Библиографическое описание:
Сорокина С.В. Интегрированный урок математики и внеурочной деятельности «К вершинам знаний» в 4 классе по теме «Вычисления с многозначными числами» // Современная начальная школа. 2021. № 23. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/23.pdf.
Предмет: математика.
Интеграция: межпредметная (математика/ внеурочная деятельность «К вершинам знаний»)
Возрастная категория: учащиеся 4 класса.
Продолжительность урока: 50-60 минут.
Частная дидактическая цель: обобщение знаний учащихся по теме «Вычисления с многозначными числами» через решение практико-ориентированных задач.
Задачи:
математика:
-закрепить умения выполнять умножение и деление многозначных чисел при решении практико-ориентированных задач;
-осуществить контроль степени усвоения алгоритмов умножения и деления чисел;
-обучать вести несложные экономические расчёты;
-развивать коммуникативные умения, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие для решения общих задач;
внеурочная деятельность:
-расширять знания о мире профессий и формировать интерес к различным профессиям;
-дать представления об основных функциях, которые выполняет бухгалтер;
-собрать и оформить материал о профессии бухгалтер;
-пробудить интерес к экономической сфере деятельности.
Планируемый педагогический результат:
Работая в группе, достигнуть конечного результата: выпуск плаката о профессии бухгалтер.
Замысел проектной задачи:
В ходе решения проектной задачи расширяются первоначальные представления о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставляются возможности учащимся «примерить на себя профессию бухгалтера» в игровой ситуации.
Данная проектная задача рассчитана на участие пяти-шести человек в каждой группе. Задача состоит из трех задач, выполнять которые возможно в любой последовательности.
Способ и оценивание результатов работы:
-оценка стартовых коммуникативных возможностей отдельных учащихся и класса в целом;
-правильность выполнения предметных заданий;
-продуктивность взаимодействия учащихся в группе при выполнении отдельных заданий для решения совместной задачи.
Ход урока:
Мотивационный настрой.
-Урок я начну с такого пожелания:
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать,
Прибавлять, вычитать.
Запомните все,
Что без точного счёта
Не сдвинется с места
Любая работа!
-Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного о профессии, в которой обойтись без математики невозможно.
-Начнем урок, как всегда, с разминки. В качестве разминки, предлагаю разгадать ребус.
-Верно, в ребусе зашифрована поговорка: «Деньги счет любят».
-Как понимаете эту поговорку?
-Поговорка означает, что в денежных делах должен быть чёткий порядок.
-Люди какой профессии могут навести порядок в денежных делах?
-В современном мире в обращении находится очень много денег, которые ежедневно перемещаются не только от человека к человеку, но и между различными предприятиями и организациями. И в каждой организации требуется вести учет движения денег. Таким учетом занимается бухгалтер.
(На доску вещается плакат с названием профессии «бухгалтер». В ходе работы на уроке вся информация размещается на плакате).
-Что вы знаете о профессии бухгалтера?
-Многие считают, что бухгалтерская профессия скучная и рутинная: сплошные цифры и никакого творчества. Но познакомившись с профессией поближе, ваше мнение может кардинально измениться.
-21 апреля отмечается день главного бухгалтера.
-Более подробно о профессиональном празднике бухгалтеров, о плюсах и минусах профессии, об истории профессии вы узнаете с помощью «говорящих стен».
-Каждая группа направится сейчас к той стене, номер которой совпадает с номером группы. На каждой стене размещен QR- код с краткой информацией на заданную тему. Для того, чтобы прочесть информацию, необходимо отсканировать QR-код камерой телефона. Затем каждая группа расскажет о прочитанной информации.
1 группа: День бухгалтера.
2 группа: История профессии.
3 группа: Личностные качества.
4 группа: Плюсы и минусы профессии.
-Слово 1 группе. Что вы узнали с помощью «говорящей стены?».
-Какая замечательная профессия «бухгалтер», люди этой профессии могут отмечать праздник несколько раз в год.
-Слово 2 группе. Оказывается, какую длинную и интересную историю имеет профессия бухгалтер.
