Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Гурлова Н.Г. ВИДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Гурлова Н.Г. ВИДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современная начальная школа. 2023. № 11 (54). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/54.pdf.

Введение

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением поиска нужной информации в тексте, чтобы получать необходимые знания, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Как научить младшего школьника "смысловому чтению"? Этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни.

Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-Практическое отличие текста от набора предложений.

-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-Озаглавливание текста (подбор заголовков).

-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс - обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение;

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

- выделение опорных слов (словосочетаний);

- характеристика героев и их поступков.

-Подбор антонимов и синонимов к словам.

-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Виды работы с текстом в начальной школе.

На своем небольшом опыте работы в начальной школе мне встретилось достаточно много видов работы с текстом на разных уроках. При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.

Рассмотрим основные виды работы с текстом которые я использую на разных уроках.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Для формирования читательской компетенции я использую следующие виды работы с текстом:

· Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).

· Чтение, деление на смысловые части. Составление плана (вопросный – проводится беседа с учащимися, составление вопросов к тексту и дети самостоятельно работают в парах, картинный – в качестве упражнения даётся несколько иллюстраций, в нарушенной последовательности и предлагается учащимся расположить их по логическому содержанию, дав название картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них. Дополнение серии картинок недостающей с помощью словесного рисования или исключение из серии картинок той, которая не относится к данному рассказу или которая является лишней

· Чтение (пересказ) по готовому плану;

· Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома;

· Инсценировка текста или отрывка;

· Чтение в лицах;

· Чтение цепочкой по предложению;

· Чтение абзацами;

· Чтение с остановками – для этой работы выделен общий алгоритм, который состоит из: 1. Вызов (конструирование предполагаемого текста, по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики); 2. Осмысление (чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"); 3. Рефлексия (на этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск).

· Поисковое чтение - вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания. Цель – найти конкретную информацию в тексте

· Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)

· Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

· Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

· Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

Работа с текстом ведётся и на уроках русского языка (в разделе «Развитие речи» и не только). Чаще всего я использую следующие виды работы с текстом:

· Восстановление деформированного текста.

· Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

· Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

· Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.

· Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.

· Восстановление текста, по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний.

Особое внимание уделяю работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

На уроках математики работа с текстом ведется при изучении задач. В основном применяется поисковое чтение - вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания. Его цель – найти конкретную информацию в тексте (определения, правила, цифровые и иные данные и т. п.).

· Проводится анализ задачи;

· устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения;

· перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот.

На уроках окружающего мира я использую следующие виды работы с текстом:

· Чтение с пометками - каждому учащемуся выдается текст и предлагается сделать условные пометки («з» - знаю, «х» - хочу узнать, «у» - узнал новое).

· выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста.

На уроках изобразительного искусства ведется:

· иллюстрирование отдельных эпизодов произведений;

· рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению;

На уроках технологии веду работу с элементами текста. Выбор главной информации из представленного задания.

Для обучения младших школьников работе с текстами нужно соблюдать некоторые условия:

1. Для развития умения находить информацию используются тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.

2. Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, тексты подбираются разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» Крылова и Бианки «Как муравьишка домой спешил».

3. Попутно ведется работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).

4. При работе с текстами учитывается мотивация учащихся и их способность быть читателем.

5. Разные по объему произведения позволяют учитывать разноуровневую готовность учащихся. Дифференцированный, индивидуальный подход в обучении является одной из основных черт современного начального образования. Необходимость дифференцированного подхода к работе обусловлена тем, что мы начинаем обучение детей разного уровня готовности к школе (читающие, не читающие, знающие буквы и сомневающиеся) и разными индивидуальными особенностями.

Заключение

Поэтапно реализуемая работа с текстами даёт свои реальные результаты. В начале и в конце учебного года у школьников проверяется состояние читательских умений, где большинство заданий ориентировано на работу с текстом.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Использованная литература

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2012 год

2. Галеева Н.Л., Викулина Т.А., Винокурова Н.К. Формирование УУД обучающихся на уроках русского языка.

3. Пентин А.Ю. Что нам делать с PISA? // Методист. 2010. №4.

4. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2013. №4.

5. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 1 класс - М., Экзамен, 2014

6. http://www.prodlenka.org Автор материала: Баранова Ирина Владимировна