Жукова Ольга Владимировна, Фалько Наталья Викторовна
учитель-логопед, наставник-учитель-логопед, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28», г. Белгород
Библиографическое описание: Жукова О.В., Фалько Н.В. Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи (1-й класс) // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, фонематическое восприятие, развитие речи и речемыслительной деятельности, формирование метаязыковых навыков, лексическая и грамматическая сторона речи, связная речь, письменная и устная речь.
Аннотация. Представленная программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи (1 класс), предназначена для работы учителя-логопеда школьной организации.
Данная программа направлена на устранение недостатков устной и предупреждение нарушения письменной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Процесс обучения детей с нарушениями речи многофункционален. Он выполняет образовательную, развивающую, коррекционную, воспитательную функции, обеспечивая формирование всесторонне развитой личности на основе комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей учащихся образовательных организаций, создания оптимальных условий для достижения равных возможностей.
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи (1 класс), составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся c тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1).
Цель программы:
освоение обучающимся коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами. Устранить недостатки устной и предупреждение нарушения письменной речи у младших школьников.
Задачи программы:
- развивать мелкую моторику и свободу движения рук;
- различать букву и звук (букву как знак звука), овладеть правильным начертание письменных строчных и прописных (заглавных) букв;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать слоговой синтез и анализ;
- развивать фонемный синтез и анализ
- правильно писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходиться с их произношением, безошибочное списывать;
- понимать функцию небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса;
- различать слова и предложения, предложения и текста (повествование, описание);
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, частей текста, выписывать из текста слова, словосочетания и предложения, кратко отвечать на вопросы к тексту.
- создать устно-речевые, операционные, функциональные предпосылки, способствующие предупреждению трудностей формирования первоначального навыка письма;
- развивать устную речь как основу формирования письма.
Формы организации коррекционно-развивающих логопедических занятий:
групповая, индивидуальная (для одного обучающегося).
Групповые занятия проводятся 3 раза в неделю по 40 минут.
Индивидуальные занятия проводятся 3 раза в неделю по 30 минут.
Планируемые результаты освоения программы коррекционной работы
В результате прохождения программы, обучающиеся должны:
- достигать положительных изменений в планировании и контроле способов действий и операций, связанных с письмом;
- уметь проводить корректировку действий на основе учета характера сделанных ошибок, уметь объяснить причины ошибок и определять способы действий, которые помогут предотвратить ошибки в письменных работах.
Показатели динамики правильного развития устной речи
В фонетической и фонематической сторонах речи:
- умение правильно произносить звуки:
- умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;
-умение определять количество и последовательность звуков в слове;
- умение сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками;
- умение делить слова на слоги, определять место ударения.
В лексической и грамматической сторонах речи:
- умение оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;
- умение наблюдать за использование в речи синонимов и антонимов;
- умение устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- умение понимать и различать текст, предложение, словосочетание, слово.
В связной речи:
-правильный выбор языковых средств устного общения;
-соблюдение правил устного общения (умение слышать, адекватно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
-овладение диалогической формой речи,
-умение выражать собственное мнение и аргументировать его (овладение основными умениями ведения разговора: начать поддержать и закончить разговор, привлечь внимание), - практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование с элементами рассуждения).
Показатели динамики правильного формирования письма:
-развитие мелкой моторики и свободы движения рук;
-умение различать букву и звук (букву как знак звука), овладение правильным начертание письменных строчных и прописных (заглавных) букв;
-правильное письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходиться с их произношением, безошибочное списывание;
-понимание функций небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса;
-различение слова и предложения, предложения и текста (повествование, описание);
-умение анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, частей текста, выписывать из текста слова, словосочетания и предложения, кратко отвечать на вопросы к тексту.
С 1 сентября по 15 сентября проводится логопедическое обследование устной и письменной речи обучающихся. Коррекционно-развивающие занятия проводятся по 15 мая.
