Библиографическое описание:
Шаршукова Г.М. Использование современных образовательных технологий, способствующих повышению мотивации учащихся на уроках в начальной школе // Современная начальная школа. 2022. № 7 (38). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/38.pdf.
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности, выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Обращение к проблеме формирования учебной мотивации обусловлено и субъектными причинами.
В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает взаимную деятельность учителя и ученика во время учебного процесса. Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Целью такого взаимодействия является развитие качеств личности ребенка, отвечающих требованиям развивающегося информационного общества.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать» (Л.Н. Толстой)
Нельзя ребёнка научить чему – либо, нельзя развить его способности, если он сознательно и эмоционально не участвует в процессе обучения, воспитания.
Почему один ребёнок учится с радостью, а другой – с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Ответы на эти вопросы можно найти в научных и психологических трудах отечественных и зарубежных ученых Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божовича, Д. Берлайн, Д. Макслелланд и других.
Перед учителем стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании.
Актуальность темы обусловлена:
- обновлением содержания обучения;
- постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний;
- формированием социальных компетенций, активной жизненной позиции.
Главная цель: формировать у младших школьников положительную мотивацию к учению средствами интерактивных технологий.
Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи:
- организовать учебную деятельность таким образом, чтобы ученик занимал активное место в учении и чувствовал себя ведущим в познавательном процессе;
- активизировать познавательную деятельность во время уроков и во внеурочное время;
- наблюдать за изменениями в структуре мотивов, стараясь повысить объем внутренней мотивации.
Сегодня я хочу обратить внимание на свое видение решения проблемы формирования положительной мотивации к учебной деятельности. Моя задача как учителя заключается не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, а стимулировании и создании педагогических условий для развития мотивации учения системой современных образовательных технологий.
Важно научить детей думать, размышлять, высказывать своё мнение, умение слушать и слышать, работать сообща для достижения общей цели, подводить итоги деятельности, строить перспективу на будущее. Дифференциация и индивидуализации обучения дает возможность каждому ученику работать в своём темпе, что обеспечивает ему комфортное существование и успешное обучение. Как следствие, у учащихся значительно повышается мотивация к обучению.
Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения, повышения мотивации к изучаемому предмету реализую с помощью средств активизации, в качестве которых выступают, наряду с применением приемов и методов обучения, современные образовательные технологии.
Современные образовательные технологии обеспечивают:
- успешное формирование научно - исторической картины мира;
- познание окружающей действительности;
- создание условий для образования учащихся в соответствии с требованиями времени;
- активизацию познавательной деятельности учащихся.
Использование современных образовательных технологий помогает:
- сделать изложение нового материала более увлекательным, наглядным и динамичным;
- легко устанавливать обратную связь с учениками;
- повысить эффективность урока,
- исключить монотонность в преподавании.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
- технология личностно - ориентированного обучения;
- технология проблемного обучения;
- технология дифференцированного обучения;
- технология критического мышления;
- информационно – коммуникационные технологии;
- игровые технологии;
- проектная технология;
- технология педагогических мастерских;
- кейс-технология.
В своей практике, для повышения мотивации учащихся, я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:
Технология личностно – ориентированного обучения
Данная технология предполагает признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса. Технология личностно-ориентированного обучения имеет целью всестороннее развитие личности школьника, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности.
Один из приемов технологии личностно-ориентированного обучения, который использую в своей педагогической деятельности - групповая работа. Именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся и способствует повышению мотивации к учению.
Технология дифференцированного обучения
Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.
Приемы дифференциации:
- групповые формы проведения урока;
- подбор разноуровневых заданий на уроках;
- подбор разноуровневых домашних заданий;
- использование карточек – памяток, карточек – помощниц с различными видами помощи: показ способа решения, образец оформления записи, схемы, таблицы, наглядные опоры, вспомогательные наводящие вопросы, начало решения задачи или его план.
Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно выполненного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. У учеников, появляется уверенность в своих силах. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, создает положительную мотивацию к учению.
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
В качестве проблемной ситуации на уроке использую:
- проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
- поиск истины (способа, приема, правила решения);
- различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- противоречия практической деятельности.
Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями.
Игровые технологии
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.
Делая ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровую деятельность использую в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Метод проектов
Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Включать школьников в проектную деятельность необходимо постепенно, с первого класса. Вначале детям даются доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
Темы детских проектных работ выбираются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для ученика требуется личностно или социально значимая проблема.
Информационно – коммуникационные технологии
Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.
Основными направлениями моей работы при использовании ИКТ являются:
- мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ;
- дистанционные олимпиады и конкурсы;
- уроки на основе авторских компьютерных презентаций;
- виртуальные путешествия на уроках окружающего мира;
- работа с цифровыми образовательными ресурсами.
