Библиографическое описание:
Сергеева И.В. Тьюторское сопровождение проектной деятельности младших школьников // Современная начальная школа. 2022. № 5 (36). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/36.pdf.
Добрый день, уважаемые коллеги, мне бы хотелось представить опыт работы коллектива начальной школы в рамках данной темы
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.
Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность в начальной школе осуществляется пожеланию учащихся и является средством развития познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности.
Задачи тьюторского сопровождения – поддержка интереса ребенка к образовательной деятельности вообще, к проектированию и исследованию в частности, обеспечение возможности приобретения первого опыта в этой сфере.
Рассмотрим основные этапы тьюторского сопровождения младших школьников:
Этап
Цель тьюторского сопровождения
1 полугодие
1 класса
Изучение класса: диагностика личностной сферы ребёнка
2 полугодие
1 класса
Организация коллективной проектной деятельности
1 триместр
2 класса
Ознакомление детей со структурой проектной деятельности
2 триместр
2 класса
Помощь в реализации индивидуальных образовательных проектов
3 триместр
2 класса
Организация условий для защиты проектов и
распространения опыта
3- 4 класс
Создание условий для реализации индивидуальных
проектов, активизация познавательной активности ребенка
Рассмотрим первый этап - погружение в коллективную проектную деятельность.
Совместная деятельность демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого участники ставят цели, определяют средства их достижения, распределяют обязанности, проявляют компетентностные характеристики личности (информационные, коммуникативные, социальные, продуктивные). Пример такого проекта «Твори добро»: когда дети вовлекаются в социально значимую деятельность, помогая приютам для животных, собирают «Коробку храбрости», участвуют в акции «Дети вместо цветов» и др. На данном этапе тьютор не оперирует понятиями «гипотеза», «методы исследования», его основная цель – создание условий для активизации познавательного интереса младших школьников. Параллельно данному виду деятельности дети вовлекаются в разнообразную внеклассную деятельность:экскурсии, мастер-классы, встречи и т.п.
Итак, первоклассники приобрели опыт создания коллективного проекта. А что же дальше? И здесь педагоги начальной школы столкнулись с проблемой: отсутствие системы занятий, способствующей сформировать устойчивый интерес к исследовательской деятельности младшего школьника. Следующий этап в работе тьютора – создание программы «Мой проект» и разработка системы занятий. Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Она позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно -ориентированный, деятельностный подходы.
Для того, чтобы ребёнка вовлечь в процесс исследования, необходимо было продумать содержание каждого занятия, подготовить интерактивные презентации и найти и отредактировать видеоролики в рамках определённой темы. Так, к примеру, изучая такое понятие как методы исследования, детям предлагалось просмотреть видеоролики и в процессе практической деятельности воспроизвести данные опыты. Принцип м/м сопровождения тот же, что и в известной нам программе «ПроЭнергию». Учитывая возраст учащихся, тьютор должен понимать, что самостоятельно ребёнок не сможет организовать учебно-исследовательскую деятельность. На данном этапе велика роль родителей. Но далеко не каждый взрослый знаком с требованиями, предъявляемым к проекту. В связи с этим тьютор должен продумать систему работы, направленную на обучение родителей юных исследователей. К таким формам работы можно отнести: семинары, онлайн-консультации, круглые столы, отправка материалов посредством Яндекс диска.
Следующий этап – реализация индивидуальных проектов. На протяжение нескольких месяцев тьютор проводит консультации для ребёнка, проверяет дневники исследователей, даёт рекомендации, помогает оформить проект и учит создавать электронную презентацию.
Завершив проект, ребёнок защищает его, выступая перед одноклассниками. В гимназии ежегодно проводятся научные конференции «Первые шаги в науку». С 2009 г. гимназия является площадкой для проведения заключительного этапа регионального конкурса «Малая академия». Ежегодно наши дети становятся победителями в муниципальных и региональных конкурсах и научно-практических конференциях «Я -исследователь», «ЭКО», «Шаг в науку» «Аленький цветочек», «Золотое яблоко» и др.
Своё выступление хотелось бы закончить цитатой итальянского педагога Марии Монтессори «Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка как плодородное поле, в котором могут быть посеяны семена, способные вырасти в тепле пылающего воображения».
