ориентированных технологий в условиях логопункта показало, что у детей, наблюдается улучшение результатов в коррекции речи, более эффективное формирование положительной мотивации к занятиям, развитие адекватной самооценки.

В последние годы неуклонно растет количество детей с различными коморбидными нарушениями. Данную технологию я примеряю в рамках темы самообразования четвертый год. В логопедическом пункте в ДОУ в большинстве своем преобладают дети с такими нарушениями как дизартрия, дислалия, алалия, у многих детей нарушена способность совершать последовательные целенаправленные движения.

Известно, что у многих детей с расстройствами речи, наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, нарушение координации речи с движением, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. В процессе коррекционной работы мы развиваем умение слушать, воспринимать речь окружающих, отвечать на вопросы, спрашивать, пересказывать. Однако, ни одна из методик в полной мере не позволяет сформировать у ребенка телесного и чувственного осознания своего тела, умения произвольно управлять им и тем самым, осознать возможность самостоятельного устранения нарушений своей речи и гиперактивности [1]. Данный ключевой компонент коррекции предоставлен в телесно-ориентированных практиках.

Актуальность применения телесно-ориентированных технологий определяет физиологическое обоснование введения их в коррекционно–развивающую работу с дошкольниками с недоразвитием речи и с гиперактивностью.

Популярность телесно-ориентированных техник в современном мире, несомненно, растет. Телесно-ориентированный подход привлекает возможностью непосредственной коммуникации с подсознанием с помощью языка тела, а также контроля эмоций, снятием психофизических зажимов, коррекцией различных нарушений развития, профилактикой психосоматических заболеваний.

В основе телесно-ориентированного подхода в работе с детьми лежит принцип психофизического сопряжения, суть которого заключается в том, что применяемые средства двигательной активности позволяют добиваться конкретных изменений, в физической сфере которые, в свою очередь, способствуют изменениям в психической сфере.

В план индивидуальной коррекционной работы включены данные методы [2, 3, 5]:

1. Биоэнергопластика - соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки; растяжки - чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц; упражнения для релаксации - способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом; дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

2. Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие: развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека. Учат мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.

3. Техники массажа, самомассаж. Лечебный метод, при котором используется механическая энергия, передаваемая органам и тканям через поглаживания, растирания, вибрации, постукивания и нажатия. Массажа, самомассаж повышает работоспособность мышц, снижает тонус в спазмированных мышцах, или повышают при гипотонусе, достигается релаксация речевой мускулатуры. Таким образом, улучшается эмоциональное состояние, уменьшается скованность.

Использование данных технологий в логопедической работе помогает в деятельности логопеда и быстрее и качественнее осуществлять исправление и закрепление у детей правильных речевых навыков, способствует снятию нервно – психического напряжения и коррекции психоэмоциональной сферы. Добиваться стойкой положительной динами у детей с тяжелыми речевыми нарушениями, сопряженными сочетанной патологией как в психическом развитии: задержка психического развития, умственная отсталость, расстройства аутистического спектра, так и клинических нарушений: дизартрия, алалия, заикание и др.

Родителям иногда кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений – это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, заболеваниями аутистического спектра, нарушениями поведения и внимания, СДВГ. Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить) [3]. Перед тем, как ребенок научится говорить, надо научить его принимать ту или иную позу, он должен отпрыгать, отбегать, отползать, свое, и только потом, научиться говорить. В наше время, с введением дистанционного образования, постковидных ограничений, дети зачастую неполноценно проживают этот этап собственного развития. Надо понимать, что отделы головного мозга развиваются гармонично, поэтапно.

Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.

Как только ребенок начинает активно двигаться – ползать, сидеть, затем стоять – он начинает постигать своё тело и пространство вокруг. Ощупывая и рассматривая предметы – изучает форму и цвет. Развиваются моторные функции, затем формируется и речь. Именно эти функции психики – сенсорные и моторные, а также способность всем этим сознательно управлять – являются базовыми. И если что-то было нарушено в их формировании, это повлечёт за собой проблемы в развитии психических процессов и функций более высокого порядка: внимание, память, мышление, речь [6].