Итоги работы по повышению мотивации младшего школьника повлияли на учебную деятельность. У обучающихся:
- высокая активность учебной деятельности на всех этапах урока;
- более активное и содержательное включение учащихся в проблемный диалог на уроке;
- повышается уровень развития навыков сотрудничества учащихся.
Открывая знания самостоятельно или в сотрудничестве с учителем, ученик получает заслуженную оценку своей деятельности, которые в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.
Применение современных педагогических технологий один из главных приемов повышения мотивации учащихся. Чаще всего мы стараемся найти наиболее яркий материал для уроков изучения новой темы. Это оправдано, если ребенок «зажегся», заинтересовался темой, то это станет стимулом для последующих уроков. Но важно помнить, что любое «пламя» гаснет. Так и интерес ученика нужно поддерживать на каждом уроке.
В заключение хочу привести слова Льва Семеновича Выготского: «То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно». Иначе и быть не может.
Необходимо, чтобы слова величайшей гуманистки Матери Терезы: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью» стали путеводной звездой каждого учителя в решении вопросов мотивации к обучению, воспитания интереса и любви к получению знаний.
Библиографический список:
1. Дементьева Е. А. Развитие положительной мотивации учения младших школьников посредством интеллектуальных игр /Е. А.Дементьева //Школьная педагогика. –2017. – №1. –С. 23-26.
2. Долгова В.И. «Исследование учебной мотивации младших школьников»/ Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015.
3. Быкова, Е.А Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте / Е.А. Быкова, Ю.А. Степанова Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2014. - №3. - С. 51-60.
4. Галкина, В.М. Формирование и развитие мотивации учения младших школьников // Проблемы современной науки и образования. - 2015. - №5 (35). - С. 7-9.
5. Картунова, А.А. Создание педагогических условий формирования учебной мотивации учащихся младших классов // Тенденции и перспективы развития науки XXI века: сборник статей международного научно- практической конференции. - 2016. - С. 201-203.
6. Неустроева, М.И. Исследование уровня познавательного интереса к учению у младших школьников // Народное образование. Педагогика. - 2016. - №1 (11). - С. 15-16.
7. Османова, М.К. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения литературному чтению // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2015. - №33. - С. 64-68.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М., 2011. - 33 с.
Шаршукова Г.М. Использование современных образовательных технологий, способствующих повышению мотивации учащихся на уроках в начальной школе // Современная начальная школа. 2022. № 7 (38). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/38.pdf.
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности, выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Обращение к проблеме формирования учебной мотивации обусловлено и субъектными причинами.
В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает взаимную деятельность учителя и ученика во время учебного процесса. Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Целью такого взаимодействия является развитие качеств личности ребенка, отвечающих требованиям развивающегося информационного общества.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать» (Л.Н. Толстой)
Нельзя ребёнка научить чему – либо, нельзя развить его способности, если он сознательно и эмоционально не участвует в процессе обучения, воспитания.
Почему один ребёнок учится с радостью, а другой – с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Ответы на эти вопросы можно найти в научных и психологических трудах отечественных и зарубежных ученых Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божовича, Д. Берлайн, Д. Макслелланд и других.
Перед учителем стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании.
Актуальность темы обусловлена:
- обновлением содержания обучения;
- постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний;
- формированием социальных компетенций, активной жизненной позиции.
Главная цель: формировать у младших школьников положительную мотивацию к учению средствами интерактивных технологий.
Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи:
- организовать учебную деятельность таким образом, чтобы ученик занимал активное место в учении и чувствовал себя ведущим в познавательном процессе;
- активизировать познавательную деятельность во время уроков и во внеурочное время;
- наблюдать за изменениями в структуре мотивов, стараясь повысить объем внутренней мотивации.
Сегодня я хочу обратить внимание на свое видение решения проблемы формирования положительной мотивации к учебной деятельности. Моя задача как учителя заключается не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, а стимулировании и создании педагогических условий для развития мотивации учения системой современных образовательных технологий.
Важно научить детей думать, размышлять, высказывать своё мнение, умение слушать и слышать, работать сообща для достижения общей цели, подводить итоги деятельности, строить перспективу на будущее. Дифференциация и индивидуализации обучения дает возможность каждому ученику работать в своём темпе, что обеспечивает ему комфортное существование и успешное обучение. Как следствие, у учащихся значительно повышается мотивация к обучению.
Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения, повышения мотивации к изучаемому предмету реализую с помощью средств активизации, в качестве которых выступают, наряду с применением приемов и методов обучения, современные образовательные технологии.