-Слово 3 группе. Для того чтобы стать бухгалтером, нужно быть обязательным, аккуратным, терпеливым, а также честным и ответственным. А еще бухгалтеру не обойтись без знания математики.
-Слово 4 группе. Одним из минусов в работе бухгалтера вы назвали то, что ему приходится долго сидеть за столом в одной позе. Это может вызвать проблемы со зрением, вызвать болезни шеи, спины, ног. Какие рекомендации вы могли бы дать бухгалтерам, чтобы они на долгие годы сохранили свое здоровье?
-Рассмотрим и выполним несколько упражнений, которые можно выполнять не вставая с рабочего кресла.
-У профессии бухгалтер есть много плюсов и минусов. Но выбрав эту профессию, вы можете быть уверены, что без работы вы не останетесь.
-Бухгалтер выполняет большой объем работы. Некоторые организации разбивают общий спектр обязанностей между несколькими бухгалтерами, облегчая им работу и повышая уровень ее выполнения.
-Сколько бухгалтеров в нашей школе?
Предлагаю отправиться в бухгалтерию и узнать подробно о направлениях работы бухгалтеров.
(Экскурсия в бухгалтерию)
-В ходе экскурсии вы узнали, что в штате нашей бухгалтерии 4 человека, у каждого из которых свое направление деятельности: главный бухгалтер отвечает за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности; один из бухгалтеров рассчитывает зарплату работникам школы, второй ведет учет питания, а третий занимается учетом и списыванием устаревшего оборудования.
-Ребята, я поделила вас на 4 группы, каждая из групп будет представлять сегодня бухгалтерский отдел. Каждому отделу надо будет решить по 3 задачи. Проверим, какой отдел справится с задачами быстрее и качественнее.
-Но сначала необходимо выбрать главного бухгалтера. Он будет отвечать за ведение отчетности в группе и за правильность вычислений.
-Для определения главного бухгалтера предлагаю всем игру «Быстрый счетчик». Приготовьте карточку № 1. Напишите сверху фамилию. По моему сигналу необходимо приступить к решению примеров. Ваша задача решить правильно как можно больше примеров за 2 минуты.
-Проверим, как решили примеры. Проверять работу будут одноклассники. Передайте работу соседу, сидящему от вас справа.
(учащиеся слушают правильные ответы, отмечают знаком + правильно решенные примеры, подсчитывают количество плюсов).
-Определите в группах учеников, решивших больше всего примеров. Сегодня у вас будет серьезная работа: руководить бухгалтерским отделом.
-Главные бухгалтеры подходят ко мне на планерку.
(Во время планерки раздаются учебные задачи и даются комментарии о заполнении рабочих листов. Задания частично дифференцированы. Первая и вторая задачи в каждой группе одинаковые, третья задача у одной из групп повышенного уровня сложности. Три группы работают самостоятельно, четвертая группа работает с педагогом).
Задача 1.
Оклад учителя начальных классов 20.000 руб. Доплата за совмещение обязанностей составляет 1/5 от оклада. Премия за качественную работу в апреле составила 1/4 от оклада. Рассчитайте заработную плату учителя начальных классов за апрель.
Задача 2.
В школьной столовой согласно заявке на 20 апреля питается 980 человек. Стоимость обеда составляет 80 рублей на человека. Всего в школе 1012 учеников, Рассчитайте, сколько денег будет сэкономлено в апреле. Сколько кг яблок можно купить на сэкономленные деньги, если стоимость 1 кг яблок составляет 80 руб.
Задача 3. (для группы с высоким уровнем обученности).
В конце апреля необходимо оплатить коммунальные услуги за пользование электроэнергией. Для того чтобы посчитать, сколько необходимо заплатить за свет, нужно знать последнее показание счётчика в прошлом месяце, а так же знать сколько стоит 1 кВт электроэнергии. Цена тарифа на свет в Заводоуковске составляет 2руб.09 копеек. Предыдущие показания счетчика 10008 кВт/ч, текущее показание составило 11 908 кВт/ч. Подсчитайте, сколько необходимо заплатить школе за электроэнергию в апреле.