Сенсомоторная коррекция построена таким образом, что как будто «возвращает» ребёнка к самому раннему детству. На занятиях система восприятия и движения выстраивается заново, компенсируя тем самым возможные нарушения. Не только мозг управляет движениями, но и через движения можно развивать мозг.

В сенсомоторную коррекцию включаются и другие блоки упражнений. Задача образовательной кинезиологии – развить (возвратить) человеку его природные естественные ресурсы путем снятия стрессовых зажимов в теле и создания баланса, что и обеспечивает возможность позитивного и радостного обучения, спонтанности и творчества, даёт возможность ребенку эффективнее усваивать информацию, успешно овладевать даже самыми сложными интеллектуальными действиями.

На начальных этапах коррекционной работы, естественно, с учетом индивидуальных особенностей, мы учимся с детьми пользоваться своими органами чувств. Для этого используем различные предметы, крупы, песок, пластилин, слушать звуки (как льется вода, шуршит бумага, звенит колокольчик, стучат ложки, барабан и т.п.). Сенсорная интеграция нужна для улучшения соматогнозиса. К 4 годам малыш должен без проблем прыгать на двух ногах, отталкиваясь одновременно, перепрыгивать через веревочку двумя ногами, стоять на одной ноге, ловить и кидать мяч, ходить по лестнице попеременным шагом. Если он этого делать не умеет, то начинаем развивать общую моторику на примере простых упражнений: повтори за мной – скрести руки, похлопай в ладоши над головой, за спиной, перед собой, постучи по плечам, по коленям. Не может повторить позу тела, не сможет повторять звуки и слоги.

Далее работаем на переключение с одной позы тела на другую. Ребенок должен уметь выполнять движения последовательно, не одновременно, а каждое по отдельности. Любое слово состоит из определенной последовательности, поэтому перед тем, как научиться воспроизводить слоги в слове, нужно научиться выполнять серию последовательных движений телом.

Когда ребенок научится владеть телом, он должен учиться определять расстояние до предмета относительно себя. Например, вставляем нитку в игрушечную иголку, кидаем мяч вверх, высоко, низко, далеко, близко, к себе, от себя, слева, справа. При развитии пространственно-временных отношений на этом этапе сюда входит моторное планирование – определение последовательности не только предметов относительно друг друга, но и последовательности действий. Что сначала, а что потом. Для этого учим выполнять простые команды: положи сначала синий камешек в коробку, а потом красный. Ребенок должен сначала прослушать инструкцию и только потом выполнить. Постепенно усложняем инструкцию до трехступенчатой. При выполнении этих действий нейронные связи в коре головного мозга начинают меняться.

Параллельно с развитием общей моторики можно подключить развитие фонематического слуха и проговаривание слогов. Для этого ребенок должен выложить ритмический ряд, можно из камешков, разноцветных кубиков, пуговиц, карандашей: красный, желтый, красный – продолжи ряд.

Только после достаточного развития общей и мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентировки переходим к артикуляции.

В заключение хочется сказать, о необходимости оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи, гиперактивность, на основе сочетания традиционных методик с элементами телесно-ориентированных технологий. В перспективе: так как телесно-ориентированная терапия является невербальным методом коррекции, его можно сочетать с вербальными методами, что способствует наилучшему результату, требуется дальнейший анализ возможной коррекции, поскольку данная терапия имеет более пятидесяти теоретико-методологических подходов.

Список используемой литературы:

1. Березкина-Орлова В., Баскакова М.А. Актерские телесно-ориентированные психотехники // Свободное тело / Под ред. В.Ю. Баскакова. М.: Институт Общегуманитарных Исследований. 2001. С. 125-152.

2. Дьякова Е.А. Логопедический массаж: учеб. Пособие для студ. Высш. Уч. Завед. – 2-е издание – М.: Издательский центр «Академия», 2005- 96с.

3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. –М.: «Генезис», 2013;

4. Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психических процессов у младших школьников - М., 1977

5. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие - М., 1999

6. Robert Frager, James Fadiman. «Personality, personal Growth», 5th ed., 2002.