Высшая школа делового администрирования
Публикации
2022 (№ 32-43)

Кельн Ю.А. ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Библиографическое описание:
Кельн Ю.А. Опыт работы с детьми аутистического спектра // Современная начальная школа. 2022. № 2 (33). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/33.pdf.

Аннотация: аутисты это особенные дети. Не один не похож на другого. В современном обществе видя такого ребенка - аутиста нет возможности уверенно чувствовать себя в ситуации, развитие которой непредсказуемо, — все это делает необходимой специальную работу по организации его жизни в обществе. Статья посвящена вопросам обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра. Рассматриваются формы, приемы и методы установления эмоционального контакта и вовлечения аутичных детей в совместную деятельность.

Ключевые слова: аутизм, структурированное пространство, обучение, эрготерапия, психология, педагогика.

В МАОУ «Начальная общеобразовательная школа №25» с 1 сентября 2016 года был открыт ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра. А городе Златоусте это первый специальный класс для таких детей. Бала разработана адаптационная программа, которая опирается на методику структурированного обучения с применением элементов эрготерапии.

Эрготерапия – современное направление помощи детям с аутизмом и РАС, основная идея которой заключается в адаптации окружающего пространства под особые нужды ребенка с учетом его индивидуальных физических, эмоциональных, социальных и психологических потребностей.

Для детей с аутизмом и РАС эрготерапия - это помощь в социализации, навыков самообслуживания, умения снижать чувства тревоги, развитие самостоятельности. Были использованы элементы эрготерапии которые направлены на коррекцию двигательных функций, развитие общей и мелкой моторики.

В своей работе я опираюсь на методику структурного обучения. Структурное обучение позволяет снизить тревожность детей и развивает их внимание и мотивацию.

Основные компоненты — это структурное пространство, индивидуальное расписание, консолидирование процесса обучения.

Структурированное пространство – это развивающая среда, отдельная классная комната, игровая комната.

В классе есть зоны: для учебных занятий, для индивидуальных занятий с педагогом психологом и учителем-логопедом, игровая комната с сенсорной зоной.

Визуальное расписание занятий – это один из важнейших основных компонентов структурированной среды обучения, который сообщает учащемуся с аутизмом, какие занятия будут проводится и в какой последовательности.

Для работы использовала визуальные стимулы карточки Пеке алгоритмы одевания и умывания для самообслуживания, визуальные задания для адаптивного характера. Запрещающие и разрешающие знаки, четкие инструкции. Наглядная адаптация заданий всегда имеет большое значение и не должно упускаться из виду. Стратегия структурированного обучения позволит учащемуся с аутизмом научится концентрировать внимание на визуальных опорных сигналах в различных средах и ситуациях и таким образом повысит уровень самостоятельности в различных средах деятельности. Для лучшего усвоения информации использовались на уроках учебные фильмы, мультимедийные презентации, практические задания с раздаточным материалом, дидактические игры.

В классе обучаются 3 ученика. двое воспитанников из коррекционного детского сада №59 и 1 воспитанник, который не обучался по коррекционной программе. С детьми работает команда учителей: учитель –дефектолог, тьютор, учитель – логопед, педагог-психолог и учитель по физической культуре. обучение ведётся по адаптированной образовательной программе, по учебникам программы «Школа России». обучение в начальной школе для детей составляет 5 лет. Обучение в 1 классе рассчитано на 2 года.

Учебный план как в образовательных классах. По ФГОС, кроме учебной деятельности, предусмотрена и внеурочная деятельность 10ч. В нее входит: индивидуальная и групповая работа с учителем – логопедом, педагогом-психологом, учителем –дефектологом, ритмика. Это коррекционная работа. для общего и всестороннего развития детей мы проводим уроки направленности «Что такое хорошо и что такое плохо», кружок «Мир оригами», «Волшебный мир книг».

Образовательный процесс основан на педагогическом материале. Начинали с правил поведения в школе. Запрещающие знаки и разрешающие. Использовали индивидуальное расписание для каждого ученика. Были созданы карточки по отдельным предметам (что необходимо приготовить на урок). В начале учебного года у детей была очень низкая учебная мотивация, поэтому первое время использовали систему поощрений. За хорошую работу на уроке детям выдавали жетоны-смайлики. За три смайлика – жетона обменивали на сладости, которые дети очень любят.

Через месяц мы перешли на социальные поощрения, то есть в дневник пишем «Ты молодец», «Так держать», «Умница» и приклеиваем наклейки. Дети очень любят, кода в конце рабочего дня учитель хвалит их родителям за хорошую работу на уроках, за достижения. Родители, основываясь на этих поощрениях, используют свои методы похвалы или порицания.

В конце учебного года можно подвести итоги наши небольшие успехи и радости.

