Высшая школа делового администрирования
Конференции
Декабрь 2022

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Литвинова Ольга Алексеевна
учитель русского языка и чтения
Симченко Наталия Владимировна
учитель начальных классов
Байдикова Анжела Викторовна
учитель начальных классов
Михайличенко Лилия Ивановна
учитель истории
МКОУ ОШ № 30, г. Белгород

Аннотация: В статье говорится о том, что семья оказывает определяющее влияние на становление личности в детстве. Развитие детей с нарушением интеллекта в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных принципов. Единая система педагогических воздействий, единые требования, предъявляемые ребенку в школе и семье, способствуют формированию гармоничной личности.

Ключевые слова: Семья, ребенок, развитие, воспитание, социализация, поведение, навыки, общение, формирование личности.

Не жалейте время на детей, разглядите взрослых в них людей, Перестаньте ссориться и злиться, Попытайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать, вовремя послушать и понять, Обогрейте их своим теплом, Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите, обо всем на свете говорите, и всегда незримо направляйте. И во всех делах им помогайте.

Главным институтом воспитания является семья. Именно крепкий семейный круг оказывает определяющее влияние на становление личности в детстве.

Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. Именно среди родных и близких людей ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях, который он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. Мама и папа могут любить своё дитя не за что-то. Самое главное, что в семье ребенок принимается таким, какой он есть.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль, которая заключается в достижении душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.

Особое положение занимают семьи, воспитывающие детей с интеллектуальной недостаточностью. Развитие ребенка с нарушением интеллекта в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий.

К сожалению, никто не застрахован от рождения и воспитания в семье ребёнка с интеллектуальной недостаточностью. К ним, безусловно, необходим специфический подход, ведь это особенные дети. Вряд ли кто-то знает точный ответ на вопрос о воспитании ребёнка с особенностями развития. Дело в том, что «правильного» ответа здесь быть не может. Каждый из родителей сердцем чувствует, как нужно поступить в той или иной ситуации. Но очень важно правильно понимать состояние своего ребёнка, отслеживать симптомы, замечать улучшение состояния, использовать правильные приемы работы. Для этого необходимы определённые знания. Но главное научиться понимать и любить ребёнка.

Без помощи родителей трудно достичь успехов. Главная функция семьи заключается в том, чтобы в воспитании и обучении ребенка с интеллектуальной недостаточностью исходить из его возможностей. Родители такого ребенка должны научиться регулировать степень психологической нагрузки, которая не должна превышать допустимого уровня. Многим родителям свойственно стремление к самопожертвованию ради счастья и благополучия детей.
Но оно не должно быть напрасным. Здесь важно понимать, что возвышенные качества ценны не только и не столько сами по себе, сколько как способ достижения особо значимых результатов. Родители часто из-за большой любви к детям, которая не подкрепляется знанием основных закономерностей их психического развития, бессознательно используют такие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей. Если возникают воспитательные проблемы с ребенком, то причины этого кроются не в нем и в его особенностях, а ошибочных методах обращения с ним.

Если воспитать обычного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с нарушением интеллекта представляется особенно ответственным. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки усугубляются.

Какими же качествами должны обладать родители детей с интеллектуальной недостаточностью, чтобы их любовь стала силой, формирующей характер ребенка, его психическое состояние.

Родители должны:

·иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей;

·строить свои отношения к ребенку на успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности;

·четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы;

·развивать самостоятельность своего ребенка и поэтому для его же блага (по возможности) сокращать постепенно свою помощь ему до минимума.

Кроме того, незнание или нежелание родителей знать основные закономерности психического развития своих детей приводит к нарушению социализации, дискомфорту психического состояния ребенка, пагубно влияет на его эмоционально-личностное развитие.

Принципы семейного воспитания

1. Принцип любви, терпения и эмоциональной привязанности близких к ребенку с интеллектуальной недостаточностью.

Любой ребенок, а с отклонениями в развитии особенно, чутко реагирует на любовь и ласку. Живя в семье, он должен быть уверен, что его любят и ценят. Любовь родителей и близких создает чувство защищенности, душевного комфорта. Ребенок активнее развивается, у него успешнее формируются навыки и знания. Он увереннее смотрит вперед, у него свободнее раскрываются творческие способности.

Школа доброты, которую ребенок постигает в детстве, общаясь с близкими, есть залог его будущего иммунитета против зла и насилия в этом мире.