(Киловатт-час, применительно к электрической энергии - это количество расходуемой (вырабатываемой) электрической энергии источником потребления (выработки) мощностью 1 кВт за время равное 1 часу, другим словами - это своего рода скорость передачи и преобразования электроэнергии)
Задача 3. (для трех групп)
На нужды школы было приобретено 20 пачек бумаги формата А3 стоимостью 290 рублей за пачку, и 5 пачек формата А4, стоимость такой пачки на 150 рублей дороже. Сколько рублей необходимо заплатить за всю приобретенную бумагу?
-Ребята, пришло время подвести итоги нашей работы. Давайте проверим, как вы решили задачи.
-Расскажите, как решили первую задачу (одна из групп выходит к доске, объясняют решение задачи).
-Если у остальных групп такое же решение, подаете сигнал зеленого цвета, если нет – красного.
-Как решили вторую задачу? Третью задачу?
- Давайте подведем итоги нашего урока. Для этого будем использовать ладонь правой руки. Значение каждого пальца соответствует определенному вопросу.
-Мизинец – буква М. Мысли и знания. Перечислите, какие навыки приобрели на уроке? Что нового изучили? Какие мысли озарили?
-Безымянный – буква Б. Близость к главным целям. Определите, насколько реализация задач урока приблизила вас к главным жизненным целям.
-Средний палец – буква С. Состояние. Каково эмоциональное состояние после решения проектной задачи? Довольны ли тем, как выполнили ее.
-Указательный – У. Услуга. Помощь. Как решенная задача помогла улучшить отношения с другими одноклассниками? Кому я помог?
-Большой палец – Б. Бодрость, жизненная энергия. Прибавило ли выполнение проектной задачи жизненной энергии? Каково физическое состояние к концу урока?
-Молодцы, ребята, вы успешно справились со всеми учебными задачами. Из вас могут получиться отличные бухгалтеры.
-Благодаря чему или кому удалось решить все задачи?
- Предлагаю сказать слова–комплименты каждому из членов группы. Подумайте, за что вы могли бы поблагодарить соседа. Встаньте в круг. Один из участников группы поворачивается к своему соседу и говорит ему что-нибудь хорошее. Тот в ответ должен сказать “Спасибо” и, в свою очередь повернуться к следующему. И так до тех пор, пока каждый из участников не получит комплимент. Начинают игру «главные бухгалтеры».
(Упражнение «Комплимент»).
-Я тоже хочу поблагодарить вас за сплоченную, слаженную работу. Вы еще раз доказали, что умеете продуктивно работать в команде, которой по плечу решение любых задач.
В завершении урока хочется сказать: существует множество разнообразных профессий, каждая из которых важна и в чем-то особенна. Сегодня вы узнали о профессии бухгалтера, необходимой и востребованной в современном мире. Возможно, для кого-то в будущем она станет профессией жизни.
-Желаю каждому из вас сделать осознанный выбор профессии по душе. И помните о том, что математика необходима людям разных профессий. Поэтому любите математику, как сказал когда-то английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон «Человек, не знающий математики, не способен ни к каким другим наукам».
Технологическая карта урока
Этап урока/цель
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1. Мотивационный настрой/
Цель: организовать позитивный эмоциональный настрой учащихся к учебной деятельности.
Обеспечивает мотивацию через стихотворение.
Настраиваются на работу на уроке.
Личностные: мотивация к обучению.
2. Целеполагание/
Цель: подвести учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач.
Предлагает учащимся разгадать ребус.
Создает условия для анализа поговорки, рассуждений учащихся о профессии бухгалтер.
Размещает плакат с названием профессии на доску.
Формирует группы, организует работу учащихся в группах (Прием «Говорящие стены»).
Организует работу по проведению защиты изученной информации.
Организует двигательную активность учащихся (Прием «Минутка здоровья»).
В ходе разгадывания ребуса формулируют тему и цели урока.
Участвуют в обсуждении, отвечают на поставленные вопросы.
Учащиеся направляются к стенам, на которых размещены QR-коды, сканируют их камерой телефона и знакомятся с информацией на заданную тему.