Игорь в начале учебного года не мог сидеть на месте, выбегал из класса, ни на кого не обращал внимания, кричал. Сейчас стал усидчивым, внимательно слушает учителя, выполняет инструкции взрослых. Любимый предмет русский язык. Пишет аккуратно в прописях, соблюдает строчки, диктует себе слова. Мелкая моторика развита хорошо. Хорошо собирает плазы, рисует, аккуратно раскрашивает. Для работы с Игорем использовали альтернативную коммуникацию, карточки текст.

Вова Журавлев пришёл из коррекционного сада. он был усидчив, внимателен, но был очень замкнутым. Не шел на контакт с ребятами и другими взрослыми. Сейчас стал более коммуникативным, общается со своими сверстниками, играет с ними на перемене. Выполняет инструкции взрослого, поручения. Очень хорошо умеет говорить скороговорки. Выходит, к доске без боязни, решает примеры, основываясь на наглядность. Повышает уровень самостоятельности детей.

С Будатом особых проблем у нас не возникло. он выполнял все требования учителя, усидчивый, самостоятельный. После периода адаптации, по просьбе родителей Будат стал оставаться в группе продлённого дня 1 «а» класса.

Одна из главных задач при работе с такими детьми развитие коммуникативных навыков, адаптация детей к коллективу сверстников. Адаптация происходит на уроках физкультуры вместе с учениками 1 «а» класса – адаптация происходит успешно. Это первый шаг, в планах объединять уроки и по другим учебным предметам. Так же основной задачей является повышение мотивации к учебе через создание ситуации успеха, конкурсы, проекты.

По предметам учебного плана предусмотрена совместная деятельность детей и взрослых. Это проекты: «Путешествие в страну гласных букв», «Путешествие в страну дорожных знаков», «Необычные часы» (Игорь изготовил водяные часы). Один из последних проектов «моя семья).

Были проведены мероприятия по участию в дистанционных конкурсах: «Муравейник», «Что я хочу получить от дедушки Мороза», «Живое будущее» олимпиада для детей с ОВЗ. Вова Журавлев занял второе место стал лауреатом.

Активно принимаем участие в городских конкурсах: «Зимняя птица», изготавливали кормушки, рисовали рисунки. Заняли призовое место за коллективную работу. В конкурсе «Неделя науки и техники» рисовали необычные часы. Ребятам очень понравилось получать грамоты и дипломы.

Разнообразие методик, форм и приемов позволили добиться положительной динамики в обучении детей. За время обучения учащиеся показали положительную динамику в учебных достижениях.

Огромную роль в образовательном процессе играют родители. Их поддержка, полезные советы, желание всегда прийти на помощь активная жизненная позиция очень помогает в работе. Именно благодаря большой любви и огромному желанию помочь детям совместными усилиями мы добились таких результатов. Дети с желанием идут в школу, общаются друг с другом, усваивают образовательную программу, развиваются взрослеют, становятся более коммуникативными.

Библиографический список

1. Баенская, Е. Р. Закономерности раннего эмоционального развития в [Электронный ресурс] / Е.Р. Баенская // Альманах института коррекционной педагогики. – 2014. - №19. http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-19/zakonomernostirazvitija-v

2. Баенская, Е. Р. Страхи у детей с аутизмом. Часть 1. ресурс] / Е.Р. Баенская, И.Е. Гусева // Альманах института коррекционной - №18. – URL: http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah autizmom

3. Баенская, Е. Р. Страхи у детей с аутизмом. Часть 2. урс] / Е.Р. Баенская, М. М. Либлинг, И. Е. Гусева // Альманах института коррекционной педагогики. – 2014. - №18. http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-18/strahi-u-detej-s-autizmom Детский аутизм: рекомендательный список литературы / НОУ ВПО СИБУП; – Красноярск, 2014.

4. Веденина, М. Ю. Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом [Электронный ресурс] / М.Ю. Веденина// Альманах института коррекционной педагогики. – 2014. - №19. – URL: http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-19/obzor-osnovnyhzarubezhnyh-podhodov-k

5. Лебединская, К. С. Медикаментозная терапия раннего детского аутизма [Электронный ресурс] / К. С. Лебединская // Альманах института коррекционной педагогики. – 2005. – №9. – URL: http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-9/medikamentoznaja-terapija-rannegodetskogo-autizma

6. Либлинг, М. М. Игровая холдинг терапия при аутизме: методические особенности и этические аспекты применения [Электронный ресурс] / М.М.Либлинг// Альманах института коррекционной педагогики. – 2014. - №19. – URL: http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-19/igrovaja-holdingterapija-pri-autizme

7. Никольская, О. С. Изучение проблемы детского аутизма в России [Электронный ресурс] / О.С. Никольская // Альманах института коррекционной педагогики. – 2014. - №19. – URL: http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-19/izuchenie-problemy-detskogoautizma-v

8. Никольская, О. С. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода [Электронный ресурс] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская// Альманах института коррекционной педагогики. – 2014. - №19. – URL: http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-19/korrekcijadetskogo-autizma-kak-narushenija