воспитатель
Скворцова Ирина Юрьевна
воспитатель
Филиппова Валентина Самуиловна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 176», Чувашская Республика, г. Чебоксары
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.
В настоящее время экологическое воспитание детей дошкольного возраста очень актуально, так как охрана природы и окружающей среды в эпоху научно- технического прогресса стоит особенно остро.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Знания – не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Проанализировав уровень знаний детей, был разработан проект «Лаборатория неживой природы» для детей средней группы.
Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Время реализации проекта: сентябрь 2021 года – май 2022 года.
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители воспитанников.
Цель: Формирование представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы.
Задачи:
1. Формировать интерес к познавательно- исследовательской деятельности.
2. Привлекать детей к активной самостоятельной деятельности.
3. Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность.
4. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость.
5. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы.
6. Формировать партнёрские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Работа с родителями
1. Анкетирование родителей.
2. Консультация «Как знакомить младших дошкольников с неживой природой?».
3. Рекомендации «Как провести опыты с водой, песком, воздухом».
4. Родительское собрание «Экологическое воспитание в семье».
5. Консультация-агитация «Сохраним воду чистой».
6. Рекомендации «Воздух в вашей квартире».
7. Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
8. Оформление фотостенда «Лаборатория неживой природы».
Этапы реализации проекта:
Наименование
мероприятия
Сроки
проведения
Ответственные
Подготовительный этап
1. Подбор методической литературы.
2. Составление плана проектной деятельности.
3. Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком, светом
4. Привлечение родителей к пополнению оборудованием «центра экспериментирования».
Сентябрь
Воспитатели
Основной этап
1. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению объектов неживой природы:
· «Песочная сказка»
· «Волшебные свойства глины»
· «Самое удивительное вещество на планете»
· «Воздух фокусник»
· «Чудеса предметов»
· «Тепло или холодно»
· «Приключение лучика»
Октябрь - апрель
Воспитатели, родители
Заключительный этап
1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей
2. Оформление фотостенда «Лаборатория неживой природы»
Май
Воспитатели, родители
Ожидаемые результаты:
1. У детей развит интерес к позновательно-исследовательской деятельности.
2. У детей активно развивается самостоятельная деятельность.
3. Дети активно участвуют в поисковой деятельности, проявляют любознательность, творчество.
4. Дети научаться бережно и заботливо относится к объектам неживой природы.
5. У детей развита эмоциональная отзывчивость.
6. Родители активные участники реализации проекта.
Использованная литература
1. Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. – Москва: ТЦ Сфера, 2004.
2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. – Волгоград: Перемена, 2001.
3. Иванова А.А. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – Москва: ТЦ Сфера, 2004.
4. Маневцева Л.М. Мир природы и ребёнок. – СПб: Детство-пресс, 2003.
5. Масленникова О.М., Филлипенко А.А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: учитель 2011.
6. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. – Москва: Мозаика-Синтез, 2006.
7. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. – М.: Аркти, 2005.