Таблица №1. Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Кол-во
Наименование раздела и тем
Дата проведения
по КТП
Факт
Звуки и буквы
Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексическим темам.
Упрочение звуко-буквенных связей, формирование стабильного графического образа буквы, узнавание буквы в контексте слога (буквы симметричные-несимметричные)
1
1
Звук и буква О. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осень»
2
1
Звук и буква О.
Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осень»
3
1
Буква О. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
4
1
Звук и буква Е. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Дети собирают грибы»
5
1
Звук и буква Е. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Дети собирают грибы»
6
1
Буква Е. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
7
1
Звук и буква А. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Животные и птицы готовятся к зиме»
8
1
Звук и буква А. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Животные и птицы готовятся к зиме»
9
1
Буква А. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
10
1
Звук и буква И. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Животные и птицы готовятся к зиме»
11
1
Звук и буква И. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Животные и птицы готовятся к зиме»
12
1
Буква И. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
13
1
Звуки [Н], [НЬ]. Буква Н. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж. Дети кормят птиц»
14
1
Звуки [Н], [НЬ]. Буква Н. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж. Дети кормят птиц»
15
1
Буква Н. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
16
1
Звуки [Т], [ТЬ]. Буква Т. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж. Дети лепят снеговика»
17
1
Звуки [Т], [ТЬ]. Буква Т.
Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж. Дети лепят снеговика»
18
1
Буква Т. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
19
1
Звуки [С], [СЬ]. Буква С.
Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж»
20
1
Звуки [С], [СЬ]. Буква С.
Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж»
21
1
Буква С. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
22
1
Звуки [Р], [РЬ]. Буква Р. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж. Звери и их детёныши»
23
1
Звуки [Р], [РЬ]. Буква Р. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж. Звери и их детёныши»
24
1
Буква Р. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
25
1
Звуки [В], [ВЬ]. Буква В. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж. Дети вешают скворечники».
26
1
Звуки [В], [ВЬ]. Буква В. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж. Дети вешают скворечники».
27
1
Буква В. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
28
1
Звуки [Л], [ЛЬ]. Буква Л. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж».
29
1
Звуки [Л], [ЛЬ]. Буква Л. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж».
30
1
Буква Л. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
31
1
Звуки [К], [КЬ]. Буква К. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж. Луг. Стадо».
32
1
Звуки [К], [КЬ]. Буква К.
Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж. Луг. Стадо».
33
1
Буква К. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
34
1
Звуки [М], [МЬ]. Буква М. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж. Отдых людей».
35
1
Звуки [М], [МЬ]. Буква М. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж. Отдых людей».
36
1
Буква М. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
37
1
Звуки [Д], [ДЬ]. Буква Д.
Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор».
38
1
Звуки [Д], [ДЬ]. Буква Д. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор».
39
1
Буква Д. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
40
Проверочная работа№1. Списывание с печатного текста.
41
1
Звуки [П], [ПЬ]. Буква П. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор. Домашние птицы и животные».
42
1
Звуки [П], [ПЬ]. Буква П. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор. Домашние птицы и животные».
43
1
Буква П. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
44
1
Звук [У]. Буква У. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор. Домашние животные».
45
1
Звук [У]. Буква У. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор. Домашние животные».
46
Буква У. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
47
1
Буква Я. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Улица».
48
1
Буква Я. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Улица».
49
Буква Я. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков
50
1
Звук [Ы]. Буква Ы Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Улица. Люди».
51
1
Звук [Ы]. Буква Ы Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Улица. Люди».
52
Буква Ы. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков
53
1
Звуки [Г], [ГЬ]. Буква Г. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната».
54
1
Звуки [Г], [ГЬ]. Буква Г. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната».
55
1
Буква Г. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков
56
1
Звуки [З], [ЗЬ]. Буква З. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната с мебелью».
57
1
Звуки [З], [ЗЬ]. Буква З. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната с мебелью».
