Высшая школа делового администрирования
Публикации
2019 (№ 1-2)

Норова А.С. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МАТЕРИАЛ «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В РОДНОМ КРАЮ. ЕЛЕЦКИЕ КРУЖЕВА. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ» К ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Библиографическое описание: Норова А.С. Исследовательский материал «Народное творчество в родном краю. Елецкие кружева. История и современность» к программе внеурочной деятельности «Мой родной край» // Современная начальная школа. 2019. № 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/02.pdf.

Кто-то из вас, может быть, слышал о Елецких кружевах? Уже несколько веков существует промысел, переживающий сейчас подъем. Центром кружевного искусства является город Елец Липецкой области. Издавна искусство плетения кружев было излюбленным народным ремеслом. Старинное Елецкое кружево отличалось необычайной тонкостью и тщательностью отделки. Елецкие мастерицы выработали свой особый стиль кружевоплетения, отличительной особенностью которого является мелкий стиль и тонкие, изящные мотивы. К сожалению, в 90-х годах технология Елецкого кружевоплетения была почти забыта, мастериц, владеющих секретами ремесла, практически не осталось. В данной работе я хотела бы выяснить, можно ли найти альтернативу применению Елецкому кружеву в декоративно-прикладном искусстве, можно ли использовать традиционное кружево в новых нестандартных ситуациях оформления предметов быта. Издавна искусство плетения кружев было излюбленным народным ремеслом. В старинных русских летописях есть упоминание, что мастерство кружевного плетения встречалось еще в ХIII веке. Кружева плели в ХVI и последующих веках. Кружевные фабрики, основанные на труде крепостных мастериц, славились своими изделиями и далеко за пределами нашей Родины.

Европа впервые познакомилась с кружевным чудом из Ельца в 1873 году на Всемирной выставке в Вене, причем работы Елецких мастериц сразу привлекли внимание публики и получили высокую оценку специалистов.

В первую очередь оно и появилось в богатых купеческих семьях и помещичьих усадьбах. Кружево поначалу плели из металлических, льняных и шелковых нитей, а для украшения одежды богатых людей использовалось золото и серебро. Ранним работам были присущи геометрические фигуры с различными решетками и орнаментом, характерным для узорного ткачества. Позднее появились тонкие и плавные растительные вкрапления, типичные для Елецкого кружева более позднего периода. Постепенно оно стало обслуживать не только потребности домашнего быта и народных обрядов, но и церковного богослужения.

Документально подтвержденной датой рождения Елецкого кружева следует считать 1801 год. К этому времени относится сохранившееся кружевное полотенце. На полотенце – белые кружева, льняные, с золотой шёлковой сканью по контурам фигур. Среди фигур – олень, птица и цветочный куст. Данный рисунок имеется только на Елецком кружеве. Они выполнены «полотнянкой» и «сеткой». О Елецком происхождении данного кружева говорит изображение оленя и наличие «сетки».

К середине ХIХ века домашнее женское ремесло кружевоплетения превращается в Ельце в художественный промысел. Елец превратился в торговый город в 1846 году. Император Николай 1 своим указом от 1 июня 1846 года в торговых правах уравнял его с российскими губернскими и портовыми городами, кружевоплетение превратилось в кружевной промысел.

Местные мастерицы еще в первой половине ХIХ века создали особый, самобытный стиль и технику плетения типично Елецкого узора с обилием прозрачных ажурных решеток, отличающих наше кружево от вологодского и рязанского.

В конце ХIХ века в Елецком уезде этим промыслом было занято более одиннадцати тысяч человек, а это треть всех кружевниц России. Елец превратился в важнейший центр производства и торговли кружевом. Мир оценил его по достоинству. В 1873 году на Всемирной выставке в Вене творения Ельчан покорили своей красотой. В 1927 году на Всемирной выставке в Париже была получена золотая медаль, в 1938 году – в Нью-Йорке.

Ремесло́ — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия. Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло — в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ — в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок. С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок — кустарной промышленностью.

