Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Киреева Л.А. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Киреева Лариса Александровна
учитель, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Сергачская средняя общеобразовательная школа №2", г. Сергач

Библиографическое описание: Киреева Л.А. Организация проектно-исследовательской деятельности в курсе «Окружающий мир» // Современная начальная школа. 2020. № 7. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/07.pdf.

«Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках…
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!».
Анна Роговин

Основы исследовательского обучения можно найти в учениях таких педагогов-гуманистов, как Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский и др. По их мнению, знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Включение метода проектов в педагогическую практику школ связано и с именем американского философа-идеалиста Джона Дьюи.

Проектно-исследовательская деятельность актуальна, так как успех современного человека может быть определен тем, как он умеет организовывать свою жизнедеятельность, умеет ли человек ставить цели и определять перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы для реализации своих планов, а также оценивать, удалось ли задуманное.

Известно, что у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образные, наглядно-дей-ственные мышления. Не случайно Я.А.Каменский, основатель принципа наглядности обучения, назвал его «золотым правилом». К.Д. Ушинский раскрывал преимущества наглядного обучения, отмечая, что ребенок …. «мыслит формами, красками, звуками». Следовательно, педагогический процесс должен строиться на методах наглядных и практических. Для того чтобы проектный и исследовательский процесс был эффективным, необходимо уделять большое внимание созданию активной предметно-развивающей среды, направленной на психофизическое развитие младшего школьника и сохранение и укрепление его здоровья. Учебный кабинет должен располагать учащихся к познанию мира всеми органами чувств, творческому самовыражению, самостоятельной исследовательской деятельности, решению учебных задач, формированию необходимых коммуникативных навыков и навыков работы с информацией.

Организация проектно-исследова-тельской деятельности проводится на основе предметного и междисциплинарного содержания, в том числе в рамках учебной и внеурочной деятельности, а также в работе с родителями.

В работе с родителями.

Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и учителей. Ведь именно в семье происходит закладка основных социальных, нравственных, экологических понятий и представлений, жизненного опыта ребенка. Эти представления и опыт и семья, и школа передают по-своему. Положительных результатов можно достичь только при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, обучения и развития детей, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

Удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. Формируется активная модель: Учитель-ребенок-родитель.

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей по различным вопросам:

· Информационные.

· Совместная деятельность с детьми.

· Создание эколого-развивающей среды в домашних условиях.

В учебной деятельности

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.

Формирование проектно-исследова-тельской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов. Каждый этап идет на усложнение способов действий. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Происходит накопление знаний по осуществлению этапов проектной деятельности, укрепление положительной мотивации при работе по данной технологии. Очень важно заинтересовать ребёнка данным видом деятельности, показать его значимость, намеренно снижая критичность учителя при повышенном эмоционально позитивном отношении к творческим удачам детей.

Во втором классе учащиеся обучаются самостоятельному составлению общего плана действий по выполнению проекта. Не следует сразу ориентировать учеников на решение сложной задачи. Опыт показывает, что второклассники лучше работают в микрогруппах. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения.

В третьем и четвёртом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся не только осуществляют предварительное планирование обдумывания темы, учатся самостоятельной организации собственной деятельности, поиску дополнительного материала по теме, но и пытаются найти оптимальные пути решения поставленной перед ними проблемы, учатся различным видам предъявления продуктов своего труда, самооценке и рефлексии собственной деятельности и деятельности всего коллектива в целом.

Сначала младшие школьники выполняют краткосрочные проекты, рассчитанные на урок. Они позволяют ученикам не потерять мотивацию и интерес к работе. Постепенно организуются долгосрочные проекты. От личных проектов переходим к групповым и общеклассным.

В процессе проектной деятельности у детей формируются следующие компетенции (умения):

· Учимся наблюдать.

· Коммуникативные умения: учимся задавать вопросы.

· Учимся классифицировать.

· Учимся экспериментировать.

· Рефлексивные умения: учимся делать выводы.

· Поисковые умения: учимся искать информацию.

· Презентационные умения.

Важным является то, что проектная деятельность должна не ограничиваться исследованием в одной области знаний, а устанавливать взаимосвязи между учебными предметами, тем самым формируя метапредметные знания и умения.

Во внеурочной деятельности

Формирование экологических представлений младших школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности, во внеклассной работе по предмету. При проектировании системы внеурочной деятельности следует продумать формы и способы ее организации:

1. Познавательное направление работы

2. Познавательно-развлекательное направление работы

3. Практическое направление работы

4. Исследовательское направление

Проектно-исследовательская деятельность – это систематическая целенаправленная работа, позволяющая повысить познавательную активность учащихся, способствующая формированию правильного представления детей о природе, обществе и человека в них. В результате у младших школьников развиваются эмоциональная, интеллектуальная, действенно-практическая сферы.