58
1
Буква З. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков
59
1
Звуки [Б], [БЬ]. Буква Б. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната. Семья»
60
1
Звуки [Б], [БЬ]. Буква Б. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната. Семья»
61
Буква Б. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков
62
1
Звук [Ч]. Буква Ч. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Сквер».
63
1
Звук [Ч]. Буква Ч. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Сквер».
64
Буква Ч. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков
65
1
Звук [Й]. Буква Й Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Сквер. Люди».
66
1
Звук [Й]. Буква Й Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Сквер. Люди».
67
1
Буква Й Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков
68
1
Звуки [Х], [ХЬ]. Буква Х. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Цирк. Клоун»
69
1
Звуки [Х], [ХЬ]. Буква Х. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Цирк. Клоун»
70
Буква Х Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков
71
1
Звук [Ж]. Буква Ж. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Африка. Дикие животные».
72
1
Звук [Ж]. Буква Ж. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Африка. Дикие животные».
73
Буква Ж Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков
74
1
Звук [Ш]. Буква Ш. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Цирк. Фокусник».
75
1
Звук [Ш]. Буква Ш. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Цирк. Фокусник».
76
1
Буква Ш Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков
77
1
Буква Ю. Звук [Ц]. Буква Ц. Конфликт лексических тем «Зимний пейзаж. Дети собирают грибы»
78
1
Буквы Ю, Ц. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков
79
1
Буквы Э, Щ. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков
80
1
Звуки [Ф], [ФЬ]. Буква Ф. Буква Ё Конфликт лексических тем «Летний пейзаж. Дети кормят зимующих птиц»
81
1
Буква Ь. Буква Ъ. Конфликт лексических тем «Весенний пейзаж. Летний отдых людей»
82
1
Проверочная работа№2. Списывание текста.
83
1
Проверочная работа№3. Письмо под диктовку.
Приложение№1
Тексты для проверки письменной речи
Проверочная работа№1
У Бори кот. Барсик катал клубок. Мы были в парке. Там липа и сосны. Зина мала. У Зины кукла. (19 слов)
Задание: cпишите текст.
Проверочная работа№2
Дары леса
Люди и животные любят лес. Белка сушит грибы, грызёт шишки. Ёжик запасает дикие груши. Люди часами ищут грибы и ягоды. (22 слова)
Задание: cпишите текст.
Проверочная работа№3
Диктант
Собака Боб
Однажды загорелся один дом. В доме была маленькая девочка. Пожарные послали в огонь собаку Боба. Через минуту Боб вынес из дома девочку. Мать ребенка плакала от радости. (29 слов)
Таблица №2. Тексты для проверки чтения
Начало учебного года
Назови буквы.
Прочитай слоги.
Середина учебного года
Текст №1
У рощи была ива. Не руби эту иву. Эта наша ива.
11 слов
(Л. Толстой)
Текст №2
Курица и золотые яйца
(басня)
У одного хозяина курица несла золотые яйца. Ему захотелось сразу побольше золота, и он убил курицу (он думал, что внутри её большой ком золота); а она была такая же, как и все курицы.
33 слова
(Л. Толстой)
Конец учебного года
Четыре желания
Пришла весна. Митя в волю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всегда весна была.
30 слов
(К. Ушинский)
Список литературы
1. Ишимова О.А, Алмазова А.А. Развитие речи. Письмо, М.:2016.
2. Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы: пособие для учителя/ Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А.-М.: Просвещение, 2014.-126 с.: ил.-ISBN 978-5-09-032053-5.
3. Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение: Программно-методические материалы: пособие для учителя/ Ишимова О.А.-М.: Просвещение, 2014.-77 с.:ил.-ISBN 978-5-09-034138-7
4. Ишимова О.А. От буквы к слогу и словам. Чтение, М.:2014.
5. Ишимова О.А. От слога к слову. Чтение, М.:2014.