Современные образовательные технологии обеспечивают:
- успешное формирование научно - исторической картины мира;
- познание окружающей действительности;
- создание условий для образования учащихся в соответствии с требованиями времени;
- активизацию познавательной деятельности учащихся.
Использование современных образовательных технологий помогает:
- сделать изложение нового материала более увлекательным, наглядным и динамичным;
- легко устанавливать обратную связь с учениками;
- повысить эффективность урока,
- исключить монотонность в преподавании.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
- технология личностно - ориентированного обучения;
- технология проблемного обучения;
- технология дифференцированного обучения;
- технология критического мышления;
- информационно – коммуникационные технологии;
- игровые технологии;
- проектная технология;
- технология педагогических мастерских;
- кейс-технология.
В своей практике, для повышения мотивации учащихся, я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:
Технология личностно – ориентированного обучения
Данная технология предполагает признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса. Технология личностно-ориентированного обучения имеет целью всестороннее развитие личности школьника, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности.
Один из приемов технологии личностно-ориентированного обучения, который использую в своей педагогической деятельности - групповая работа. Именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся и способствует повышению мотивации к учению.
Технология дифференцированного обучения
Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.
Приемы дифференциации:
- групповые формы проведения урока;
- подбор разноуровневых заданий на уроках;
- подбор разноуровневых домашних заданий;
- использование карточек – памяток, карточек – помощниц с различными видами помощи: показ способа решения, образец оформления записи, схемы, таблицы, наглядные опоры, вспомогательные наводящие вопросы, начало решения задачи или его план.
Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно выполненного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. У учеников, появляется уверенность в своих силах. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, создает положительную мотивацию к учению.
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
В качестве проблемной ситуации на уроке использую:
- проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
- поиск истины (способа, приема, правила решения);
- различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- противоречия практической деятельности.
Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями.
Игровые технологии
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.
Делая ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровую деятельность использую в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Метод проектов
Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Включать школьников в проектную деятельность необходимо постепенно, с первого класса. Вначале детям даются доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
Темы детских проектных работ выбираются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для ученика требуется личностно или социально значимая проблема.
Информационно – коммуникационные технологии
Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.
Основными направлениями моей работы при использовании ИКТ являются:
- мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ;
- дистанционные олимпиады и конкурсы;
- уроки на основе авторских компьютерных презентаций;
- виртуальные путешествия на уроках окружающего мира;
- работа с цифровыми образовательными ресурсами.
Итоги работы по повышению мотивации младшего школьника повлияли на учебную деятельность. У обучающихся:
- высокая активность учебной деятельности на всех этапах урока;
- более активное и содержательное включение учащихся в проблемный диалог на уроке;
- повышается уровень развития навыков сотрудничества учащихся.
Открывая знания самостоятельно или в сотрудничестве с учителем, ученик получает заслуженную оценку своей деятельности, которые в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.
Применение современных педагогических технологий один из главных приемов повышения мотивации учащихся. Чаще всего мы стараемся найти наиболее яркий материал для уроков изучения новой темы. Это оправдано, если ребенок «зажегся», заинтересовался темой, то это станет стимулом для последующих уроков. Но важно помнить, что любое «пламя» гаснет. Так и интерес ученика нужно поддерживать на каждом уроке.
В заключение хочу привести слова Льва Семеновича Выготского: «То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно». Иначе и быть не может.
Необходимо, чтобы слова величайшей гуманистки Матери Терезы: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью» стали путеводной звездой каждого учителя в решении вопросов мотивации к обучению, воспитания интереса и любви к получению знаний.
Библиографический список:
1. Дементьева Е. А. Развитие положительной мотивации учения младших школьников посредством интеллектуальных игр /Е. А.Дементьева //Школьная педагогика. –2017. – №1. –С. 23-26.
2. Долгова В.И. «Исследование учебной мотивации младших школьников»/ Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015.
3. Быкова, Е.А Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте / Е.А. Быкова, Ю.А. Степанова Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2014. - №3. - С. 51-60.
4. Галкина, В.М. Формирование и развитие мотивации учения младших школьников // Проблемы современной науки и образования. - 2015. - №5 (35). - С. 7-9.
5. Картунова, А.А. Создание педагогических условий формирования учебной мотивации учащихся младших классов // Тенденции и перспективы развития науки XXI века: сборник статей международного научно- практической конференции. - 2016. - С. 201-203.
6. Неустроева, М.И. Исследование уровня познавательного интереса к учению у младших школьников // Народное образование. Педагогика. - 2016. - №1 (11). - С. 15-16.
7. Османова, М.К. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения литературному чтению // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2015. - №33. - С. 64-68.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М., 2011. - 33 с.