Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Полищук И.А. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Полищук Ирина Анатольевна
учитель начальных классов, МАОУСШ № 2 п. Хвойная

Библиографическое описание: Полищук И.А. Развитие креативных способностей у детей начальной школы // Современная начальная школа. 2020. № 13. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/13.pdf.

С развитием демократических процессов в России повысился спрос на гармонически развитую, социально-активную и творческую личность, это красной линией прослеживается во всех документах в «Законе об образовании», в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010г», где четко оговариваются задачи воспитания и обучения.

Одной из главных задач в деятельности учителя начальных классов является развитие речи детей. От успешности её реализации во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников. Изучение литературы относится к изучению наиболее сложного, интеллектуального вида искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно- чувственным опытом и умением ребенка воссоздать словесные образы, соответствующие тексту. В системе развивающего обучения,при изучении материала по литературному чтению, знания из года в год расширяются и углубляются, вступая в новые связи. Я заметила, что у детей вызывает больший интерес материал лирического характера. Так опрос детей в 1 классе показал, что для 72% детей интересней читать стихи, чем рассказы. Оценив этот запрос и выявив желание детей узнать больше по этому вопросу, стала собирать и пробовать в работе разные методические приемы, развивая поэтический слух детей, накапливая эстетический опыт слушания произведений изящной словесности. Я поставила перед собой цель познакомить детей с основами стихосложения, развивая при этом их креативные способности. Креативные способности- это способности творить, создавать, привносить что-то новое в этот мир. Это не только способность к творчеству, но и умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Подтверждение этому есть в концепции образования, где определены направления, среди которых: формирование толерантности; самостоятельности; творческой инициативы.

Мои дети свой новый мир стали видеть в сочинении собственных стихов. У них появилась потребность их сочинять, выражая чувства, собственное настроение и мироощущение. На 20% больше детей стали интересоваться творчеством различных поэтом, как подтверждают данные библиотеки. Моя тема является ещё и актуальной потому, что, влияя на развитие креативных способностей школьника, учитель способствует повышению качества образования. Так в моем классе качество по чтению выросло до 65%. Дети лучше пишут сочинения, избегая речевых штампов, четко выражают свою мысль, используя яркость и образность речи, умеют находить речевые ошибки, проявляют разнообразие словарного запаса, используя антонимы, синонимы.

Для выполнения своей цели я изучила труды Львова М.Р., Б.Томашевского, Р.И.Альбетковой все они рассказывают о речи, о стихосложении, о словесности в целом. И для себя сделала вывод, что обучение основам стихосложению должно быть в системе. В своей работе я опиралась на современные теоретические разработки в области психологии, физиологии и педагогики. Одной из главных открытий последних лет связаного с деятельностью полушарий головного мозга. Доктор Роджер Сперри- американский ученый, удостоенный Нобелевской премии, первый дал объяснение специфике функционирования двух долей головного мозга. Наши полушария работают по-разному. Левая половина мозга отвечает за логические операции, счет, установление последовательностей, тогда как правое полушарие контролирует инициативу и творчество. Правая доля мозга существенно превосходит левую в способности ориентироваться в пространстве, в восприятии музыки, в опознавании сложных образов, которые нельзя разложить на простые составные части. Оба полушария выполняют равно важные функции и поэтому надо построить работу так, чтобы у детей развивались оба полушария одновременно.Для меня важно было найти такой подход в обучении и воспитании детей, чтобы можно было глубже подходить к изучаемому вопросу. Как говорил С.В.Образцов: «Почему человек становится большим ученым, художником или поэтом? Чем отличаются эти люди? Талантом? Это умение видеть то, что не увидели другие, Услышать то, чего не услышали другие. Где источник этого умения? Его источник,- говорил он,- это способность человека удивиться. И захотеть ответить на этот вопрос формулой, красками на холсте, строчками стиха…» Творчество следует развивать на различных занятиях, однако родной язык, и в особенности, чтение был и остается таким предметом в начальной школе, которому, принадлежит решающая роль в развитии креативных способностей уч-ся (или творческих способностей). Для формирования креативных способностей необходимы условия: свободная, доброжелательная атмосфера в школе; доверие и уважение к ученикам со стороны учителя; предоставление детям самостоятельности; по возможности и необходимости наводящая помощь детям; внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, разностороннему развитию. Эти же условия совпадают с условиями развивающего обучения. К данной проблеме обращался в своей работе американский психолог П.Торренс. Работая с детьми, он понял, что они одарены не интеллектуально, а творчески. «Для них характерна собственная работа мыслей. Они пропускают через себя собственное видение мира. Поэтому им труднее учиться,чем придумывать.»Такие же вопросы рассматривали и отечественные исследователи Л.С.Выготский, В.Э.Чудновский, А.В.Хуторской. Они рассматривали развитие детей с разных сторон.