Представляют результаты работы одноклассникам.
Выполняют упражнения, находясь на своих рабочих местах.
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; определять цель учебной деятельности. Коммуникативные УУД: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; оформлять свои мысли в устной форме; высказывать свое предположение.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; самостоятельно формулировать тему и цели урока; - принимать и сохранять учебную цель и задачи. формулировать учебную задачу с помощью учителя.
3. Мини-экскурсия в бухгалтерию/
Цель: ознакомить учащихся с деятельностью бухгалтеров.
Организует непродолжительную экскурсию в бухгалтерию школы для ознакомления учащихся с деятельностью сотрудников ОУ.
Слушают рассказ главного бухгалтера о направлениях работы бухгалтерии.
Личностные УУД: самоопределение.
4. Актуализация знаний/
Цель: повторение и закрепление приемов устного счета.
Организует устный счет, как подготовительный этап перед решением задач (Игра «Быстрый счетчик»).
Решают примеры в течение 2-х минут.
Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.
5. Решение проектной задачи/ Цель: закрепить умения выполнять умножение и деление многозначных чисел при решении практико-ориентированных задач.
Предоставляет кейс материалов.
Организует работу групп по решению практико-ориентированных задач. Учебные задачи частично дифференцированы (три группы работают самостоятельно, одна группа работает с учителем).
Взаимодействуя в группах: решают 3 практико-ориентированные задачи.
Одна из групп работает с педагогом.
Познавательные УУД: выполнение учебных действий; оценивание результатов собственной деятельности.
Регулятивные: работать в соответствии с правилами, вносить изменения в свои действия.
Коммуникативные: договариваться, слушать друг друга.
Личностные: личная ответственность за результат.
6. Представление результатов работы/ Цель: организовать проверку умения применять полученные знания в нестандартной ситуации
Организует работу по представлению результатов решения учебных задач.
Представляют результаты работы групп, сравнивают свои результаты с результатами других групп, делают общий вывод.
Познавательные УУД: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: планирование, контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать друг друга; умение представлять информацию, представлять в устной и письменной форме; умение вступать в диалог.
7. Итог урока. Рефлексия/
Цель: целостное осмысление, обобщение полученной информации; организовать оценивание собственной деятельности на уроке.
Организует работу по определению выполненных задач, достижению цели, оценки своей деятельности (Метод «Пять пальцев»).
Проводит упражнение «Комплимент», в ходе которого учащиеся благодарят друг друга.
Подводит итоги урока.
Оценивают свои достижения с использованием метода «Пять пальцев».
Благодарят одноклассников за работу.
Регулятивные УУД: целеполагание, осуществлять самоконтроль и оценку своих умений.
Личностные УУД: самооценка на основе критериев.
Источники:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/01/23/primery-motivatsionnogo-etapa-uroka
https://www.kp.ru/putevoditel/kalendar-prazdnikov/den-bukhgaltera/
https://buhexpert8.ru/blog-komandy-buhekspert/istoriya-vozniknoveniya-professii-buhgalter.html
http://xn---74-6cddynhvks3cea.xn--p1ai/index.php?id=12386
https://delai-vibor.com/buxgalter.html
https://school.kontur.ru/publications/1744
https://infourok.ru/zanyatie-po-finansovoj-gramotnosti-na-temu-kommunalnye-uslugi-i-platezhi-4162481.html
https://plusiminusi.ru/professiya-buxgalter-plyusy-i-minusy-raboty/
https://krasunia.ru/wp-content/uploads/7/b/2/7b2e1e51ed86654e9e851942e681dade.jpg
https://www.1urok.ru/categories/21/articles/21367
https://sun9-8.userapi.com/0yhl8Dd5STz5YxRvPOqlDSEVV2WCj8GvvNEyFA/3oUu5p7BQeU.jpg
https://www.muhasebenews.com/wp-content/uploads/2017/07/sermayeazaltimi-0307.jpg
https://ru.citaty.net/media/authors/roger-bacon.jpeg
Генератор ребусов:
http://kvestodel.ru/generator-rebusov
Генератор QR-кодов
http://qrcoder.ru/
Сорокина С.В. Интегрированный урок математики и внеурочной деятельности «К вершинам знаний» в 4 классе по теме «Вычисления с многозначными числами» // Современная начальная школа. 2021. № 23. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/23.pdf.