Про́мысел — занятие с целью получения выгоды каким-либо делом в объёме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи. Промыслы по характеру своей деятельности можно подразделить на те, в которых производится что-либо и те, в которых добывается что-либо, созданное природой.

В толковом словаре Ожегова С.И. одно из значений слова «промысел» рассматривается как мелкое ремесленное производство, обычно как подсобное занятие при основном сельскохозяйственном. Итак, промыслы — широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Традиционный вид промысла разнообразен креативными видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которым находят не только эстетическое, но и практическое применение.

Таким образом, кружевоплетение превратилось в кружевной промысел, он городского происхождения. Кружевной промысел Елецкого уезда является одним из наиболее крупных кустарных промыслов в России. Сначала появился в Ельце, а оттуда перешел в уезд. Первое исследование местного кружевного промысла было произведено С.А.Давыдовой по поручению комиссии по исследованию кустарной промышленности в России в 1880 году.

Расцвет истории Елецкого кружева приходится на 1870–1880-е годы, его производство по своему объему занимало в России первое место. А центром кружевоплетения становится Елецкий Знаменский женский монастырь. Двести его насельниц создали своего рода школу для елецких кружевниц. Здесь выполнялись заказы для украшения церквей, одежды священнослужителей, делались штучные изделия из золотых и серебряных нитей для особ императорского двора. Известно, что всего за месяц монахини изготовили неповторимые по красоте платья Великим Княгиням Романовым – Ольге и Ксении. В Ельце и соседних волостях (Ламской, Дрезгаловской, Суворовской, Воронецкой) насчитывалось около десяти тысяч кружевниц, изготовляющих не менее 2 миллионов аршин кружев, на сумму до 300 тысяч рублей. Накануне первой мировой войны мастериц стало больше сорока тысяч.

В 1913-1914 годах по Елецкому уезду было зарегистрировано 30352 взрослых женщин и девушек, 103243 подростка и 15 мужчин, занимавшихся плетением кружев. Такое увеличение количества было обусловлено тем, что в 80-е годы ХIХ века в деревню стали проникать денежные отношения и перед местным населением остро встал вопрос: где брать деньги? Распространению промысла за пределами города способствовало и появление торговых посредников, скупщиков. Елецкое кружево пользовалось большой известностью благодаря необычайной тщательности отделки, высокой художественности. Местные кружевницы выработали свой особый стиль, особенностью которого являются тонкие, изящные мотивы.

Первая мировая война (1914г) произвела большие перемены на российском кружевном рынке. Сократилось промышленное изготовление и, следовательно, возрос спрос на кустарные кружева. Но подорожание сырья, снижение закупочных цен на кружева, переход на плетение белого кружева, требовавшего большей аккуратности и умения, повлекло за собой сокращение производства.

В 1960 году основан Елецкий комбинат художественных изделий, с 1974 – ПО «Елецкие кружева». Сейчас – ООО фабрика НХП «Елецкие кружева» — уже более двух столетий является ведущим производителем как кружевных, так и строчевышитых изделий, а место его расположения является федеральным памятником России. В ассортименте продукции ООО фабрики Народно-художественные промыслы «Елецкие кружева» более 2000 наименований: кружевная отделка одежды, носовых платков, скатертей, детских тканых изделий придает каждой вещи свой особый неповторимый стиль.

Эксклюзивные изделия – это новые декоративные решения и технологические приёмы с использованием прежних традиций народно-художественного промысла, высокохудожественного искусства Елецкого кружевоплетения.

Иностранцы обращают внимание на «Елецкие кружева» не случайно: в активе предприятия – более 600 дипломов и почетных грамот только за последнее время плюс две престижных золотые медали за качество. На предприятии к этим наградам относятся серьезно: это не только заслуженная оценка труда, но и повышение престижа Елецких кружев – «бренда» Липецкой области.