Изучив опыт учителей начальных классов г.Иркутска Н.Л.Михайловой, гЛипецка Е.В.Никонович, гМосквы В.Н.Билевской я пришла к выводу, что развитие креативных способностей – это работа не одного года. Креативные способности- это прежде всего способности видеть интересное в обыденном, искать необычные способы применения обычных вещей. Существуют 4 параметра креативности:

1. Оригинальность – способность давать необычные ответы.

Моим детям я пытаюсь создавать такие ситуации, где действительно они дают неординарные и оригинальные ответы, дополняя друг друга, развивая намеченную идею.

2. Продуктивность- способность генерировать большое количество идей

Данная возможность предоставляется детям при составлении коллективного стихотворения, басни, легенды. В данном случае каждый дает идею и они превращаются в шедевр местного значения.

3. Гибкость- способность к легкой переключаемости и выдвижению разнообразных идей из сфер знаний своего опыта.

4. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

Я поставила перед собой цель добиться развития креативных способностей через стихосложение. Основы стихосложения, стихи по своей природе больше соответствуют детскому мировосприятию, чем проза. К.И.Чуковский говорил: «В начале жизни мы все – стихотворцы, и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой» Моя задача как учителя- создать особую атмосферу доверия на уроке, теплоты и ценности человеческого общения, средством которого является литература как вид искусства. Сделать так, чтобы у ребенка зародились творческий дух и желание раскрыть себя, не боясь собственных ошибок, непонимания окружающих. Кроме того, в «Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта», говорится о знаниях умениях и навыках, которыми должны обладать выпускники начальной школы. Учащиеся должны уметь пользоваться простыми приемами разучивания стихотворений, пользоваться справочными материалами и словарями, отличать стихотворный текст от прозаического и т.д.

Я разработала методические рекомендации для проведения занятий по формированию способностей к стихосложению и поставила следующие задачи:

1 Изучение законов стихосложения, развитие представлений об основных понятиях: рифма, ритм, средства выразительности художественной речи

2. Диагностика способностей уч-ся к стихосложению

3. Описать систему работы по формированию способностей к стихосложению.

Для реализации данных задач я использовала следующие методы: познавательные, диагностические и практические. Разработала требования к знаниям,умениям и навыкам, которые предъявляю к уч-ся по данной работе. Дети должны знать: отличие стихотворного текста от прозаического; понятие рифма (перекрестная, опоясывающая, охватная); средства выразительности художественной речи (эпитеты, олицетворение, сравнение); определение стихотворного ритма. Должны уметь: находить в тексте рифмы различных видов; находить средства художественной выразительности речи; выразительно читать стихотворные тексты; создавать собственные тексты (сказки, легенды, стихи); пользоваться орфографическим словарем, толковым словарем, кратким словарем литературоведческих понятий. Используя все накопленные материалы, разработала систему уроков по формированию способностей детей к стихосложению.

1. На первом этапе я формирую у уч-ся представление о стихотворной речи.

Данное знакомство начинается с первых уроков обучения грамоте. Чтобы сочинять стихи, надо уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь подбирать выразительные слова и главное уметь рифмовать. Дети начинают работать над чистоговорками, усваивают нормы литературного произношения и ударения при помощи игры «Доскажи словечко».

Например: Как зовут меня,скажи?

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

синеглазый… (василек).

Игра «Слоговой аукцион», где дети на данный слог подбирают слова.

Например: БА- БАРАБАН- БАНАН- БАСНЯ- БАБУШКА- БАРАН

2. Формирую четкое представление об отличии стихотворного текста от прозаического.

Эта работа дает наиболее плодотворный результат, когда используется достаточное количество текстов и их разнообразие. Такая работа ведется при помощи карточек, уроков-конференций, где специалисты выступают, используя разные тексты (специалисты – это сами дети),прослушивание аудиозаписей и т.д.

3.Знакомлю с рифмой и её видами.

Рифма (звукоритмичный повтор в конце или внутри строки). Предлагаю детям найти рифмующиеся слова, использую игру «Поймай рифму». Предлагаю разноуровневые задания: 1- репродуктивно- подражательный. Закончить строку стихотворения, выбрав нужную рифму из предложенных слов. 2- поисково- исполнительский. Выполнить классификацию, распределив слова на две группы рифмующихся слов. 3- инициативно- творческий На основе группы слов сочинить небольшое стихотворение.

Также обращаю внимание на аллитерации (повторы согласных), ассонансы (повторы гласных) в некоторых стихотворениях, в основном это встречается в произведениях Заболоцкого. Данные задания предлагаю детям в системе и использую с диагностической целью: определить уровень развития мыслительных операций уч-ся, отслеживаю, достижения каждого ученика, изучаю их продвижение в развитии, выявляю творчески одаренных детей. На данном этапе использую такие игры «Подбери рифмы»

Например: дружок- лужок, кружок, снежок.