Предмет: математика.
Интеграция: межпредметная (математика/ внеурочная деятельность «К вершинам знаний»)
Возрастная категория: учащиеся 4 класса.
Продолжительность урока: 50-60 минут.
Частная дидактическая цель: обобщение знаний учащихся по теме «Вычисления с многозначными числами» через решение практико-ориентированных задач.
Задачи:
математика:
-закрепить умения выполнять умножение и деление многозначных чисел при решении практико-ориентированных задач;
-осуществить контроль степени усвоения алгоритмов умножения и деления чисел;
-обучать вести несложные экономические расчёты;
-развивать коммуникативные умения, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие для решения общих задач;
внеурочная деятельность:
-расширять знания о мире профессий и формировать интерес к различным профессиям;
-дать представления об основных функциях, которые выполняет бухгалтер;
-собрать и оформить материал о профессии бухгалтер;
-пробудить интерес к экономической сфере деятельности.
Планируемый педагогический результат:
Работая в группе, достигнуть конечного результата: выпуск плаката о профессии бухгалтер.
Замысел проектной задачи:
В ходе решения проектной задачи расширяются первоначальные представления о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставляются возможности учащимся «примерить на себя профессию бухгалтера» в игровой ситуации.
Данная проектная задача рассчитана на участие пяти-шести человек в каждой группе. Задача состоит из трех задач, выполнять которые возможно в любой последовательности.
Способ и оценивание результатов работы:
-оценка стартовых коммуникативных возможностей отдельных учащихся и класса в целом;
-правильность выполнения предметных заданий;
-продуктивность взаимодействия учащихся в группе при выполнении отдельных заданий для решения совместной задачи.
Ход урока:
Мотивационный настрой.
-Урок я начну с такого пожелания:
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать,
Прибавлять, вычитать.
Запомните все,
Что без точного счёта
Не сдвинется с места
Любая работа!
-Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного о профессии, в которой обойтись без математики невозможно.
-Начнем урок, как всегда, с разминки. В качестве разминки, предлагаю разгадать ребус.
-Верно, в ребусе зашифрована поговорка: «Деньги счет любят».
-Как понимаете эту поговорку?
-Поговорка означает, что в денежных делах должен быть чёткий порядок.
-Люди какой профессии могут навести порядок в денежных делах?
-В современном мире в обращении находится очень много денег, которые ежедневно перемещаются не только от человека к человеку, но и между различными предприятиями и организациями. И в каждой организации требуется вести учет движения денег. Таким учетом занимается бухгалтер.
(На доску вещается плакат с названием профессии «бухгалтер». В ходе работы на уроке вся информация размещается на плакате).
-Что вы знаете о профессии бухгалтера?
-Многие считают, что бухгалтерская профессия скучная и рутинная: сплошные цифры и никакого творчества. Но познакомившись с профессией поближе, ваше мнение может кардинально измениться.
-21 апреля отмечается день главного бухгалтера.
-Более подробно о профессиональном празднике бухгалтеров, о плюсах и минусах профессии, об истории профессии вы узнаете с помощью «говорящих стен».
-Каждая группа направится сейчас к той стене, номер которой совпадает с номером группы. На каждой стене размещен QR- код с краткой информацией на заданную тему. Для того, чтобы прочесть информацию, необходимо отсканировать QR-код камерой телефона. Затем каждая группа расскажет о прочитанной информации.
1 группа: День бухгалтера.
2 группа: История профессии.
3 группа: Личностные качества.
4 группа: Плюсы и минусы профессии.
-Слово 1 группе. Что вы узнали с помощью «говорящей стены?».
-Какая замечательная профессия «бухгалтер», люди этой профессии могут отмечать праздник несколько раз в год.
-Слово 2 группе. Оказывается, какую длинную и интересную историю имеет профессия бухгалтер.
