Высшая школа делового администрирования
Конференции
Сентябрь 2023

АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОУ

Кобякова Ольга Николаевна
педагог-психолог
МБДОУ д/с № 43

Аннотация

Данная статья посвящена вопросу алгоритма работы педагога-психолога в период адаптации к ДОУ.

Ключевые слова

Алгоритм, работа педагога-психолога, адаптация.

Одним из важных направлений работы педагога-психолога в ДОУ является: «Сопровождение адаптационного процесса».

Работа психолога ведётся со всеми участниками образовательного процесса. Это администрация ДОУ, воспитатели, дети и их родители.

Предлагаю рассмотреть содержание работы психолога с каждым из участников.

Работа с администрацией ДОУ

Начинается наша работа с обсуждения с администрацией ДОУ вопроса о том, как будет осуществляться приём детей в детский сад. Здесь важно обсудить следующие вопросы:

Какое количество новых детей будет приходить в группу?

В какие дни недели будет осуществляться приём в детский сад? (лучше всего это делать со вторника по четверг).

Также на этом этапе педагог-психолог может подготовить следующие документы, которые предлагаем родителям заполнить на этапе оформления документов при приёме в детский сад. Это могут быть:

- Согласие на психологическое сопровождение и проведение психологической диагностики.

- Родительская анкета, анкета "Готов ли Ваш ребенок к поступлению в дошкольное образовательное учреждение". Данные анкеты помогут нам в работе с ребёнком во время адаптации.

Работа с воспитателями адаптационных групп

Работа с воспитателями- важное направление в работе психолога в адаптационный период. Здесь важно:

1. Помочь педагогам перестроиться на работу по адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

2. Дать общие рекомендации по ведению документации. Лист адаптации предназначен для фиксации важных параметров поведения ребенка в дошкольном заведении, а также состояние здоровья.

Возникает вопрос, если ребенок приходит в детский сад на 1-2 часа, то мы не можем знать, как ребенок ложился спать, как он ходил в туалет в дни адаптации. Но мы подскажем воспитателю, что эти данные можно получить из беседы с родителями.

Еще один момент, на который необходимо обратить внимание, что заполнение листа адаптации происходит только тогда, когда ребенок присутствует в детском саду, т. е. Рабочие дни (не календарные!). Если ребенок болел или вынужден был уйти в отпуск, то заполнение листа, отсчет дней адаптации, продолжается с того момента, как он снова начал посещать детский сад.

Окончанием адаптации считается тот момент, когда ребенок полностью привыкает к детскому саду и набирает все максимальные показатели по критериям листа адаптации. Это может случиться и на 15 день, и на 128 день. По окончании адаптации лист далее не заполняется и передается педагогу-психологу, который прилагает его к карте нервно-психического развития ребенка. Ведение воспитателем адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.

3. Организовать психологическую поддержку в период адаптации. Это могут быть индивидуальные консультации. Так, за день до прихода ребенка в детский сад педагог-психолог передает воспитателям всю информацию о ребенке, которая была получена из беседы с родителями или анкеты. Это помогает построить работу с вновь пришедшим воспитанником на основе учета личностных особенностей, его опыта и привычек.

4. Подготовить картотеку рекомендуемых игр с детьми в адаптационный период. Помним, что затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому для детей готовятся такие игры, как нанизывание шариков на шнур, резиновые игрушки-пищалки, крупные детали конструктора «Лего» и др.

5. Оказывать помощь педагогам в режимных моментах. Особенно сложным бывают сборы на прогулку и возвращение с неё.

Работа с родителями. Формы работы

Работа с родителями - это одно из самых важных направлений в работе педагога-психолога в период адаптации, так как от того, как будут проявлять себя родители зависит на сколько быстро адаптируется ребёнок к детскому саду. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение. И это нужно объяснить родителям до их прихода в детский сад. Это возможно сделать на этапе подготовки к поступлению в ДОУ во время консультации или университета для родителей, в рамках работы консультационного центра с родителями будущих воспитанников. Необходимо обратить внимание родителей на режим дня, питание, отказ от сосок, бутылок, грудного вскармливания.,

В качестве форм работы с родителями можно использовать:

- Стендовую информацию, папку-передвижку с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад;

- Информационные листы, памятки, буклеты с кратким материалом «Адаптация. Что это такое?» и «Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду», которые родители могут взять с собой;

- Психологические встречи.

