Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Рубис К.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Библиографическое описание:
Рубис К.А. Особенности развития коммуникативных умений младших школьников с нарушением интеллекта // Современная начальная школа. 2021. № 28. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/28.pdf.

Современные тенденции в образовательной политике уделяет большое внимание развитию коммуникативных умений детей с ОВЗ. Одной из важнейших задач является не только усвоению обучающими определенной суммы знаний, но и развитие его личности. Другими словами, современному обществу нужен ученик, который не только овладел знаниями, умениями и навыками, но и усвоил навыки общения, сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего школьного возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности, а также родителями.

Как полагал Л. С. Выготский [4], развитие психики человека происходит лишь в совместном общении и деятельности. Именно развитие коммуникативных умений является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития. В. Г. Петрова [11], отмечала, что умственно отсталые дети мало контактируют между собой. Общаясь друг с другом они недостаточно пользуются речью, заменяя обсуждения и беседы произнесением отдельных слов, служащих побуждением к выполнению тех или иных действий. Ученики не прочь заменить словесный ответ кивком головы или другим движением.

Общение умственно отсталых учеников с другими детьми и с взрослыми не только ограничено, но и протекает без должной активности, вяло. Характерной особенностью учащихся с нарушением интеллекта является несовершенство умений, связанных с использованием речи, как средства общения, которая у детей с интеллектуальной недостаточностью носит характер общего недоразвития всех компонентов (О. К. Агавелян [1], Р. И. Лалаева [9], Е.И. Разуван [12], и др.).

Недоразвитие речевых средств ведет к снижению уровня общения, нежеланию общаться вербальными средствами, проявлению таких особенностей личности, как робость, нерешительность, стеснительность. Умственно отсталым детям трудно общаться с незнакомыми и даже знакомыми людьми. Сравнительно легко вступив в контакт, они затрудняются в построении вопроса, просьбы. Общение даже с хорошо знакомыми людьми характеризуется формализмом, поверхностностью. Это происходит не только из-за выраженного системного нарушения речи, но и в результате сниженной потребности в общении, слабого интереса к окружающему, ограниченных возможностей в социальной перцепции.

Дети с особенностями в развитии часто включаются в группу риска с различными социальными девиациями. Если педагог выстроить не правильную тактику в общении с особенными детьми, например, провоцируя его на агрессию, проявлять неуважение раздражительность, ребенок незамедлительно ответит подобным поведением, это связано с нарушением их эмоционально волевой сферы.

Поэтому очень важно выстроить доверительные отношения, эмоционально поддерживающие, ориентируясь на личность ребенка и его особенности в развитии, для того чтобы ребенок успешно социализировался, так как дети с легкой умственной отсталостью имеют благоприятные прогнозы для дальнейшей самостоятельной жизни, автономной, и внесение вклада в общество.

Общение для детей с умственной отсталостью затруднено, поэтому возрас тает невербальное общение. Невербальное общение, как правило, непроизвольное и спонтанное.

Невербальное общение играет большую роль в развитии ребенка коммуникативных умений, оно позволяет установить эмоциональные личностные, отношения между ребенком и окружающими людьми, под влиянием которых формируется потребность в общении. Успешность коммуникативной деятельности зависит насколько доступны эти средства общения для понимания и самостоятельного использования ребенку.

Дети с умственной отсталостью испытывают значительные затруднения в распознавании эмоционального состояния человека по выразительным движениям [10; 132, 8; 98, 13; 93, 7; 91].

По мнению М.Г.Агавелян, умственно отсталые школьники испытывают затруднения при установлении связи между невербальной информацией в каждой конкретной ситуации и имеющимся эталоном [1].

Ряд исследователей отмечают, что дети с умственной отсталостью не могут вербализовать эмоциональные состояния [8; 102, 7; 91], не могут идентифицировать выбранные эмоциональные состояния по типу положительные-отрицательные [10; 133, 8; 99].

Однако не только низкий уровень развития речи приводит к тому, что восприятие выразительных движений детьми с интеллектуальными нарушениями затруднено. К примеру, Д.В.Костин обнаружил, что умственно отсталые школьники испытывают значительные затруднения при сопоставлении отдельных элементов мимики и жестикуляции между собой для создания образа-эталона определенного эмоционального состояния [8; 100].