-Слово 3 группе. Для того чтобы стать бухгалтером, нужно быть обязательным, аккуратным, терпеливым, а также честным и ответственным. А еще бухгалтеру не обойтись без знания математики.
-Слово 4 группе. Одним из минусов в работе бухгалтера вы назвали то, что ему приходится долго сидеть за столом в одной позе. Это может вызвать проблемы со зрением, вызвать болезни шеи, спины, ног. Какие рекомендации вы могли бы дать бухгалтерам, чтобы они на долгие годы сохранили свое здоровье?
-Рассмотрим и выполним несколько упражнений, которые можно выполнять не вставая с рабочего кресла.
-У профессии бухгалтер есть много плюсов и минусов. Но выбрав эту профессию, вы можете быть уверены, что без работы вы не останетесь.
-Бухгалтер выполняет большой объем работы. Некоторые организации разбивают общий спектр обязанностей между несколькими бухгалтерами, облегчая им работу и повышая уровень ее выполнения.
-Сколько бухгалтеров в нашей школе?
Предлагаю отправиться в бухгалтерию и узнать подробно о направлениях работы бухгалтеров.
(Экскурсия в бухгалтерию)
-В ходе экскурсии вы узнали, что в штате нашей бухгалтерии 4 человека, у каждого из которых свое направление деятельности: главный бухгалтер отвечает за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности; один из бухгалтеров рассчитывает зарплату работникам школы, второй ведет учет питания, а третий занимается учетом и списыванием устаревшего оборудования.
-Ребята, я поделила вас на 4 группы, каждая из групп будет представлять сегодня бухгалтерский отдел. Каждому отделу надо будет решить по 3 задачи. Проверим, какой отдел справится с задачами быстрее и качественнее.
-Но сначала необходимо выбрать главного бухгалтера. Он будет отвечать за ведение отчетности в группе и за правильность вычислений.
-Для определения главного бухгалтера предлагаю всем игру «Быстрый счетчик». Приготовьте карточку № 1. Напишите сверху фамилию. По моему сигналу необходимо приступить к решению примеров. Ваша задача решить правильно как можно больше примеров за 2 минуты.
-Проверим, как решили примеры. Проверять работу будут одноклассники. Передайте работу соседу, сидящему от вас справа.
(учащиеся слушают правильные ответы, отмечают знаком + правильно решенные примеры, подсчитывают количество плюсов).
-Определите в группах учеников, решивших больше всего примеров. Сегодня у вас будет серьезная работа: руководить бухгалтерским отделом.
-Главные бухгалтеры подходят ко мне на планерку.
(Во время планерки раздаются учебные задачи и даются комментарии о заполнении рабочих листов. Задания частично дифференцированы. Первая и вторая задачи в каждой группе одинаковые, третья задача у одной из групп повышенного уровня сложности. Три группы работают самостоятельно, четвертая группа работает с педагогом).
Задача 1.
Оклад учителя начальных классов 20.000 руб. Доплата за совмещение обязанностей составляет 1/5 от оклада. Премия за качественную работу в апреле составила 1/4 от оклада. Рассчитайте заработную плату учителя начальных классов за апрель.
Задача 2.
В школьной столовой согласно заявке на 20 апреля питается 980 человек. Стоимость обеда составляет 80 рублей на человека. Всего в школе 1012 учеников, Рассчитайте, сколько денег будет сэкономлено в апреле. Сколько кг яблок можно купить на сэкономленные деньги, если стоимость 1 кг яблок составляет 80 руб.
Задача 3. (для группы с высоким уровнем обученности).
В конце апреля необходимо оплатить коммунальные услуги за пользование электроэнергией. Для того чтобы посчитать, сколько необходимо заплатить за свет, нужно знать последнее показание счётчика в прошлом месяце, а так же знать сколько стоит 1 кВт электроэнергии. Цена тарифа на свет в Заводоуковске составляет 2руб.09 копеек. Предыдущие показания счетчика 10008 кВт/ч, текущее показание составило 11 908 кВт/ч. Подсчитайте, сколько необходимо заплатить школе за электроэнергию в апреле.