учитель-логопед, наставник-учитель-логопед, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28», г. Белгород
Библиографическое описание: Жукова О.В., Фалько Н.В. Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи (1-й класс) // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, фонематическое восприятие, развитие речи и речемыслительной деятельности, формирование метаязыковых навыков, лексическая и грамматическая сторона речи, связная речь, письменная и устная речь.
Аннотация. Представленная программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи (1 класс), предназначена для работы учителя-логопеда школьной организации.
Данная программа направлена на устранение недостатков устной и предупреждение нарушения письменной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Процесс обучения детей с нарушениями речи многофункционален. Он выполняет образовательную, развивающую, коррекционную, воспитательную функции, обеспечивая формирование всесторонне развитой личности на основе комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей учащихся образовательных организаций, создания оптимальных условий для достижения равных возможностей.
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи (1 класс), составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся c тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1).
Цель программы:
освоение обучающимся коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами. Устранить недостатки устной и предупреждение нарушения письменной речи у младших школьников.
Задачи программы:
- развивать мелкую моторику и свободу движения рук;
- различать букву и звук (букву как знак звука), овладеть правильным начертание письменных строчных и прописных (заглавных) букв;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать слоговой синтез и анализ;
- развивать фонемный синтез и анализ
- правильно писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходиться с их произношением, безошибочное списывать;
- понимать функцию небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса;
- различать слова и предложения, предложения и текста (повествование, описание);
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, частей текста, выписывать из текста слова, словосочетания и предложения, кратко отвечать на вопросы к тексту.
- создать устно-речевые, операционные, функциональные предпосылки, способствующие предупреждению трудностей формирования первоначального навыка письма;
- развивать устную речь как основу формирования письма.
Формы организации коррекционно-развивающих логопедических занятий:
групповая, индивидуальная (для одного обучающегося).
Групповые занятия проводятся 3 раза в неделю по 40 минут.
Индивидуальные занятия проводятся 3 раза в неделю по 30 минут.
Планируемые результаты освоения программы коррекционной работы
В результате прохождения программы, обучающиеся должны:
- достигать положительных изменений в планировании и контроле способов действий и операций, связанных с письмом;
- уметь проводить корректировку действий на основе учета характера сделанных ошибок, уметь объяснить причины ошибок и определять способы действий, которые помогут предотвратить ошибки в письменных работах.
Показатели динамики правильного развития устной речи
В фонетической и фонематической сторонах речи:
- умение правильно произносить звуки:
- умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;
-умение определять количество и последовательность звуков в слове;
- умение сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками;
- умение делить слова на слоги, определять место ударения.
В лексической и грамматической сторонах речи:
- умение оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;
- умение наблюдать за использование в речи синонимов и антонимов;
- умение устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- умение понимать и различать текст, предложение, словосочетание, слово.
В связной речи:
-правильный выбор языковых средств устного общения;
-соблюдение правил устного общения (умение слышать, адекватно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
-овладение диалогической формой речи,
-умение выражать собственное мнение и аргументировать его (овладение основными умениями ведения разговора: начать поддержать и закончить разговор, привлечь внимание), - практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование с элементами рассуждения).
Показатели динамики правильного формирования письма:
-развитие мелкой моторики и свободы движения рук;
-умение различать букву и звук (букву как знак звука), овладение правильным начертание письменных строчных и прописных (заглавных) букв;
-правильное письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходиться с их произношением, безошибочное списывание;
-понимание функций небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса;
-различение слова и предложения, предложения и текста (повествование, описание);
-умение анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, частей текста, выписывать из текста слова, словосочетания и предложения, кратко отвечать на вопросы к тексту.
С 1 сентября по 15 сентября проводится логопедическое обследование устной и письменной речи обучающихся. Коррекционно-развивающие занятия проводятся по 15 мая.