Сергеева И.В. Тьюторское сопровождение проектной деятельности младших школьников // Современная начальная школа. 2022. № 5 (36). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/36.pdf.
Добрый день, уважаемые коллеги, мне бы хотелось представить опыт работы коллектива начальной школы в рамках данной темы
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.
Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность в начальной школе осуществляется пожеланию учащихся и является средством развития познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности.
Задачи тьюторского сопровождения – поддержка интереса ребенка к образовательной деятельности вообще, к проектированию и исследованию в частности, обеспечение возможности приобретения первого опыта в этой сфере.
Рассмотрим основные этапы тьюторского сопровождения младших школьников:
Этап
Цель тьюторского сопровождения
1 полугодие
1 класса
Изучение класса: диагностика личностной сферы ребёнка
2 полугодие
1 класса
Организация коллективной проектной деятельности
1 триместр
2 класса
Ознакомление детей со структурой проектной деятельности
2 триместр
2 класса
Помощь в реализации индивидуальных образовательных проектов
3 триместр
2 класса
Организация условий для защиты проектов и
распространения опыта
3- 4 класс
Создание условий для реализации индивидуальных
проектов, активизация познавательной активности ребенка
Рассмотрим первый этап - погружение в коллективную проектную деятельность.
Совместная деятельность демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого участники ставят цели, определяют средства их достижения, распределяют обязанности, проявляют компетентностные характеристики личности (информационные, коммуникативные, социальные, продуктивные). Пример такого проекта «Твори добро»: когда дети вовлекаются в социально значимую деятельность, помогая приютам для животных, собирают «Коробку храбрости», участвуют в акции «Дети вместо цветов» и др. На данном этапе тьютор не оперирует понятиями «гипотеза», «методы исследования», его основная цель – создание условий для активизации познавательного интереса младших школьников. Параллельно данному виду деятельности дети вовлекаются в разнообразную внеклассную деятельность:экскурсии, мастер-классы, встречи и т.п.
Итак, первоклассники приобрели опыт создания коллективного проекта. А что же дальше? И здесь педагоги начальной школы столкнулись с проблемой: отсутствие системы занятий, способствующей сформировать устойчивый интерес к исследовательской деятельности младшего школьника. Следующий этап в работе тьютора – создание программы «Мой проект» и разработка системы занятий. Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Она позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно -ориентированный, деятельностный подходы.
Для того, чтобы ребёнка вовлечь в процесс исследования, необходимо было продумать содержание каждого занятия, подготовить интерактивные презентации и найти и отредактировать видеоролики в рамках определённой темы. Так, к примеру, изучая такое понятие как методы исследования, детям предлагалось просмотреть видеоролики и в процессе практической деятельности воспроизвести данные опыты. Принцип м/м сопровождения тот же, что и в известной нам программе «ПроЭнергию». Учитывая возраст учащихся, тьютор должен понимать, что самостоятельно ребёнок не сможет организовать учебно-исследовательскую деятельность. На данном этапе велика роль родителей. Но далеко не каждый взрослый знаком с требованиями, предъявляемым к проекту. В связи с этим тьютор должен продумать систему работы, направленную на обучение родителей юных исследователей. К таким формам работы можно отнести: семинары, онлайн-консультации, круглые столы, отправка материалов посредством Яндекс диска.
Следующий этап – реализация индивидуальных проектов. На протяжение нескольких месяцев тьютор проводит консультации для ребёнка, проверяет дневники исследователей, даёт рекомендации, помогает оформить проект и учит создавать электронную презентацию.
Завершив проект, ребёнок защищает его, выступая перед одноклассниками. В гимназии ежегодно проводятся научные конференции «Первые шаги в науку». С 2009 г. гимназия является площадкой для проведения заключительного этапа регионального конкурса «Малая академия». Ежегодно наши дети становятся победителями в муниципальных и региональных конкурсах и научно-практических конференциях «Я -исследователь», «ЭКО», «Шаг в науку» «Аленький цветочек», «Золотое яблоко» и др.
Своё выступление хотелось бы закончить цитатой итальянского педагога Марии Монтессори «Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка как плодородное поле, в котором могут быть посеяны семена, способные вырасти в тепле пылающего воображения».