педагог-психолог
ГБУ ЯНАО ЦСОН "Домашний очаг" в МО Надымский район
Песочная терапия – это невербальная методика психокоррекции, механизм действия которой основан на активации жизненных ресурсов организма. Технология сочетает в себе невербальное самовыражение (процесс создания композиции из песка) и вербальную интерпретацию (рассказ об изображении). В процессе игры с песком человек обращается к своему внутреннему «Я», находит ответы на многие вопросы, учится эффективно взаимодействовать с окружающими.
Коррекционное воздействие песка объясняется его приятной текстурой, делая процесс психокоррекции не только эффективным, но и увлекательным.
В работе с дошкольниками его использую в работе со страхами, коррекции конфликтных ситуаций в детском коллективе, адаптация к детскому саду, тревожность, агрессивность, формирование границ, помощь в преодолении кризиса 3-х лет.
В работе со школьниками - адаптация к школе, конфликты со сверстниками, конфликт с учителем, формирование психической устойчивости, профилактика стресса, работа с психологической травмой, депрессиями и неврозами.
В работе с подростками - работа с идентичностью, отношения с противоположным полом, отношения со сверстниками, родителями, преодоление подросткового кризиса, профессиональное самоопределение и прочее.
В коррекционной работе психолога со взрослыми песочная терапия превращается в средство релаксации и творческого самовыражения. Ощущения, которые возникают у взрослых людей при соприкосновении с песком, возвращают их в детство, открывают доступ к глубинному слою бессознательного через активацию сенсорных и сенсомоторных центров. помогают человеку осознать свое место в этой жизни, определить направления саморазвития.
Упражнения песочной терапии назначают людям, пережившим инсульт. Данная арт-терапевтическая техника является одним из реабилитационных средств при лечении опорно-двигательного аппарата, неврологии и сердечно-сосудистых заболеваний.
Курсовая песочная терапия позволяет пожилым людям улучшить концентрацию внимания, память, сохранить интеллектуальные возможности. Для многих из них эта методика является профилактикой депрессии. Групповая форма песочной терапии позволяет пенсионерам реализовать свою потребность в общении.
Песочная терапия как метод психологической коррекции помогает человеку повысить самооценку, избавиться от личностных комплексов, принять себя таким, какой он есть. Клиент получает свободу самовыражения: в его воображении возникают образы, которые он изображает с помощью песка.
Основная цель песочной терапии – создать условия для самоизлечения клиента средствами творческого самовыражения. Психолог помогает клиенту вывести информацию из бессознательной сферы в область сознания. В зависимости от типа занятий, цели терапии песком могут быть коррекционными, развивающими или образовательными.
Задачи песочной терапии:
- диагностика психоэмоционального состояния клиента;
- помочь клиенту понять негативные эмоции и трансформировать их в положительные переживания;
- провести анализ психотравмирующего события;
- оптимизировать ценностные установки личности;
- снизить уровень тревожности;
- развитие коммуникативных навыков клиента;
- создание условий для благоприятной социализации личности;
- нормализация детско-родительских отношений.
Взаимодействие детей в песочнице учит их идти на компромисс, контролировать свои эмоции, уважительно относиться друг к другу.
Систематические игры с песком развивают мелкую моторику, создают предпосылки для развития логического мышления, положительно влияют на здоровье.
Вариантом песочной терапии в работе с детьми является рисование песком на световом столе. Дети создают рисунки на песке ребром ладони, просеивая песок через сито, двумя руками одновременно. Все это стимулирует развитие мозга. Песок помогает снять мышечные зажимы и напряжение. В ходе занятий происходит развитие когнитивных психических процессов.
Формы песочной терапии:
1. Диагностическая. Может быть индивидуальная, парная и групповая.
В индивидуальной диагностике можно увидеть наличие внутренних конфликтов, напряженные отношения с членами семьи и коллегами на работе, аутоагрессивные тенденции, депрессивные состояния, кризисные состояния, уровень развития эмоциональной и когнитивной сферы, вытесненные чувства и переживания, а также стереотипные способы реагирования на определенные ситуации. Также можно обнаружить ресурсы и возможности, на которые клиент не обращает внимание.
В парном консультировании можно увидеть особенности коммуникации, этап развития отношений, способы преодоления конфликтов.
В группе можно отследить уровень развития группы, типичные конфликты, вытесненные чувства.
2. Игровая. Серия игр по книге Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Игры в сказкотерапии», направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, творческой фантазии, помогают познавать внешний и свой внутренний мир.
* «Чувствительные ладошки» Горячее-холодное, мягкое-твердое, сухое-мокрое.