Л.Ф.Фатихова, Е.Ф.Сайфутдиярова выявили, что дети с нарушением интеллекта способны к раз личению радости, грусти и злости, но испытывают затруднения при распознавании таких эмоций, как страх, удивление, спокойствие. Часть детей все эмоции определяет как «хорошее настроение» или «плохое настроение» или называет экспрессию, а не саму эмоцию — «улыбается», «смеется», «кричит», «рот открыл» [13; 93]. Дети не могут адекватно выражать свои мысли и чувства в невербальном общении. В общении со сверстниками они могут кривляться, паясничать, проявлять агрессию вместо конструк тивных действий и поступков. Непонимание невербального поведения других людей сочетается у них с недостатками самоконтроля в невербальном общении [6; 60].

Развитие умственно отсталых детей в целом идет по тем же законам, что и здоровых, с той лишь разницей, что эти дети обладают значительно меньшими ком пенсаторными возможностями для адаптации к окружающему миру. Для формирования полноценной личности ребенка, гармоничного развития психических и физических качеств, успешного обучения в школе, немаловажное значение, имеет своевременное овладение различными средствами общения.

Поэтому целью нашего исследования было выявить специфику развития коммуникативных умений детей с ОВЗ. Исследование было организованно на базе краевого государственного казенного общеобразовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы КГБОУ школа № 3. Всего в исследовании приняли участие: учащиеся первого класса – 12 человек, специалисты (учитель, логопед, психолог, дефектолог) – 4 человека.

Для определения сформированности коммуникативных умений, была проведена диагностика посредствам методики Г.А. Цукерман «Рукавички» и карты наблюдения А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой.

Результаты диагностики сформированности коммуникативных умений по методике Г.А. Цукерман «Рукавички» представлены в таблице 1.

В таблице 1 приведено количественное распределение учащихся по уровням сформированности коммуникативных умений по критерию «продуктивность совместной деятельности».

Таблица 1

Кол-во

испытуемых

Продуктивность совместной деятельности

Высокий

Средний

Низкий

Абс. число

Кол-во в %

Абс. число

Кол-во в %

Абс. число

Кол-во в %

12

0

0

2

16

10

83

Анализ распределения учащихся по уровням сформированности коммуникативных умений по критерию «продуктивность совместной деятельности» свидетельствует о том, что высокий уровень не продемонстрировал ни один ребенок. Средний уровень выполнения заданного задания показала только одна пара учащихся, что составило 16%.

Работа этой пары, имеет частично правильный симметричный узор, но не имеет зеркального отображения. Это говорит о том, что узор варежки продублирован, а его создатели не смогли визуализировать образное восприятие правой и левой сторон рукавиц. Выполнение работы на таком уровне говорит о недостаточно развитом внимании, образном мышлении, а также о недостаточном умении видеть, обсуждать и анализировать результат своей деятельности.

Низкий уровень выполнения предоставленного задания, показали пять пар учащихся, что составило 83 %. В узорах данных пар явно преобладают различия, не присутствует зеркальное отображение. Наблюдение за работой в данных парах показало, что учащиеся проявляли интерес к построению симметричного узора, но не смогли выполнить его на своей паре рукавичек, т.к. не смогли договориться.

В таблице 2 приведено количественное распределение учащихся по уровням сформированности коммуникативных умений по критерию «умение договариваться, взаимный контроль и взаимопомощь».

Таблица 2 – Количественное распределение учащихся по уровням сформированности коммуникативных умений по критерию «умение договариваться, взаимный контроль, взаимопомощь».

Кол-во

испытуемых

Умение договариваться, взаимный контроль, взаимопомощь

Высокий

Средний

Низкий

Абс. число

Кол-во в %

Абс. число

Кол-во в %

Абс. число

Кол-во в %

12

0

0

2

16

10

83

Результаты данной диагностики по данному критерию свидетельствуют о том, что ни один ученик не набрал высокий процент. Дети не соблюдали договоренность при выполнении совместной работы, не оказывают взаимный контроль, взаимопомощь. Учащиеся либо отказываются полностью понимать партнера, либо просто не могут понять, что необходимо сделать.

В таблице 3 приведено количественное распределение учащихся по уровням сформированности коммуникативных умений по критерию «эмоциональное отношение к совместной деятельности».

Таблица 3 – Количественное распределение учащихся по уровням сформированности коммуникативных умений по критерию «эмоциональное отношение к совместной деятельности»

Кол-во

испытуемых

Эмоциональное отношение к совместной деятельности

Позитивное

Нейтральное

Отрицательное

Абс. число

Кол-во в %

Абс. число

Кол-во в %

Абс. число

Кол-во в %

12

0

0

12

100

0

0

Из таблицы 3 видно, что учащиеся показали нейтральное отношение к совместной деятельности.

