Библиографическое описание:
Гурлова Н.Г. ВИДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современная начальная школа. 2023. № 11 (54). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/54.pdf.
Введение
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением поиска нужной информации в тексте, чтобы получать необходимые знания, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Как научить младшего школьника "смысловому чтению"? Этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни.
Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.
1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.
-Практическое отличие текста от набора предложений.
-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
-Озаглавливание текста (подбор заголовков).
-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
2 класс - обучение детей работать с текстом:
- смысловое чтение;
- владение пересказом разного вида;
- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
- выделение опорных слов (словосочетаний);
- характеристика героев и их поступков.
-Подбор антонимов и синонимов к словам.
-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.
3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:
- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
- выделение главной и второстепенной информации;
- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
Виды работы с текстом в начальной школе.
На своем небольшом опыте работы в начальной школе мне встретилось достаточно много видов работы с текстом на разных уроках. При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.
Рассмотрим основные виды работы с текстом которые я использую на разных уроках.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Для формирования читательской компетенции я использую следующие виды работы с текстом:
· Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).
· Чтение, деление на смысловые части. Составление плана (вопросный – проводится беседа с учащимися, составление вопросов к тексту и дети самостоятельно работают в парах, картинный – в качестве упражнения даётся несколько иллюстраций, в нарушенной последовательности и предлагается учащимся расположить их по логическому содержанию, дав название картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них. Дополнение серии картинок недостающей с помощью словесного рисования или исключение из серии картинок той, которая не относится к данному рассказу или которая является лишней
· Чтение (пересказ) по готовому плану;
· Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома;
· Инсценировка текста или отрывка;
· Чтение в лицах;
· Чтение цепочкой по предложению;
· Чтение абзацами;
· Чтение с остановками – для этой работы выделен общий алгоритм, который состоит из: 1. Вызов (конструирование предполагаемого текста, по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики); 2. Осмысление (чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"); 3. Рефлексия (на этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск).
· Поисковое чтение - вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания. Цель – найти конкретную информацию в тексте
· Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)
· Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
· Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
· Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
Работа с текстом ведётся и на уроках русского языка (в разделе «Развитие речи» и не только). Чаще всего я использую следующие виды работы с текстом:
· Восстановление деформированного текста.
· Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
· Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
· Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.
· Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.
· Восстановление текста, по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний.
Особое внимание уделяю работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
На уроках математики работа с текстом ведется при изучении задач. В основном применяется поисковое чтение - вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания. Его цель – найти конкретную информацию в тексте (определения, правила, цифровые и иные данные и т. п.).
· Проводится анализ задачи;
· устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения;
· перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот.
На уроках окружающего мира я использую следующие виды работы с текстом:
· Чтение с пометками - каждому учащемуся выдается текст и предлагается сделать условные пометки («з» - знаю, «х» - хочу узнать, «у» - узнал новое).
· выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста.
На уроках изобразительного искусства ведется:
· иллюстрирование отдельных эпизодов произведений;
· рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению;
На уроках технологии веду работу с элементами текста. Выбор главной информации из представленного задания.
Для обучения младших школьников работе с текстами нужно соблюдать некоторые условия:
1. Для развития умения находить информацию используются тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.
2. Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, тексты подбираются разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» Крылова и Бианки «Как муравьишка домой спешил».
3. Попутно ведется работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).
4. При работе с текстами учитывается мотивация учащихся и их способность быть читателем.
5. Разные по объему произведения позволяют учитывать разноуровневую готовность учащихся. Дифференцированный, индивидуальный подход в обучении является одной из основных черт современного начального образования. Необходимость дифференцированного подхода к работе обусловлена тем, что мы начинаем обучение детей разного уровня готовности к школе (читающие, не читающие, знающие буквы и сомневающиеся) и разными индивидуальными особенностями.
Заключение
Поэтапно реализуемая работа с текстами даёт свои реальные результаты. В начале и в конце учебного года у школьников проверяется состояние читательских умений, где большинство заданий ориентировано на работу с текстом.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Использованная литература
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2012 год
2. Галеева Н.Л., Викулина Т.А., Винокурова Н.К. Формирование УУД обучающихся на уроках русского языка.
3. Пентин А.Ю. Что нам делать с PISA? // Методист. 2010. №4.
4. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2013. №4.
5. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 1 класс - М., Экзамен, 2014
6. http://www.prodlenka.org Автор материала: Баранова Ирина Владимировна
Гурлова Н.Г. ВИДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современная начальная школа. 2023. № 11 (54). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/54.pdf.
Введение
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением поиска нужной информации в тексте, чтобы получать необходимые знания, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Как научить младшего школьника "смысловому чтению"? Этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни.
Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.
1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.
-Практическое отличие текста от набора предложений.
-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
-Озаглавливание текста (подбор заголовков).
-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
2 класс - обучение детей работать с текстом:
- смысловое чтение;
- владение пересказом разного вида;
- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
- выделение опорных слов (словосочетаний);
- характеристика героев и их поступков.
-Подбор антонимов и синонимов к словам.
-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.
3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:
- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
- выделение главной и второстепенной информации;
- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
Виды работы с текстом в начальной школе.
На своем небольшом опыте работы в начальной школе мне встретилось достаточно много видов работы с текстом на разных уроках. При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.
Рассмотрим основные виды работы с текстом которые я использую на разных уроках.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Для формирования читательской компетенции я использую следующие виды работы с текстом:
· Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).
· Чтение, деление на смысловые части. Составление плана (вопросный – проводится беседа с учащимися, составление вопросов к тексту и дети самостоятельно работают в парах, картинный – в качестве упражнения даётся несколько иллюстраций, в нарушенной последовательности и предлагается учащимся расположить их по логическому содержанию, дав название картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них. Дополнение серии картинок недостающей с помощью словесного рисования или исключение из серии картинок той, которая не относится к данному рассказу или которая является лишней
· Чтение (пересказ) по готовому плану;
· Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома;
· Инсценировка текста или отрывка;
· Чтение в лицах;
· Чтение цепочкой по предложению;
· Чтение абзацами;
· Чтение с остановками – для этой работы выделен общий алгоритм, который состоит из: 1. Вызов (конструирование предполагаемого текста, по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики); 2. Осмысление (чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"); 3. Рефлексия (на этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск).
· Поисковое чтение - вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания. Цель – найти конкретную информацию в тексте
· Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)
· Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
· Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
· Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
Работа с текстом ведётся и на уроках русского языка (в разделе «Развитие речи» и не только). Чаще всего я использую следующие виды работы с текстом:
· Восстановление деформированного текста.
· Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
· Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
· Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.
· Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.
· Восстановление текста, по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний.
Особое внимание уделяю работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
На уроках математики работа с текстом ведется при изучении задач. В основном применяется поисковое чтение - вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания. Его цель – найти конкретную информацию в тексте (определения, правила, цифровые и иные данные и т. п.).
· Проводится анализ задачи;
· устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения;
· перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот.
На уроках окружающего мира я использую следующие виды работы с текстом:
· Чтение с пометками - каждому учащемуся выдается текст и предлагается сделать условные пометки («з» - знаю, «х» - хочу узнать, «у» - узнал новое).
· выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста.
На уроках изобразительного искусства ведется:
· иллюстрирование отдельных эпизодов произведений;
· рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению;
На уроках технологии веду работу с элементами текста. Выбор главной информации из представленного задания.
Для обучения младших школьников работе с текстами нужно соблюдать некоторые условия:
1. Для развития умения находить информацию используются тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.
2. Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, тексты подбираются разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» Крылова и Бианки «Как муравьишка домой спешил».
3. Попутно ведется работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).
4. При работе с текстами учитывается мотивация учащихся и их способность быть читателем.
5. Разные по объему произведения позволяют учитывать разноуровневую готовность учащихся. Дифференцированный, индивидуальный подход в обучении является одной из основных черт современного начального образования. Необходимость дифференцированного подхода к работе обусловлена тем, что мы начинаем обучение детей разного уровня готовности к школе (читающие, не читающие, знающие буквы и сомневающиеся) и разными индивидуальными особенностями.
Заключение
Поэтапно реализуемая работа с текстами даёт свои реальные результаты. В начале и в конце учебного года у школьников проверяется состояние читательских умений, где большинство заданий ориентировано на работу с текстом.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Использованная литература
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2012 год
2. Галеева Н.Л., Викулина Т.А., Винокурова Н.К. Формирование УУД обучающихся на уроках русского языка.
3. Пентин А.Ю. Что нам делать с PISA? // Методист. 2010. №4.
4. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2013. №4.
5. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 1 класс - М., Экзамен, 2014
6. http://www.prodlenka.org Автор материала: Баранова Ирина Владимировна