2. Принцип полного без оценочного принятия ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Родителям не следует сравнивать своего ребенка с нарушением интеллекта с нормально развивающимися детьми. У любого человека могут быть проблемы. Родители должны понять, что важно то, что РЕБЕНОК ЕСТЬ, а не то, какой он. Не стоит давать ребенку, даже в случае реально существующей проблемы, какие-либо унизительные оценки: «глупый», «тупой», «неуклюжий», «неудачник» и т.д. Родители для ребенка - это защита, а семья - домашний очаг, где его всегда любят, ценят и принимают таким, какой он есть. Человека как личность не оценивают по его росту, цвету глаз, длине рук или ног. Ребенка, как и любого другого человека, следует оценивать по его человеческим качествам. Здесь для родителей открывается огромное поле деятельности: воспитать в своем ребенке ЧЕЛОВЕКА.

3. Принцип внимательного слушания ребенка и оценки его состояния.

Ребенок, особенно маленький, с недостатками речи или другими нарушениями не всегда обладает возможностью выразить свои потребности с помощью слова. Родителям следует наблюдать за ребенком, стремиться понять его желания по жестам, выражению глаз, позе. Рекомендуется слушать его голос, интонацию, оценивать опасность или дискомфорт, который возможно он переживает.

4. Принцип формирования у ребенка чувства привязанности, любви к близким, уважения к старшим.

Любя ребенка, взрослый обучает его любви к себе, любви к миру людей. Привязанность к дому, любовь к близким, уважение к старшим - это ответ ребенка на любовь родителей к нему самому с первых дней жизни.

5. Принцип активного участия родителей в процессе воспитания и развития ребенка, коррекции его нарушений и социальной адаптации.

Родителям необходимо активно участвовать в процессе воспитания и развития ребенка, коррекции его нарушений и социальной адаптации. Только в случае крайней необходимости можно переложить свои воспитательские обязанности на другого человека (бабушку, няню или других лиц). Родители должны сами пережить не только возникающие трудности в развитии ребенка, но и радость его успехов и маленьких побед. Процесс социальной адаптации ребенка не может осуществляться без непосредственной помощи родителей. Участие в преодолении реальных проблем своих детей приносит огромную пользу и самим родителям. Это процесс позволяет нормализовать психологические трудности, которые они испытывают.

6. Принцип формирования родителями у ребенка навыков самообслуживания, выполнения посильных домашних обязанностей.

Навыки самообслуживания формируются в семье. Мать ребенка обучает его санитарно-гигиеническим навыкам, умыванию, опрятному приему пищи, уборке за собой личных вещей. В любой семье каждый ее член имеет обязанности. Ребенок с нарушением интеллекта может и должен выполнять посильный ему домашний труд. При этом важно, чтобы ребенок понимал значимость его собственного вклада в общее дело, а члены семьи по достоинству его оценивали.

7. Принцип формирования навыков нормативного поведения.

Нормативное поведение - это критерий, определяющий возможности социальной адаптации ребенка. У детей с выраженными нарушениями интеллекта формирование навыков нормативного поведения вызывает особые трудности. Участие семьи в этом процессе не только необходимо, но и обязательно. Для любого ребенка поведение родителей, других близких, их отношения между собой есть пример для подражания и поведения. Важно, чтобы этот эталон соответствовал принятым в социуме нормам. Родителям следует помнить, что их собственное неадекватное поведение как в зеркале отражается в сознании ребенка и наносит его психике колоссальный ущерб.

8. Принцип формирования гармоничной личности ребенка, подростка, молодого человека.Формирование гармоничной личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью - это цель всего коррекционно-воспитательного процесса, начинающегося с момента рождения и не завершающегося к совершеннолетию. Гармоничная личность - это самодостаточная личность. Это человек, уважающий себя за подлинные достоинства (умение трудиться, стремление к знаниям, любовь к людям, порядочность, честность) и не испытывающий подавленного чувства из-за собственного физического недуга.

Еще одним важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей. Положительное влияние, доверительные отношения отца и матери с ребенком вызовут ответные уважение и любовь.

Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые согласованные требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания детей в семье. Там, где педагог и родитель действует согласованно, лучше осуществлять учебно-воспитательную работу. Недопустимо, чтобы родители неуважительно отзывались об учителе, позволяли пренебрежительное высказывание в его адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь приспособленчества, поиска компромиссного выхода из создавшегося положения.

Единая система педагогических воздействий, единые требования, предъявляемые ребенку в школе и семье, способствуют выработке определенного динамического стереотипа поведения. При этом ребенок испытывает меньше трудностей в процессе овладения нравственными нормами поведения, привычками, легче осваивает навыки учебной, трудовой деятельности, правила общения с окружающими его детьми и взрослыми.

Необходимо знать и помнить, что усилия, вложенные в воспитание детей, не пропадут даром и взрастут благодатными ростками искренней любви и глубокой привязанности.