В нашем доме на окошке

Сидят серенькие….. (кошки)

4. Знакомство со средствами выразительности: эпитетами, олицетворением, сравнением.

В данном блоке использую много стихотворных произведений различных авторов. Это отдельный этап в работе над анализируемыми произведениями, поиск тропов, оборотов речи, в которых слово употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности (Д.Розенталь. М. Теленкова). Знакомлю с эпитетами (это художественное определение предмета или явления, которое помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему). Эпитеты могут быть как в прямом, так и в переносном значении. Не называя термина, можно познакомить уч-ся с метафорой (перенесение свойства одного предмета или явления на другой на основании общего признака, установление связи по сходству).На данном этапе использую игру «Подбери словечко». Эта игра детям нравится и они с удовольствием подбирают слова эпитеты и метафоры. Работаем над сравнением (изображение одного предмета путем сопоставления, сравнения его с другими), детям дается возможность увидеть главные признаки и мысли слов и предложений. В произведениях благодаря сравнениям изображаемое оживает, предстает наглядно. Здесь для детей безграничное поле для фантазии. Они придумывают иногда такое, о чем взрослому бы и не додуматься. В данном случае мы ходим на экскурсии, выставки, черпая вдохновение в окружающем мире.

5.Уроки практически- творческого характера.

На этих уроках мы устраивали праздники читательских настроений, конференции, встречи с поэтами, в роли которых выступали дети.

На данном этапе дети сочиняют стихи. Сначала это были робкие пары строчек.

Выпал беленький снежок

Он воздушный, как пушок.

Потом более уверенные и основательные строки с подобранными фразами.

Где березки столпились гурьбой,

Подснежник глянул голубой.

Погода тепла и ясна-

Ведь правда, что это весна!

Конечно, стихи были разные и по уровню, и по соответствию нормам стихосложения, но ведь главная задача в начальной школе – это поощрение детского творчества, совершенствование техники стиха, проведение поэтических разборов и обсуждений.

На данном этапе лирические сочинения мною были разбиты на несколько блоков: «Моя вообразилия»; «Мир наоборот»; «Мои мечты»; «Загадки»; «Легенды»; «Мир природных наблюдений».

Например: На севере живет

С бородой лохматой.

Год проходит и несет

Подарки всем ребятам (Ларионов Степа –загадка)

У нас творятся чудеса!

Козочка захрюкала, корова замяукала,

Петушок яичко снес, пес Барбос котят принес. (Яковлева Настя – наоборот)

Не идется и не едется, потому что гололедица,

Но зато отлично падается, почему ж никто не радуется? (Гахраманова Гуля – природные наблюдения)

Сочинительство в школе надо поддерживать и развивать вне зависимости, получится из ребенка литератор или нет.

Для отслеживания эффективности проводимой работы по формированию умения стихосложения учащихся мной были разработаны диагностические карты.

Из них следует, что можно отследить:

а) знание основной терминологии по стихосложению

б) сформированности умений по выразительному чтению стихотворных текстов (100%)

в) умение находить рифмы разных видов (80%)

г) умение находить средства художественной выразительности (73%) умение пользоваться толковыми словарями (81%)

д) умение создавать собственные грамотные стихотворные тексты (50%)

Об удовлетворенности детей данной деятельностью можно судить по их заинтересованности в участии в общешкольных и районных конкурсах детских творческих работ. Из бесед с родителями детей было выявлено, что улучшилась ориентация детей в мире книг. Как показывает практика у детей, посещающих занятия стихосложению лучше развита речь, и они лучше усваивают знания по окружающему миру, истории, литературе.

Мой опыт можно рекомендовать учителям начальных классов для проведения уроков чтения, педагогам дополнительного образования, учителям словесности для факультативных занятий по литературе и риторике, логопедам при работе над произношением звуков, педагогам организаторам при создании программ для летних оздоровительных лагерей. Материалы могут послужить основой для разработки элективных курсов. Сама стала ловить себя на мысли, что везде использую в работе этот плодотворный материал. На уроке изобразительного искусства на темы, основанные на личных наблюдениях часто сопровождаем строками стихотворений, на уроках истории воплощаясь в героев разных эпох говорим стихами и изучаем литературу этого времени, на уроках по окружающему миру дети сами сопровождают свои доклады лирическими вступлениями.

Библиографический список

1. Алиева Е. Г. Творческая одаренность и условия ее развития: Психологический анализ учебной деятельности. М., 1991. С. 7–17.

2. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979

3. Берхин Н. Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 155–160.