воспитатель
Коковина Ольга Борисовна
воспитатель
МАДОУ № 77 "Зоренька", г. Северодвинск
Одним из условий эффективности инклюзивного образования детей с ОВЗ является организация тесного взаимодействия педагогов с родителями ребенка. Родители должны быть вовлечены в непосредственный процесс обучения и воспитания, стать не просто заказчиком образовательных услуг, а активным участником службы индивидуального коррекционно-развивающего сопровождения ребёнка с проблемами. Должно быть обеспечено регулярное взаимодействие родителей детей с ОВЗ с педагогами детского сада (воспитателями, психологом, узкими специалистами). Родители имеют право получать всю интересующую их информацию о своём ребенке (знакомиться с индивидуальной программой развития), посещать занятия и т.д. Необходимо обучить родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его коррекционного обучения и воспитания, а также оказание им психологической поддержки.
Общими требованиями к подготовке родителей к сопровождению ребёнка-дошкольника с ОВЗ в рамках его траектории развития при реализации Адаптированной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:
- знакомство родителей с Адаптированной программой детского сада (наличие в свободном доступе) и с Рабочей программой группы;
- информирование родителей о соответствии развития ребенка задачам, поставленным в Адаптированной общеобразовательной программе;
- проведение коллективом детского сада систематической работы, направленной на информирование родителей о результатах освоения детьми с ОВЗ программы.
Необходимо соблюдать основные принципы инклюзивного образования.
Их восемь:
ü Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
ü Каждый человек способен чувствовать и думать
ü Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
ü Все люди нуждаются друг в друге
ü Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
ü Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
ü Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
ü Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Содержание основных направлений и форм взаимодействия с семьей.
Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах (акции, ассамблеи, вечера музыки и поэзии, посещения семьями программных мероприятий семейного абонемента, организованных учреждениями культуры и искусства, по запросу детского сада; семейные гостиные, фестивали, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, салоны, студии, праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, проектная деятельность, семейный театр).
В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль общения с ребенком; воспитания у них бережного отношения к детскому творчеству.
Семейные клубы, студии. Семейные художественные студии — это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей в студии может быть разнообразным по форме: совместные специально-организованные занятия; мастер-классы для родителей по рисунку, живописи, рукоделию (по выбору родителей); встречи с искусствоведами, художниками, мастерами декоративно-прикладного искусства; посещение музеев, художественных выставок и т.д.
Семейные праздники. Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Новой формой, актуализирующей сотворчество детей и воспитывающих взрослых, является семейный праздник в детском саду. Семейный праздник в детском саду — это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события.
Семейный календарь. Интересные идеи для проектов рождаются благодаря семейному календарю, который может помочь родителям научиться планировать свою деятельность и находить время для взаимодействия и общения с ребенком. Семейный календарь может состоять из двух взаимосвязанных, взаимопроникающих частей: одна — сопровождающая инвариантная, предлагаемая детским садом для всех семей воспитанников; вторая — вариативная, проектируемая каждой семьей в логике своих потребностей и традиций.
Работа с родителями воспитанников с ТНР
Основной целью работы с родителями (законными представителями) является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:
ü выработка у педагогических работников уважительного отношения к традициям семейного воспитания обучающихся и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка;
ü вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс;
ü внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями (законным представителям), активизация их участия в жизни детского сада.
ü создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
ü повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения обучающихся.
Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и дошкольной организации, включает следующие направления:
ü аналитическое - изучение семьи, выяснение образовательных потребностей ребёнка с ТНР и предпочтений родителей (законных представителей) для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
ü коммуникативно-деятельностное - направлено на повышение педагогической культуры родителей (законных представителей); вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
ü информационное - пропаганда и популяризация опыта деятельности Организации; создание открытого информационного пространства (сайт Организации, форум, группы в социальных сетях)
В условиях инклюзивного образования необходимо вести работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей развития ребенка и общения с ним; повышать правовую и педагогическую компетентность родителей, организовывать совместную деятельность сада и родителей по укреплению здоровья детей, способствовать оптимизации отношений между семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ и социумом.
Литература:
1.Зверева, О. Л., Кротова, Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект [Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р. В. Овчарова. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1990.
3. Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьей [Текст] / Л. Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрип-торий2003», 2008. – 72 с.
4. Семейная педегогика [Текст]: учебно-методическое пособие / сост. канд. психол. наук, доцент кафедры дошк. пед. Н. В. Кущ. – Глазов, 2005. – С. 5–9.
5. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст]: пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2004.
6.Алёхина С.В. «Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья» © http://www.inclusive-edu.ru/peoples/1/26/