Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Приземина А.В. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ НАРОДОВЕДЕНИЯ

Библиографическое описание:
Приземина А.В. Проектная деятельность на занятиях народоведения // Современная начальная школа. 2021. № 17. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/17.pdf.

«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
К.Д. Ушинский

Формирование универсальных учебных действий является приоритетным направлением образовательных стандартов. Важным их компонентом являются личностные действия, которые отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным объектам и явлениям окружающего мира, в том числе к социальным реалиям. В связи с этим целью нашей работы является изучение особенностей формирования личностных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности в начальной школе на примере занятий курса народоведения.

Содержание тем курса народоведения создает условия, позволяющие ученику начальной школы принять семейные ценности и традиции, познакомиться с историей своего народа, своих земляков, что составит основу для формирования чувства патриотизма.

Личный опыт педагогической деятельности позволил выделить следующую проблему: младшие школьники не имеют элементарных знаний о русских народных песнях, праздниках народного календаря, детском фольклоре, не знакомы с народными танцами, играми, обрядами своего края. Их знания ограничиваются несколькими народными песнями и считалками, изученными на уроках литературного чтения.

Поэтому на методическом объединении учителей начальной школы было решено ввести адаптированный курс народоведения, основу которого составила программа М.Ю. Новицкой.

В первом классе в соответствии с содержанием программы школьники получают первоначальные представления о народной культуре через знакомство с произведениями детского фольклора, народными пословицами и народными приметами о погоде. На занятиях ученики изучают старинные детские считалки, потешки и дразнилки. Дети не только заучивают их, но и используют в играх, рассказывают своим родителям. Отмечаем, что ученики проявляют интерес к малым жанрам фольклора. Они осуществляют самостоятельный поиск других считалок, сочиняют собственные. Это позволило включить школьников в создание проекта «Считалки наших бабушек (родителей) ». На защите проекта учащиеся представили детские считалки, которые узнали от старшего поколения.

Одно из направлений курса народоведения – изучение колыбельных песен. Проект «Моя колыбельная», подготовленный на занятиях, был реализован на празднике «Букет для милой мамы».

Такая работа обеспечила формирование базовых ценностей в личностном развитии ребенка («добро», «забота», «терпение», «семья»), уважения к родителям, младшим сестрам и братьям.

На занятиях курса регулярно использую наследие наших предков – народный календарь, который можно рассматривать как дневник народной жизни. Также в классе оформлен календарь погоды, в котором отмечены народные приметы погоды на каждый месяц и прогноз предстоящего времени года по дням. Отмечая ежедневно погоду, дети одновременно знакомятся с предстоящим прогнозом погоды по признакам данного дня. Хотя народные приметы не всегда совпадают с реальной погодой, но их изучение помогает развитию наблюдательности, создает предпосылки для исследовательской работы, так как ученик, наблюдая за состоянием погоды, учится сравнивать и анализировать увиденное с изученной информацией, самостоятельно делать первые выводы.

По результатам исследований были созданы и защищены проекты «Не обижайте муравья», «Эти нестрашные «страшные» пауки», «Птичья столовая». Дети самостоятельно искали информацию о муравьях и приметах о них. Мы с ребятами ходили в лес, считали число живых и разрушенных муравейников, фотографировали их, а потом нарисовали и оставили около муравейников плакаты, призывающие людей не разрушать муравьиные жилища. С результатами исследований ученики выступили на школьной и районной НПК, получили дипломы призеров.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, которые обладают большими воспитательными возможностями. На уроках мы знакомимся с разными праздниками народного календаря, их особенностями, обычаями народов, обрядами, структурой. А наиболее известные праздники, такие как «Рождество», «Масленица», «Пасха» являются ежегодными общешкольными мероприятиями. Например, в нашем селе святочными вечерами ходят по улицам ряженые с веселыми колядками, желающие добра и благополучия хозяевам, среди которых и бывшие, и нынешние наши ученики. Подготовка и проведение таких праздников позволяют использовать богатые возможности народной культуры для духовного развития школьников, дают возможность каждому из участников приобщиться к народному творчеству.

В разделе «Человек и семья в народной культуре» большое внимание на занятиях уделяется знакомству с традициями и обычаями русской семьи, ее бытом. Большой интерес вызывает у детей раздел «Мир старинного дома», в ходе изучения которого школьники по-новому смотрят на процесс строительства и обустройства дома. С удовольствием они вместе с родителями мастерят макеты деревенского жилья, местной часовни. Долгое время учебный кабинет был оформлен в стиле старинной русской избы, где стояли старинные вещи домашнего обихода, принесенные детьми из дома: ухват, чугунок, деревянная форма для выпекания хлеба, старинный самовар и многое другое. Старинная вещь прабабушки, пылящаяся на чердаке, вызывает у ребенка вопрос: а какой была наша прабабушка, где жила, что о ней известно? Так дети невольно подходят к изучению родословной своей семьи, отдельных страниц ее истории, а эта тема является одной из важных составляющих раздела.

На занятиях народоведения многие ребята представляли свое генеалогическое древо, пусть еще небольшое, до третьего поколения, но сам факт изучения своих корней, привлечение взрослых к его созданию имеет большое значение для формирования личностных УУД. От истории семьи ребенок прокладывает «мостик» своих интересов к истории своей страны, к истории малой родины.

Раздел курса народоведения «Человек и родная земля в народной культуре» знакомит младшего школьника с историческими событиями прошлого нашего Отечества, местом своего села в них, помогает в оформлении школьного краеведческого уголка.

Село Введенщина, одно из самых старинных в Шелеховском районе, имеет богатую историю. В праздновании дня села, 4 декабря, обязательно принимают участие и учащиеся начальных классов. Для них история села, изученная на уроках народоведения, приобретает новый смысл: дети начинают понимать, что прошлое села, т.е. его историю, делали близкие им люди. Готовясь к юбилею школы, дети искали дома школьные фотографии своих родственников, учившихся в нашей школе, записывали их воспоминания, помогали в оформлении собранных материалов. Именно так появляется гордость не только за свою семью, но и за все село, за нашу малую родину, формируется человек, любящий свой народ, свой край и свою Родину.

Результатами проводимых занятий народоведения являются формирование представления об историческом прошлом России и малой родине; развитие стремления к познанию окружающего мира и себя самого, своего внутреннего мира; расширение опыта поведения в природной и социальной среде.

Литература

1. Байбурин А.К Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Издательство «Наука», 1983. 188 с.

2. Забылин М. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1992. 554 с.

3. Загоскин М. Магистр: Роман. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981. 348 с.

4. Петрова И.А., Яременко Е.О. Программы общеобразовательных учреждений / Факультативный курс «Введение в народоведение». Новицкая М.Ю., М.: Просвещение, 2000. 382 с.