Современная фирма «Елецкие кружева» – это около тысячи работающих как в цехах, так и на дому опытных кружевниц, это новые декоративные решения и технологические приемы. Но бережно чтутся и применяются прежние традиции искусства кружевоплетения. Не случайно лучшие образцы работ из Ельца представлены как в коллекциях ведущих хранилищ народного искусства, так и в частных собраниях. Постепенно кружево приобрело свой неповторимый облик. Главной отличительной чертой стали природные мотивы и растительные орнаменты. Тонкость, рельефная скань, обилие сквозных элементов, декоративная отделка ячеек фона, изысканность делает кружево уникальным. В елецком кружеве нашли свое отражение сказочные морозные узоры на окнах, изящность и легкость падающих снежинок, неброская красота русского подстепья, июньское разнотравье, лиричность и грусть народных песен. В свободных растительных узорах кружева мастерицы стремятся передать реальные формы цветов, листьев, плодов, морозные узоры. В Елецком кружеве встречаются узоры, типичные только для этой местности – «елецкий край», «шашки», «гречишка», «жемчужка», «паучки», «вороний глаз», «павлинка», «реченка». Ажурные узоры по-особому воздушны, напоминают легкую пену, цветение яблоневых и вишневых садов, которых в нашем крае довольно много.

Нитки и ткани окрашивались экологически чистыми, растительными составами собственного приготовления – из лепестков желтоцвета получали желтую краску, из полевого василька – голубую. Своеобразие Елецких кружевных изделий — в сочетании разной плотности плетения в одних и тех же элементах, что придает им как бы светотеневую игру и создает впечатление некоторой объемности узора. Особенностью Елецкого кружева является изысканность, легкость, воздушность. Специфика крупных Елецких штучных изделий в построении композиции центрального поля из отдельных элементов — розеток или квадратных фигур, которые, ритмично повторяясь, отвечают орнаменту края и как бы рельефно выступают на плотной узорной решетке фона. Иногда в одном орнаменте решетки имеют разный рисунок, сочетая сцепную технику с парной. В этом — одна из выразительных особенностей Елецкого кружева.

Кружево вырабатывают различными способами: плетением, вязанием, вышиванием, ткачеством и др. Плетут кружева по особым рисункам – сколкам, которые наносят проколами на бумагу или картон. В проколы вставляют булавки, к ним прикрепляют кружево во время работы. Процесс плетения происходит так: мастерица перебирает коклюшками в определенном порядке, выполняя замысловатые кружевные узоры. Число коклюшек зависит от ширины кружева и сложности рисунка. Техника плетения Елецких кружевных изделий – парный способ, реже – сцепные кружева. Часть кружев (применяемых в основном для отделки швейных изделий) вырабатывают на кружевных машинах по рисункам, созданным в характере Елецких кружев ручного плетения. Кружевницы Ельца свободно владеют парной и сцепной техникой. Они обладают высоким уровнем мастерства и искусства кружевоплетения, которое используют при выполнении разнообразных воротников, жабо, жилетов, скатертей, салфеток и многих других изделий.

Кружевной промысел Елецкого уезда являлся одним из наиболее крупных кустарных промыслов в России. Искусство народных промыслов – это связь прошедшего с настоящим, настоящего с будущим. В проекте отражена история народного промысла Елецкие кружева, неповторимость русских традиций кружевоплетения, отличительных особенностей коклюшечного кружева, его изысканность и уникальность.

Практическая значимость представлена экземпляром Елецкого кружева и декорированием предмета. В ходе работы над проектом мы посетили фабрику Елецкого кружева, и можем сказать, что кружево - интересный элемент для декорирования и заключает в себе огромные возможности для творчества, и можно использовать Елецкое традиционное кружево в новых нестандартных ситуациях оформления предметов быта.

Библиографический список

1. Альбом плетения кружев. Москва, 1928.

2. Земля Липецкая. Историческое наследие культуры и искусства. – СПб.: «Иван Федоров», 2003.

3. Ершев С.П. Елецкие кружева и кружевницы. (Историко-экономический очерк). ЕГУ, 2000.

4. Тулинова О.В. Елец промышленный. Страницы истории елецих предприятий // Научно-краеведческое издание. – Елец, 2008.

Сведения об авторе

Норова Александра Сергеевна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 70, Россия, г. Липецк.