* «Отпечатки наших рук». Малышам очень нравится на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки и ножки.
* Игра «Секретик» «Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откапать «секретик», а потом сделать похожий.
* Рисунки на песке. С помощью палочки можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, с развитием мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное, ребенок получает первый опыт рефлексии - учится понимать себя и других.
3. Психокоррекционная. При наличии у ребенка эмоциональных или поведенческих проблем невротического характера можно использовать песочную терапию как основной или вспомогательный инструмент. Это могут быть игры, направленные на снятие мышечного напряжения у детей с повышенной тревожностью, также могут быть упражнения на отреагирование или проживание агрессии. Упражнения на формирование психологических границ.
Особая эффективность песочной терапии показана детям с поведенческими и эмоционально волевыми нарушениями, с детьми с ЗПР, с педагогической запущенностью, СДВГ. Эти дети имеют проблемы с эмоциональной регуляцией, повышенную агрессию и сложности адаптации в детском коллективе, поэтому игры и упражнения на песке помогают выстроить с ребенком адекватные отношения и научить элементарным навыкам выражения эмоций.
4. Психологическое консультирование. Это работа рассчитана на непродолжительное время, как правило от 1 до 10 встреч, работа с четким запросом, ориентация на решение проблемы. Песочная терапия позволяет этот процесс упростить, так как располагая фигурки в пространстве песочницы становится ясно, что происходит в жизни клиента в данном контексте, дальше работа идет в коучинговом формате, консультант работает только с помощью вопросов. Например, «Что происходит сейчас?», «Как Вы видите ситуацию?», «Как ее видит Ваш партнер?», «Какие Ваши ближайшие цели?», «Каким образом Вы будете действовать?», «Каковы последствия?» Клиент может изменять ситуацию, двигать фигурки и добавлять/убирать элементы.
5. Психотерапия. Это глубокая проработка травм развития, а также повышение качества жизни клиента. Работа, как правило, длительная и включает в себя достаточно обширный арсенал инструментов и техник.
Техники и упражнения:
Рисование песком. Целью данных упражнений могут быть и развитие мелкой моторики, баланс левого и правого полушария, релаксация.
Примеры упражнений.
1. Рисование простых геометрических фигур одной рукой или двумя руками одновременно.
2. Рисование сложных фигур.
3. Использование разных приемов рисование, пальцами, ладошками,
4. Рисование под музыку.
5. Рисование мандал с использованием различных предметов.
6. Тактильные игры с концентрацией внимания на ощущениях.
7. Рисование эмоций, чувств и состояний.
Целью таких упражнений является развитие эмоционального интеллекта и обучение навыку отреагирования чувств.
Упражнение на целеполагание. Клиент выбирает две фигуры и располагает их в пространстве песочницы. Первая фигура «Я», вторая «Моя цель». Далее он выстраивает путь от себя к цели и при помощи вопросов консультанта движется к цели.
Примеры вопросов:
* Что может быть препятствием к достижению?
* Что может быть способом преодоления препятствия?
* Кто может поддержать в этом процессе?
* Как можешь сам себя поддержать?
Каждый этап сопровождается вопросами «Что сейчас с Вами происходит, какие чувства?»
В конце задаются вопросы «Как достижение цели повлияет на Вашу жизнь?», «На какие сферы повлияет?»
Упражнение на разрешение конфликтной ситуации.
Клиент выбирает фигуру себя и человека, с которым в конфликте. Ставит эти фигуры в пространстве песочницы.
Далее психолог работает исключительно вопросами, используя приемы из разных направлений психотерапии. Например, коучинговые приемы:
1. «Как если бы». Если бы у Вас были все возможности, как бы вы смогли разрешить этот конфликт.
2. «Декартовы координаты». Что случится, если Вы не будете ничего делать, как будет развиваться ситуация. Что случится, если Вы будете что-то делать?
3. «Линия времени». Представьте, что прошло уже 5 лет, как могла бы выглядеть ситуация спустя это время.
Каждый этап сопровождается определенными изменениями в пространстве песочницы. Это дает клиенту возможность понять, что на ситуацию можно повлиять и в любом конфликте есть возможность решения, новые способы взаимодействия.
Из всего вышесказанного понятно, что метод универсальный, почти не имеет возрастных ограничений и серьезных противопоказаний. Одно из главных преимуществ песочной терапии - это динамика и зрелищность, что позволяет обходить классическое сопротивление клиента в арт-терапии «Я не умею рисовать», для того чтобы что-то изобразить на песке никаких умений не нужно, с этим легко справляется и самый маленький, и самый зрелый клиент.