Таблица №1. Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Кол-во
Наименование раздела и тем
Дата проведения
по КТП
Факт
Звуки и буквы
Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексическим темам.
Упрочение звуко-буквенных связей, формирование стабильного графического образа буквы, узнавание буквы в контексте слога (буквы симметричные-несимметричные)
1
1
Звук и буква О. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осень»
2
1
Звук и буква О.
Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осень»
3
1
Буква О. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
4
1
Звук и буква Е. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Дети собирают грибы»
5
1
Звук и буква Е. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Дети собирают грибы»
6
1
Буква Е. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
7
1
Звук и буква А. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Животные и птицы готовятся к зиме»
8
1
Звук и буква А. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Животные и птицы готовятся к зиме»
9
1
Буква А. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
10
1
Звук и буква И. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Животные и птицы готовятся к зиме»
11
1
Звук и буква И. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Животные и птицы готовятся к зиме»
12
1
Буква И. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
13
1
Звуки [Н], [НЬ]. Буква Н. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж. Дети кормят птиц»
14
1
Звуки [Н], [НЬ]. Буква Н. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж. Дети кормят птиц»
15
1
Буква Н. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
16
1
Звуки [Т], [ТЬ]. Буква Т. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж. Дети лепят снеговика»
17
1
Звуки [Т], [ТЬ]. Буква Т.
Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж. Дети лепят снеговика»
18
1
Буква Т. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
19
1
Звуки [С], [СЬ]. Буква С.
Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж»
20
1
Звуки [С], [СЬ]. Буква С.
Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж»
21
1
Буква С. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
22
1
Звуки [Р], [РЬ]. Буква Р. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж. Звери и их детёныши»
23
1
Звуки [Р], [РЬ]. Буква Р. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж. Звери и их детёныши»
24
1
Буква Р. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
25
1
Звуки [В], [ВЬ]. Буква В. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж. Дети вешают скворечники».
26
1
Звуки [В], [ВЬ]. Буква В. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж. Дети вешают скворечники».
27
1
Буква В. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
28
1
Звуки [Л], [ЛЬ]. Буква Л. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж».
29
1
Звуки [Л], [ЛЬ]. Буква Л. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж».
30
1
Буква Л. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
31
1
Звуки [К], [КЬ]. Буква К. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж. Луг. Стадо».
32
1
Звуки [К], [КЬ]. Буква К.
Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж. Луг. Стадо».
33
1
Буква К. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
34
1
Звуки [М], [МЬ]. Буква М. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж. Отдых людей».
35
1
Звуки [М], [МЬ]. Буква М. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж. Отдых людей».
36
1
Буква М. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
37
1
Звуки [Д], [ДЬ]. Буква Д.
Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор».
38
1
Звуки [Д], [ДЬ]. Буква Д. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор».
39
1
Буква Д. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
40
Проверочная работа№1. Списывание с печатного текста.
41
1
Звуки [П], [ПЬ]. Буква П. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор. Домашние птицы и животные».
42
1
Звуки [П], [ПЬ]. Буква П. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор. Домашние птицы и животные».
43
1
Буква П. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
44
1
Звук [У]. Буква У. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор. Домашние животные».
45
1
Звук [У]. Буква У. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор. Домашние животные».
46
Буква У. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков.
47
1
Буква Я. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Улица».
48
1
Буква Я. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Улица».
49
Буква Я. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков
50
1
Звук [Ы]. Буква Ы Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Улица. Люди».
51
1
Звук [Ы]. Буква Ы Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Улица. Люди».
52
Буква Ы. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков
53
1
Звуки [Г], [ГЬ]. Буква Г. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната».
54
1
Звуки [Г], [ГЬ]. Буква Г. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната».
55
1
Буква Г. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков
56
1
Звуки [З], [ЗЬ]. Буква З. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната с мебелью».
57
1
Звуки [З], [ЗЬ]. Буква З. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната с мебелью».