(Киловатт-час, применительно к электрической энергии - это количество расходуемой (вырабатываемой) электрической энергии источником потребления (выработки) мощностью 1 кВт за время равное 1 часу, другим словами - это своего рода скорость передачи и преобразования электроэнергии)
Задача 3. (для трех групп)
На нужды школы было приобретено 20 пачек бумаги формата А3 стоимостью 290 рублей за пачку, и 5 пачек формата А4, стоимость такой пачки на 150 рублей дороже. Сколько рублей необходимо заплатить за всю приобретенную бумагу?
-Ребята, пришло время подвести итоги нашей работы. Давайте проверим, как вы решили задачи.
-Расскажите, как решили первую задачу (одна из групп выходит к доске, объясняют решение задачи).
-Если у остальных групп такое же решение, подаете сигнал зеленого цвета, если нет – красного.
-Как решили вторую задачу? Третью задачу?
- Давайте подведем итоги нашего урока. Для этого будем использовать ладонь правой руки. Значение каждого пальца соответствует определенному вопросу.
-Мизинец – буква М. Мысли и знания. Перечислите, какие навыки приобрели на уроке? Что нового изучили? Какие мысли озарили?
-Безымянный – буква Б. Близость к главным целям. Определите, насколько реализация задач урока приблизила вас к главным жизненным целям.
-Средний палец – буква С. Состояние. Каково эмоциональное состояние после решения проектной задачи? Довольны ли тем, как выполнили ее.
-Указательный – У. Услуга. Помощь. Как решенная задача помогла улучшить отношения с другими одноклассниками? Кому я помог?
-Большой палец – Б. Бодрость, жизненная энергия. Прибавило ли выполнение проектной задачи жизненной энергии? Каково физическое состояние к концу урока?
-Молодцы, ребята, вы успешно справились со всеми учебными задачами. Из вас могут получиться отличные бухгалтеры.
-Благодаря чему или кому удалось решить все задачи?
- Предлагаю сказать слова–комплименты каждому из членов группы. Подумайте, за что вы могли бы поблагодарить соседа. Встаньте в круг. Один из участников группы поворачивается к своему соседу и говорит ему что-нибудь хорошее. Тот в ответ должен сказать “Спасибо” и, в свою очередь повернуться к следующему. И так до тех пор, пока каждый из участников не получит комплимент. Начинают игру «главные бухгалтеры».
(Упражнение «Комплимент»).
-Я тоже хочу поблагодарить вас за сплоченную, слаженную работу. Вы еще раз доказали, что умеете продуктивно работать в команде, которой по плечу решение любых задач.
В завершении урока хочется сказать: существует множество разнообразных профессий, каждая из которых важна и в чем-то особенна. Сегодня вы узнали о профессии бухгалтера, необходимой и востребованной в современном мире. Возможно, для кого-то в будущем она станет профессией жизни.
-Желаю каждому из вас сделать осознанный выбор профессии по душе. И помните о том, что математика необходима людям разных профессий. Поэтому любите математику, как сказал когда-то английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон «Человек, не знающий математики, не способен ни к каким другим наукам».
Технологическая карта урока
Этап урока/цель
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1. Мотивационный настрой/
Цель: организовать позитивный эмоциональный настрой учащихся к учебной деятельности.
Обеспечивает мотивацию через стихотворение.
Настраиваются на работу на уроке.
Личностные: мотивация к обучению.
2. Целеполагание/
Цель: подвести учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач.
Предлагает учащимся разгадать ребус.
Создает условия для анализа поговорки, рассуждений учащихся о профессии бухгалтер.
Размещает плакат с названием профессии на доску.
Формирует группы, организует работу учащихся в группах (Прием «Говорящие стены»).
Организует работу по проведению защиты изученной информации.
Организует двигательную активность учащихся (Прием «Минутка здоровья»).
В ходе разгадывания ребуса формулируют тему и цели урока.
Участвуют в обсуждении, отвечают на поставленные вопросы.
Учащиеся направляются к стенам, на которых размещены QR-коды, сканируют их камерой телефона и знакомятся с информацией на заданную тему.
