Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Ламбантова Л.В. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4-М КЛАССЕ «МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ»

Ламбантова Лада Викторовна
учитель начальных классов, МОБУ "СОШ с. Сальское", Приморский край, Дальнереченский район, с. Сальское

Библиографическое описание: Ламбантова Л.В. Методическая разработка урока окружающего мира в 4-м классе «Михаил Васильевич Ломоносов» // Современная начальная школа. 2020. № 9. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/09.pdf.

Цели урока: познакомить учащихся с развитием науки в России в середине 18 века, охарактеризовать жизнедеятельность М.В. Ломоносова.

Планируемые результаты

Предметные: обучающиеся научатся выделять основные данные и факты о М.В. Ломоносове, о его роли в истории России.

Метапредметные:

регулятивные: обучающиеся научатся самостоятельно определять цель и задачи своей деятельности, планировать ход работы, осуществлять контроль и оценивать свою деятельность;

познавательные: обучающиеся нау-чатся самостоятельно строить работу с текстом, анализировать и осмысливать прочитанное, выполнять практическое задание;

коммуникативные: обучающиеся нау-чатся работать в группе, сотрудничать с педагогом и учащимися, высказывать своё мнение, выслушивая мнение других.

Личностные: обучающиеся научатся проявлять самостоятельность, настойчивость, учебную и коммуникативную активность, самостоятельно управлять процессом своего развития.

Ход урока:

1. Мотивация к деятельности

Учитель приветствует учащихся (дети рассажены по группам), они настраиваются на урок

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час.

Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем изучать историю нашего государства и сегодня вы узнаете о человеке, имя которого знают во всём мире. Он так же известен, как и замечательный поэт Александр Сергеевич Пушкин, но только прославился он в научных исследованиях и сделал немало открытий на этом поприще.

Вы хотите узнать его имя?

Ответы учащихся

2. Актуализация знаний

Ребята, вспомните, с какой исторической личностью мы познакомились на прошлом уроке?

Ответы учащихся (Пётр I)

Совершенно верно, а как его ещё называли? (Пётр Великий). Давайте, вспомним, что вы узнали о нём на прошлом уроке.

Словесный учебный диалог

- Расскажите о детстве Петра I.

- Чем царь Петр отличался от других европейских правителей?

- Какие перемены произошли в России при Петре I?

- Когда был основан город Санкт-Петербург?

- Почему Санкт-Петербург получил такое название?

- Почему для России был так важен флот?

Игра-задание «Объясни понятия»

Переходим к игре-заданию «Объясни понятие». На доске перед вами ромашка. Ребята, но это не простая ромашка. На её лепестках записаны исторические понятия, которые вам необходимо будет объяснить. Сейчас по одному вы будете подходить к доске, брать лепесток и давать краткое объяснение этим понятиям.

Учащиеся по желанию выходят к доске и открывают лепестки с понятиями, объясняя их.

1) Кунсткамера – музей, построенный в Петербурге на берегу реки Невы.

2) Медаль – знак отличия, вручаемый за воинскую доблесть.

3) Ассамблеи – балы-собрания, в которых должны были принимать участие женщины.

4) «Чертово яблоко» – картофель.

5) «Верфь» – место на берегу для постройки и ремонта судов.

Молодцы! Ребята, а какие преобразования Петра I помогли дальнейшему развитию страны?

Ответы учащихся

- в России появился свой флот;

- возникли новые города;

- Петр I основал Санкт-Петербург;

- возник 1-ый музей-Кунсткамера;

- вышла 1-ая печатная газета «Ведомости».

Какой можно сделать вывод из ваших ответов?

Ответы учащихся

Правильно. Благодаря Петру I Россия стала империей.

3. Постановка учебной задачи

Петр I дал сильный толчок развитию русского народа. Потребность в образовании стала ощущаться все сильнее и сильнее. Образованные люди стали выходить не только из высших слоев общества, но и из низших. Великое дело Петра – развитие российской науки - продолжил первый российский ученый. Его имя вы узнаете, выполнив следующее задание в группах.

Практическая работа в группах

У вас на столах лежат карточки с зашифрованными словами. Переставьте буквы так, чтобы получились известные вам слова.

ДНОСОКЙ (Донской)

НВЕСИКЙ (Невский)

ПТЁР (Пётр)

ЛМООНСООВ (Ломоносов)

Какое из имён вам не знакомо? Почему?

Ответы учащихся

(Ломоносов, потому что о нем мы еще не говорили)

Верно, ребята. Сегодня на уроке вы познакомитесь с замечательным человеком- Михаилом Васильевичем Ломоносовым.

Хочу напомнить вам одно знакомое стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «Школьник» (стр.147 литературное чтение1-я часть).

Чтение стихотворения

О каком мальчике в нём говорится?

Ответы учащихся

А теперь, давайте вместе сформулируем тему и цель нашего урока.

Ответы учащихся

Тема нашего урока: «Михаил Васильевич Ломоносов». А.С. Пушкин назвал Ломоносова так «Михайло Васильевич Ломоносов – первый русский университет».