58
1
Буква З. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков
59
1
Звуки [Б], [БЬ]. Буква Б. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната. Семья»
60
1
Звуки [Б], [БЬ]. Буква Б. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната. Семья»
61
Буква Б. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков
62
1
Звук [Ч]. Буква Ч. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Сквер».
63
1
Звук [Ч]. Буква Ч. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Сквер».
64
Буква Ч. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков
65
1
Звук [Й]. Буква Й Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Сквер. Люди».
66
1
Звук [Й]. Буква Й Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Сквер. Люди».
67
1
Буква Й Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков
68
1
Звуки [Х], [ХЬ]. Буква Х. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Цирк. Клоун»
69
1
Звуки [Х], [ХЬ]. Буква Х. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Цирк. Клоун»
70
Буква Х Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков
71
1
Звук [Ж]. Буква Ж. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Африка. Дикие животные».
72
1
Звук [Ж]. Буква Ж. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Африка. Дикие животные».
73
Буква Ж Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков
74
1
Звук [Ш]. Буква Ш. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Цирк. Фокусник».
75
1
Звук [Ш]. Буква Ш. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Цирк. Фокусник».
76
1
Буква Ш Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков
77
1
Буква Ю. Звук [Ц]. Буква Ц. Конфликт лексических тем «Зимний пейзаж. Дети собирают грибы»
78
1
Буквы Ю, Ц. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков
79
1
Буквы Э, Щ. Развитие фонематического восприятия. Формирование метаязыковых навыков
80
1
Звуки [Ф], [ФЬ]. Буква Ф. Буква Ё Конфликт лексических тем «Летний пейзаж. Дети кормят зимующих птиц»
81
1
Буква Ь. Буква Ъ. Конфликт лексических тем «Весенний пейзаж. Летний отдых людей»
82
1
Проверочная работа№2. Списывание текста.
83
1
Проверочная работа№3. Письмо под диктовку.
Приложение№1
Тексты для проверки письменной речи
Проверочная работа№1
У Бори кот. Барсик катал клубок. Мы были в парке. Там липа и сосны. Зина мала. У Зины кукла. (19 слов)
Задание: cпишите текст.
Проверочная работа№2
Дары леса
Люди и животные любят лес. Белка сушит грибы, грызёт шишки. Ёжик запасает дикие груши. Люди часами ищут грибы и ягоды. (22 слова)
Задание: cпишите текст.
Проверочная работа№3
Диктант
Собака Боб
Однажды загорелся один дом. В доме была маленькая девочка. Пожарные послали в огонь собаку Боба. Через минуту Боб вынес из дома девочку. Мать ребенка плакала от радости. (29 слов)
Таблица №2. Тексты для проверки чтения
Начало учебного года
Назови буквы.
Прочитай слоги.
Середина учебного года
Текст №1
У рощи была ива. Не руби эту иву. Эта наша ива.
11 слов
(Л. Толстой)
Текст №2
Курица и золотые яйца
(басня)
У одного хозяина курица несла золотые яйца. Ему захотелось сразу побольше золота, и он убил курицу (он думал, что внутри её большой ком золота); а она была такая же, как и все курицы.
33 слова
(Л. Толстой)
Конец учебного года
Четыре желания
Пришла весна. Митя в волю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всегда весна была.
30 слов
(К. Ушинский)
Список литературы
1. Ишимова О.А, Алмазова А.А. Развитие речи. Письмо, М.:2016.
2. Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы: пособие для учителя/ Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А.-М.: Просвещение, 2014.-126 с.: ил.-ISBN 978-5-09-032053-5.
3. Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение: Программно-методические материалы: пособие для учителя/ Ишимова О.А.-М.: Просвещение, 2014.-77 с.:ил.-ISBN 978-5-09-034138-7
4. Ишимова О.А. От буквы к слогу и словам. Чтение, М.:2014.
5. Ишимова О.А. От слога к слову. Чтение, М.:2014.