Представляют результаты работы одноклассникам.
Выполняют упражнения, находясь на своих рабочих местах.
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; определять цель учебной деятельности. Коммуникативные УУД: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; оформлять свои мысли в устной форме; высказывать свое предположение.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; самостоятельно формулировать тему и цели урока; - принимать и сохранять учебную цель и задачи. формулировать учебную задачу с помощью учителя.
3. Мини-экскурсия в бухгалтерию/
Цель: ознакомить учащихся с деятельностью бухгалтеров.
Организует непродолжительную экскурсию в бухгалтерию школы для ознакомления учащихся с деятельностью сотрудников ОУ.
Слушают рассказ главного бухгалтера о направлениях работы бухгалтерии.
Личностные УУД: самоопределение.
4. Актуализация знаний/
Цель: повторение и закрепление приемов устного счета.
Организует устный счет, как подготовительный этап перед решением задач (Игра «Быстрый счетчик»).
Решают примеры в течение 2-х минут.
Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.
5. Решение проектной задачи/ Цель: закрепить умения выполнять умножение и деление многозначных чисел при решении практико-ориентированных задач.
Предоставляет кейс материалов.
Организует работу групп по решению практико-ориентированных задач. Учебные задачи частично дифференцированы (три группы работают самостоятельно, одна группа работает с учителем).
Взаимодействуя в группах: решают 3 практико-ориентированные задачи.
Одна из групп работает с педагогом.
Познавательные УУД: выполнение учебных действий; оценивание результатов собственной деятельности.
Регулятивные: работать в соответствии с правилами, вносить изменения в свои действия.
Коммуникативные: договариваться, слушать друг друга.
Личностные: личная ответственность за результат.
6. Представление результатов работы/ Цель: организовать проверку умения применять полученные знания в нестандартной ситуации
Организует работу по представлению результатов решения учебных задач.
Представляют результаты работы групп, сравнивают свои результаты с результатами других групп, делают общий вывод.
Познавательные УУД: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: планирование, контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать друг друга; умение представлять информацию, представлять в устной и письменной форме; умение вступать в диалог.
7. Итог урока. Рефлексия/
Цель: целостное осмысление, обобщение полученной информации; организовать оценивание собственной деятельности на уроке.
Организует работу по определению выполненных задач, достижению цели, оценки своей деятельности (Метод «Пять пальцев»).
Проводит упражнение «Комплимент», в ходе которого учащиеся благодарят друг друга.
Подводит итоги урока.
Оценивают свои достижения с использованием метода «Пять пальцев».
Благодарят одноклассников за работу.
Регулятивные УУД: целеполагание, осуществлять самоконтроль и оценку своих умений.
Личностные УУД: самооценка на основе критериев.
Источники:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/01/23/primery-motivatsionnogo-etapa-uroka
https://www.kp.ru/putevoditel/kalendar-prazdnikov/den-bukhgaltera/
https://buhexpert8.ru/blog-komandy-buhekspert/istoriya-vozniknoveniya-professii-buhgalter.html
http://xn---74-6cddynhvks3cea.xn--p1ai/index.php?id=12386
https://delai-vibor.com/buxgalter.html
https://school.kontur.ru/publications/1744
https://infourok.ru/zanyatie-po-finansovoj-gramotnosti-na-temu-kommunalnye-uslugi-i-platezhi-4162481.html
https://plusiminusi.ru/professiya-buxgalter-plyusy-i-minusy-raboty/
https://krasunia.ru/wp-content/uploads/7/b/2/7b2e1e51ed86654e9e851942e681dade.jpg
https://www.1urok.ru/categories/21/articles/21367
https://sun9-8.userapi.com/0yhl8Dd5STz5YxRvPOqlDSEVV2WCj8GvvNEyFA/3oUu5p7BQeU.jpg
https://www.muhasebenews.com/wp-content/uploads/2017/07/sermayeazaltimi-0307.jpg
https://ru.citaty.net/media/authors/roger-bacon.jpeg
Генератор ребусов:
http://kvestodel.ru/generator-rebusov
Генератор QR-кодов
http://qrcoder.ru/