Почему он так назвал его? …

Ответы учащихся, затруднение

Ответ на этот вопрос вы дадите в конце урока.

4. Открытие нового знания

Три столетия прошло с того времени, когда жил и творил замечательный сын русского народа – М. В. Ломоносов. Нынешнему поколению Ломоносов почти неизвестен. Такие люди, как он рождаются один раз в тысячелетие, чтобы показать все способности человеческие.

Ломоносов жил давно, но думал так же, как и мы — о том, что его окружает, о солнце, о небе, о земле. И о людях, которые живут на земле. В одной из первых работ Ломоносова утверждалось, что сохранению здоровья способствует правильный образ жизни, давались рекомендации, как его организовать. Он отличался необычайным трудолюбием, а лучшим отдыхом для себя считал смену занятий.

Где бы ни учился Ломоносов, успехи его всегда были блестящими. Круг его интересов был чрезвычайно широк — химия, физика, астрономия, медицина, история, филология, поэзия.

Чем же прославил Ломоносов Россию? Почему его помнят потомки? На все эти вопросы нам предстоит ответить.

Итак, давайте проследим, как он стал первым русским академиком, какие его заслуги перед Отечеством.

Работа в группах

Работу организуем в группах. Вы будете выступать в роли исследователей. Каждая группа будет работать по своей теме, с помощью «Маршрутного листа».

1 группа, тема исследования - «Детство Ломоносова»

2 группа, тема исследования - «Путь в науку»

3 группа, тема исследования – «Ломоносов – ученый»

Выдача материалов с дополнительной информацией и планом действий, практическая работа

Представление результатов работы групп

Итак, первая группа какое новое знание вы открыли? Слушаем вас.

Сообщение учащихся группы

Вторая группа работала над тем, каков был путь Ломоносова в науку. Послушаем их.

Сообщение учащихся группы

Третья группа готовила информацию по теме: «Ломоносов – ученый».

Сообщение учащихся группы

Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока

Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились.

В Россию вернулся Ломоносов в 1741 году сформировавшимся учёным и стал работать в Петербургской академии наук. Михаил Васильевич преподавал много разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и другие. Он написал первую русскую грамматику. Он первым объяснил русскому люду, откуда берётся тепло и дожди, что такое планеты и кометы, отчего происходит северное сияние и многое другое. Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, астрономия — вот те области, в которых Ломоносов оставил свои след.

Умер Михаил Васильевич 15 апреля 1765 года, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге

На родине ученого есть дом-музей Михаила Васильевича и памятник великому земляку. Много туристов посещают знаменитое село.

И сегодня, Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.

5. Первичное закрепление знаний

Давайте проверим, как вы усвоили тему урока с помощью небольшой викторины

Викторина «Великий Ломоносов»

1. Кем по роду занятий был отец Ломоносова? (рыбаком)

2. Сколько лет было Ломоносову, когда он покинул родительский дом? (19 лет)

3. Как называлось первое высшее учебное заведение, куда поступил Ломоносов? (Славяно-греко-латинская академия)

4. Наблюдая, за какой планетой, Ломоносов сделал открытие мирового значения? (Венера)

5. Какой прибор для наблюдения за космическими телами он создал? (Телескоп)

6. В этой деревне Ломоносов родился…? (Мишанинская)

7. Кто автор строк:

«Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик»? (Некрасов)

9. Что, он основал в 1755 году? (первый университет в России)

10. За сколько лет он прошёл обучение в Славяно-греко-латинской академии вместо положенных 13? (за 5 лет)

Молодцы! А теперь давайте вспомним начало урока. Что говорил А.С. Пушкин о Ломоносове? Почему Пушкин так назвал Ломоносова?

Ответы учащихся

Трудно перечислить все открытия, сделанные им. Он отдавал работе всё своё время и все силы. Это привело к тому, что учёный рано постарел, здоровье, подорванное в молодости изнуряющими занятиями, часто изменяло ему. Умер он случайно, от пустяковой весенней простуды.

Какой можно сделать вывод из всего вышесказанного? (М.В. Ломоносов внес большой вклад в развитие отечественной и мировой науки и культуры)

Основатель первого российского университета, первый русский академик, поэт Михаил Васильевич Ломоносов обращается к вам, российским ученикам, следующими стихами:

Науки юношей питают,

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной жизни берегут.

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

В гродском шуму и наедине,

В покое сладком и в труде.

Со времён Ломоносова наш язык изменился, но вы наверняка поняли смысл похвалы наукам.

6. Рефлексия

Ребята, вам понравился урок?

Ответы учащихся

Давайте в заключении составим синквейн.

На доске существительное

М.В. Ломоносов

Продолжение синквейна предлагают дети.

2 прилагательных.

3 глагола.

Фраза, предложение.

Синоним (вывод).

Молодцы, спасибо за урок!

Библиографический список

1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций В 2ч. Ч.1 / [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

2. Меншуткин Б.Н. Жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947.