- Выступления на родительских собраниях.

- Анкетирование.

Психологические встречи

Более подробно хочу остановиться на такой форме работы, как психологические встречи. Прежде всего — это встреча группы родителей с психологом ДОУ, где обсуждается вопрос адаптации детей к детскому саду. Такие встречи оптимально проводить один раз в неделю. По времени подойдёт первая половина дня, когда дети находятся в группе с воспитателем.

Участие в психологических встречах позволяет родителям:

- отреагировать актуальные эмоции, чувства;

- снять напряжение;

- поделиться своим опытом (если такой был с первым ребёнком) и узнать об опыт других родителей.

Всё это позволит родителям более спокойно отнестись к адаптации, а как известно если спокойна мама, то и ребёнок спокоен.

Работа с детьми в период адаптации

Среди форм работы педагога-психолога с детьми можно выделить:

1. Наблюдение за адаптационным процессом.

2. Организация игровых ситуаций в течение недели. Желательно, чтобы эта форма работы не сводилась к единоразовому посещению детей. Необходимо ежедневно будет заходить в группу к детям в период адаптации. Так дети быстрее привыкнут к нему и не успеют забыть.

3. Индивидуальная работа с детьми. Данная форма работы может проводиться, как в кабинете психолога (если ребёнок согласен пойти), так и в групповом помещении. Как правило в индивидуальной помощи нуждаются дети, которые подолгу не могут успокоиться. Тогда задача психолога переключить внимание ребёнка на любой вид деятельности. Здесь важно создать интерес и передать его своими эмоциями.

4. Контроль за НПР, заполнение карт нервно-психического развития — это следующая форма работы.

Я осуществляю контроль при помощи Методики определения нервно-психического развития детей раннего возраста, разработанной Н. М. Аксариной, К. Л. Печорой, Г. В. Пантюхиной. Цель диагностики - своевременное выявление первоначальных отклонений в развитии и поведении ребенка для необходимой коррекции.

На 3 году контроль за динамикой развития детей осуществляется нами по представленным показателям развития 1 раз в полугодие -в дни, близкие к дню рождения ребенка. Каждый ребенок проверяется по показателям своего возраста. Если развитие ребенка не соответствует возрасту, его проверяют по показателям предыдущего возрастного периода.

Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. Одномоментно проверяется развитие ребенка не более чем по 2-3 показателям. Поведение ребенка, состояние возбудимости нервной системы, выносливость, подвижность, уравновешенность, контактность и другие индивидуальные особенности могут быть определены путем наблюдения за ним.

Что, прежде всего, задерживается у детей? Прежде всего, функции, которые вновь формируются, являются новообразованием – развитие активной речи, сенсорное развитие, которое связано с формированием наглядно-действенного мышления. Задержка не может не отразиться на дальнейшем развитии детей дошкольного возраста и требует особого внимания со стороны педагогов.

Поэтому все полученные результаты обсуждаются на МПС и определяются направления работы педагога-психолога, воспитателя с ребенком.

5. Фронтальные занятия.

Хочу сказать, что в период адаптации очень сложно работать с детьми, придерживаясь какой-то определённой программы. Тем более проводить какие-то структурированные занятия. Проверяющие органы требуют наличие такой программы и её нужно иметь, например программа адаптации Роньжиной, но работать лучше исходя из ситуации. Игры в период адаптации должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием, игры не должны быть слишком длительными. Всегда инициатором игры выступает взрослый.

Медико-педагогическое совещание

По истечении периода адаптации на медико-педагогическом совещании ведется анализ степени адаптации каждого ребенка на основании данных, полученных из листа адаптации, обсуждаются результаты проделанной работы, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы организации адаптации и намечается дальнейшая работа.

Список используемой литературы

1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Практическое пособие – изд. Учитель, 2006.-236с.

2. Голубева Л.Г., Лещенко М.В., Печера К.Л.; под ред. Доскина В.А., Козловой С.А. Развитие и воспитание детей раннего возраста. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2002.-192 с.

3. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. и др. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. -6-е изд. - М.: Просвещение, 2004 - 253 с.

4. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2005 - 128 с. О.Н. Кобякова, 2023г.