При выполнении Методики «Коммуникативные качества личности» А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой мы провели наблюдение за взаимодействием детей с взрослыми во время проведения непосредственно образовательной деятельности, организованной деятельности в различных режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей. Результаты исследования представлены на рисунке 1 и таблице 4.



Рисунок 1 – Процентная доля уровней проявления коммуникативных способностей детей с легкой умственной отсталость младшего школьного возраста

Анализируя результаты, представленные на рисунке 1, можно сказать, что только 25% учеников имеют средний уровень развития коммуникативных способностей, а остальные 75% имеют низкий уровень. Показатель высокого уровня у данной группы детей не выявлен.

Для детального анализа коммуникативных способностей проанализируем все показатели по карте наблюдения.

Таблица 4 – Карта наблюдения за проявлениями коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью по Методике «Коммуникативные качества личности» А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой

Уровень

Коммуникативные качества личности

Коммуникативные действия и умения

Эмпатийность

Доброжелательность

Непосредственность, аутентичность, искренност

Открытость в общении

Конфронтация

Инициативность

Организационные

Перцептивные

Оперативные

Низкий

48

42

44

25

67

58

72

58

80

Средний

52

58

50

50

33

38

28

42

20

Высокий

0

0

6

25

0

4

0

0

0



Анализ распределения учащихся по уровням коммуникативных способностей по критериям «Эмпатийность», «Доброжелательность», «Конфронтация», «Организационные», «Перцептивные», «Оперативные», свидетельствует о том, что высокий уровень не продемонстрировал ни один ребенок, кроме «Непосредственность, аутентичность, искренность», «Открытость в общении», что составило 6% и 25%. Основную часть показателей, коммуникативных способностей учащихся, составляет средний и низкий уровни.

Таким образом, описанные выше методики позволили недостаточный уровень развития коммуникативных умений и способностей детей с легкой умственной отсталостью. На основании полученных результатов возникла необходимость в проведении целенаправленной, систематической работы по формированию коммуникативных умений.

Важно включить в процесс воспитания и обучения младших школьников с легкой умственной отсталостью более широкий спектр приемов и методов формирования коммуникативного поведения.

Последовательная, систематическая и целенаправленная работа по формированию коммуникативных умений будет способствовать приобретению детьми с интеллектуальными нарушениями вербальных и невербальных навыков общения, сохранению устойчивого психологически благоприятного микроклимата в группе сверстников, развитию способности устанавливать межличностные контакты и вступать в отношения с другими людьми.

Библиографический список

1. Агавелян, О. К. Общение детей с нарушением умственного развития: Автореф. дис. д - ра психол. наук: 19.00.10 / Агавелян Оганес Карапетович. М., 1979. - 34 с.

2. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1995. — 527с.

3. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - М.: Смысл, 2004. - 512 с.

4. Емельянова, И.А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути формирования младших школьников с нарушением интеллекта / Образование и наука. Известия УрО РАО,2009.-№1 (58),-с.86-96.

5. Защиринская, О.В. Межличностное общение умственно отсталых детей-сирот дошкольного возраста / Вестн. СПбГУ. Серия 12. — 2008. — Вып. 4. — С. 185-201.

6. Коваленко, В.Е. Особенности ситуативной эмоциональной регуляции умственно отсталых младших школьников в эмоциогенных ситуациях / Специальное образование. — 2014. — № 1. — С. 88-97.

7. Костин, Д.В. Исследование невербального компонента общения у детей с ретордационным типом дизонтогенеза / Современные наукоемкие технологии. — 2009. — № 11. — С. 89-106.

8. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева,. - М.: Владос. 1999. - 221 с

9. Лобач, С.А. Особенности невербального общения детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недоста точностью / Вестн. Северного (Арктического) Федерального ун-та. Сер. гуманитарные и социальные науки. — 2010. — № 6. — С. 130-134.

10. Петрова, В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В. Г. Петрова. - М.: Педагогика, 1977. - 200 с.

11. Разуван, Е. И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы / Е. И. Разуван / Дефектология. - 1989. - № 3. - С. 36-40.

12. Фатихова, Л. Ф., Сайфутдиярова Е. Ф. Характеристика социального интеллекта детей с различными отклонениями в развитии / Специальное образование. — 2013. — № 3. — С. 87-97.