Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СИБИРСКИМ КРАЕМ ЧЕРЕЗ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ОДНИМ ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дубовик Олеся Петровна,
воспитатель,
МКДОУ детский сад №6
р.п. Михайловка
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СИБИРСКИМ КРАЕМ ЧЕРЕЗ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ОДНИМ ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Детство - это ответственный этап в становлении личности и её нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
В последнее время чрезвычайно актуальным становятся вопросы патриотического воспитания дошкольников, в некоторых семьях материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме.
Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»
Воспитание любви к своей Родине, родному краю, чувство гордости за малую родину – одна из основных задач воспитания дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Понятие патриотизм многообразно по-своему содержанию-это и уважение к культуре своей страны, гордость за свой народ и свою Родину. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки. Нет сомнения в том, что уже в детском саду, в результате целенаправленной воспитательной и систематической работы у детей могут быть сформированы элементы патриотизма и гражданственности. Ребёнок должен сердцем и душой полюбить родной край, испытывать чувство гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов - лучший период для формирования любви к малой родине. Необходимость развития интереса дошкольников в области краеведения связана с социальными запросами общества. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлениях работы с дошкольниками становится воспитание любви к малой родине, возвращение к вековым корням. В каждом регионе нашей страны есть необходимое содержание для патриотического воспитания дошкольников, в каждом месте свои природа, традиции, быт, достопримечательности, талантливые люди, народное творчество, сплачивающие людей и показывающие величие родного уголка. Поэтому необходимо с раннего возраста воспитывать у ребёнка эмоционально положительное отношение к тому месту, где он родился и живёт, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание по больше узнать об особенностях края, природы, формировать стремление приносить пользу и помощь людям труда, родной природе, своему краю.
Понятие «Родина» для маленького ребёнка начинается с родного дома и двор, где он гуляет и играет. Это детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, потом улицы родного посёлка, родная природа. Мы живем в Иркутской области, она щедро одарена природой, является кладовой природного богатства России. Дмитрий Сергеевич Лихачёв считал, что «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к истории, прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству»
Считаю, что именно в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: привязанность и любовь к Родине, чувство ответственности за неё, желание трудиться на её благо, беречь её богатство. Работая с детьми старшего возраста, мы выяснили, что они обладают недостаточной информацией о родном крае. А родители воспитанников, по результатам анкетирования, не уделяют достаточного внимания данной проблеме, считая её неактуальной. Но без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего свой родной дом, родителей, страну, с уважением относящегося к другим людям. Именно поэтому нами был разработан проект «Любимый край - моя Сибирь», который успешно внедрён образовательную работу ДОУ. К участию в проекте были задействованы воспитанники ДОУ, педагоги и родители.
Одной из приоритетных задач, которая определена на первое полугодие, была следующей: «Обогащение содержания работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию с опорой на региональный компонент «Сибирский край»
Данный проект даёт возможность переосмыслить содержание работы по ознакомлению с родным краем, систематизировать накопленный материал, выработать определённую систему в работе по краеведению, выделить приоритеты.
Основные работы по краеведению, проходили в следующих направлениях:
1. «Моя семья»: «Генеалогическое древо», семейные фотоальбомы «Традиции семьи»
2. «Мой поселок»: создание групповых фотоальбомов с достопримечательностями поселка, история возникновения поселка, подборка стихотворений о поселке, символика поселка, создание мини макетов поселка, знаменитые земляки, карта поселка, тематические папки.
3. «Мой край»: символика области, карта области, материал, знакомящий детей с ее славой и достижениями (крупные города области, чем знамениты)
4. Приобщение к истокам русской народной культуры: иллюстрации, тематические папки, мини-музеи, макеты по темам «Как жили на Руси», «Предметы старины», «Из истории костюма народов Сибири», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь», «Великий Байкал», «История возникновения Сибирячка», «Красная книга Иркутской области», «Кедр – почему его называют Сибирской сосной?», дидактические игры и пособия по теме.
5. Духовно-нравственное воспитание: материал, дающий детям первоначальное представление о православии (экскурсия в церковь поселка, создание фотоальбома «Крещение воспитанников», иллюстрации с изображением храмов в Иркутской области и их архитектурных особенностей, подбор открыток и фотографий на тему «Русская икона», детская Библия.
6. Произведения фольклора: сказки Байкала, былины и предания народов Сибири.
В ДОУ прошло несколько тематических Клубных часа: «Славен наш поселок красотой и богатством» и «Природа родного края, животный и растительный мир», в ходе которых педагоги постарались расширить знания детей о малой родине - р.п. Михайловка, был сделан упор на экологические проблемы озера Байкал и Иркутской области, через разные виды деятельности, в том числе экспериментирование, просмотр видеороликов, аудиозаписей, для рассмотрения путей решения этих проблем.
Среди воспитанников старших и подготовительной к школе группах проведена «Квест-игра» «Путешествие от поселка до области», в ходе которой дети закрепили знания о символике и геральдике родного края; познакомились с подвижными играми Бурятских народов; закрепили знания о животном и растительном мире Сибири и озера Байкал; о реках, находящихся с двух сторон поселка – это реки «Белая» и «Ангара».
Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников – сложный длительный процесс, требующий постоянных усилий, систематической и планомерной работы педагогов и родителей. Все это значительно расширяет знания дошкольника о Сибирском крае.
Важно, чтобы в результате нашей работы у детей появилось и укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась собственная самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих – как взрослых, так и сверстников.
Эффективность данного проекта прослеживается в следующих результатах:
ü  наличие у детей знаний об истории своего края, ее природных богатствах, социально-экономической значимости;
ü  возникновение стойкого интереса к культуре народов Сибири, традициям и обычаям народов Сибири, осознанное употребление в активной речи русского фольклора (пословиц, поговорок, потешек, закличек);
ü  воспитание патриотических чувств, через изучение государственной символики и геральдике Сибири;
ü  привлечение семей к гражданственно-патриотическому воспитанию детей и участие в образовательном процессе детского сада (совместные экскурсии, конкурсы, литературная гостиная, создание мини-музеев).
Март 2021