Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Тотышева Е.А. ПРИЁМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Тотышева Е.А. ПРИЁМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современная начальная школа. 2023. № 1 (44). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/44.pdf.

При изучении правил русского языка, встречается много слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Для лучшего запоминания словарных слов необходима активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность работы:

1. активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;

2.обучающий характер учебной деятельности;

3. регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.

При первичном знакомстве со словом мы используем следующий алгоритм действий и приёмы:

1. Знакомство с новым словарным словом:

Загадки, ребусы, описание предмета, шифровка, рисунок.

2. Знакомство с лексическим значением слова и историей его возникновения.

3. Работа со словом:

- звуковой анализ слова (произносим — выделяем слоги — ставим ударение — интонируем все звуки);

- демонстрация зрительного образа слова (демонстрация правильного начертания слова на доске, карточке с выделением букв, написание которых необходимо запомнить);

- орфографическое чтение;

- установление разницы в произношении и написании;

- решение орфографической задачи: «Можно ли проверить написание слова?» (ученики пробуют подобрать проверочные слова — очень полезное задание для осознания общего способа действия);

- запись слова, постановка ударения, подчёркивание орфограмм;

- разбор по составу.

4. Закрепление

- подбор однокоренных слов, их запись, подчёркивание орфограмм;

- определение лексического значения однокоренных слов, составление словосочетаний, предложений;

- подбор синонимов, антонимов.

- Пословицы, поговорки, фразеологизмы.

Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная и требующая от учителя использования большого разнообразия приемов, при помощи которых не только закрепляются, но и упрочняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности.

Для лучшего запоминания словарных слов можно использовать следующие приемы:

1.Мнемотехника

Смысл данного приёма в том, что необходимо увидеть сходство формы буквы и предмета. Запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно.

2. Приём Чепушина

Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым ребята ранее познакомились на уроке, записывается столбиком. На каждую букву этого слова дети записывают уже изученные словарные слова. Затем из данных слов составляются мини – тексты, либо записываются отельные предложения.

Р – ромашка

Я - яблоня

Б - береза

И - издалека

Н - народ

А- аккуратно

3.Классификации

(группировка и запись слов по признакам):

1. По составу слова;

2. По буквосочетаниям;

Корова, сорока, пороша, город, горох.

3. По значению.

Птицы:

Ворона, воробей, снегирь, сорока.

4.Убери лишнее

Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые нужно убрать по определенному признаку.

К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш

Зачеркни парные глухие согласные.

БЕРЁЗА

5.Шифровальщик

Суть этого приёма заключается в том, что учащимся в таблице даётся определённый набор букв. Чтобы расшифровать новое словарное слово, надо последовательно выполнить ряд заданий.

Н

Ь

В

Ц

У

Ф

И

Ш

З

К

Ъ

Е

П

Т

Д

Б

Ч

С

Ж

Й

1. Зачеркните буквы, не дающие никаких звуков

2. Зачеркните согласные буквы, дающие всегда твердый звук.

3. Зачеркните пары согласных букв по глухости-звонкости.

4. Зачеркните букву, которая даёт всегда мягкий согласный звонкий звук.

Написание словарных слов – это одна из проблем, с которой сталкиваются ученики в начальной школе. Разнообразие методов и приемов словарной работы в начальных классах, повышает эффективность усвоения материала, качество знаний младших школьников. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.

Библиографический список

1. Же- дек П. С. Методика обучения орфографии // Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. // Под ред. М.С. Соловейчик. М.: 1993 и послед.

2.Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1983.

3. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. - М., 1983.