Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Назарова А.А. МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Библиографическое описание: Назарова А.А. Методы профилактики межличностных конфликтов у младших школьников // Современная начальная школа. 2020. № 4. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/04.pdf.

В настоящее время проблема конфликта является актуальной как в педагогическом процессе, так и в повседневной жизни. Конфликт является одной из универсальных характеристик мира и основной движущей силой его развития. Это один из наиболее противоречивых феноменов и основных механизмов всех изменений и преобразований.

Процесс обучения и воспитания, как и всякое другое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов различного характера. На межличностный конфликт смотрят сегодня как на весьма значимое явление в сфере образования, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание.

В младшем школьном возрасте проблема профилактики конфликтов, на наш взгляд, особо актуальна. В этот период дети делают первые шаги к взрослой жизни - учатся взаимодействовать в коллективе, решать проблемы взаимопонимания и т.д. Поэтому им необходимо уметь конструктивно решать конфликты, чему и способствует профилактика.

В настоящее время выявлено противоречие между возрастающими требованиями учебного процесса и недостаточными функциональными возможностями младших школьников. Кроме того, в научной литературе нет точных данных, касающихся умений разрешать конфликты. Не выработана основная стратегия педагогической и психологической реабилитации детей, оказавшихся в трудной для себя конфликтной ситуации, которая позволила бы организовать их нормальное психическое развитие. Однако, как известно, неразрешенные проблемы и конфликты способствуют расстройству психики.

В связи с этим именно в младшем школьном возрасте, когда активно формируются основные качества личности ребенка, особую значимость приобретает исследование способности разрешать конфликты. В процессе учебной деятельности младшие школьники оказываются в проблемных ситуациях, приводящим к конфликтам, к конструктивному разрешению которых они не готовы.

Объект исследования данной работы: процесс профилактики межличностных конфликтов у младших школьников.

Предмет исследования: содержание профилактики межличностных конфликтов у младших школьников в школе.

Цель исследования: разработать комплекс мероприятий по профилактике межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте.

Задачи исследования:

· Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.

· Проанализировать понятия «конфликт» и «межличностный конфликт» в научной литературе.

· Определить направления профилактики межличностных конфликтов у младших школьников.

· Проанализировать деятельность специалистов МАОУ СОШ № 33 Кытлым по профилактике межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте.

· Провести первичную диагностику уровня межличностных конфликтов у младших школьников.

Методы исследования:

· Теоретические: изучение и анализ литературы; индукция; классификация.

· Эмпирические: проективные методики, тестирование, анкетирование.

База исследования: МАОУ СОШ № 33 пос. Кытлым.

По результатам нашего исследования, доказывает ее актуальность, которая заключается в том, что младшие школьники наряду с подростками нуждаются в профилактике конфликтов. Младшие школьники не владеют информацией о конфликтах, у них отсутствуют навыки по конструктивному разрешению конфликтов, а также низкая информированность о стилях конструктивного разрешения конфликтов.

Данное исследование помогает сделать следующие выводы:

Во-первых, младший школьный возраст - период жизни от 6 -7 до 10 лет, который определяется обстоятельством поступления ребенка в школу.

Социальная ситуация развития данного возраста характеризуется тем, что ребенок включается в новый для него вид деятельности - учебную, он приобретает социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Система «ребенок - взрослый» дифференцируется на системы: «ребенок - учитель», «ребенок - родитель».

Учебная деятельность становится ведущей деятельностью. Основы учебной деятельности закладываются именно в первые годы обучения. Учебная деятельность должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможностей, а с другой - должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний

В младшем школьном возрасте можно отследить такие новообразования как рефлексия, внутренний план действий, качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности.

Во-вторых, конфликт - обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей. Конфликты делятся по степени остроты противоречий, по проблемно-деятельно-стному признаку и по степени вовлеченности людей в конфликт. Также конфликты бывают открытыми и скрытыми, легкоразрешимыми и трудноразрешимыми, конструктивными и деструктивными. Имеют положительные и отрицательные функции.

Межличностный конфликт - это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений людей в обществе или группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами.

Так же можно выделить стили поведения в конфликте: противоборство, уклонение, сопротивление, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивное поведение.

Одной из разновидностей межличностных конфликтов является педагогический конфликт, который представляет собой сложное явление, охватывающее различные уровни взаимодействия учеников, родителей, учителей. Конфликты в образовательном учреждении представляют собой социально - педагогическую проблему, которая влечет за собой отрицательные последствия, влияющие на личность учащегося и отражающиеся не только на его учебной деятельности, но и на взаимоотношениях со сверстниками и психологический климат в целом в группе.

В-третьих, были выявлены направления профилактики межличностных конфликтов у детей младшего школьного возраста в школе, основные методы и формы профилактики конфликтов.

Профилактика конфликтов - работа с еще не начавшимися, а лишь возможными конфликтами. Она предполагает их прогнозирование при постоянном информационно-аналитическом сопровождении.

Можно выделить три направления профилактики межличностных конфликтов у младших школьников в школе: работа с педагогами; работа с родителями; работа с детьми.

Формы профилактики конфликтов: массовые мероприятия, экскурсии, диспуты, деловая игра, интеллектуальный марафон, кружки, секции.

Методы профилактики: словесный, наглядный, вовлечение в деятельность, организация деятельности, сотрудничество, анализ ситуаций, метод положительного примера, метод вмешательства «авторитетного третьего», стимулирование.

Также, на базе МАОУ СОШ № 33 была проанализирована деятельность по разрешению конфликтов и было установлено, в данном образовательном учреждении ведется активная работа по профилактике межличностных конфликтов среди подростков. Проведение профилактической работы с младшими школьниками сводится к минимуму, отдельной цели профилактики межличностных конфликтов у детей младшего школьного возраста нет.

Для профилактики межличностных конфликтов у детей в младшем школьном возрасте в школе нами предложен комплекс мероприятий, который может осуществляться в форме классных часов или тренингов. Используя данную методику профилактики межличностных конфликтов младшем школьном возрасте можно снизить уровень агрессии школьников, научить их взаимодействовать друг с другом, помочь повысить свою самооценку, научить понимать окружающих, помочь сплотить коллектив и тем самым предотвратить появление конфликтов. Таким образом, задачи решены.

Библиографический список

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Юнити, 2011. - 551 с.

2. Божович, Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Божович, под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: АСТ, 2010. - 322 с.

3. Большая советская энциклопедия [Текст] / под ред. А.М. Прохоров. - М.: «Сов.энциклопедия», 1969-78. - 214 с.

4. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога [Текст]: учеб. пособие / Ю.В. Василькова. - М.: Академия, 2011. - 160 с.

5. Ворожейкин, И.Н. Конфликтология [Текст]: учебник / И. Н Ворожейкин, А.Я. Кибанова, Д. К. Захаров. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 240 с.

6. Волков, Б.З. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Б.З. Волков. - М.: Издат. центр «Владос», 2009. - 343 с.

7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]: в 6 т. / под ред.Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - т. 1 - 487 с.

8. Гришина, Н.В. Психология конфликта 2-е изд. [Текст] / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.

9. Глоссарий [Электронный ресурс]: терминологический словарь. / - Режим доступа: http://www.glossary.ru

10. Дубровина, И.В.Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Хрестоматия. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед / И. В. Дубровина. - М.: Издат. центр «Академия», 2010. - 368 с.

11. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков [Текст]: справочник для студентов и воспитателей / Л.М. Фридман. - М.: Издат. Института Психотерапии, 2009. – 480 с.

12. Хасан, Б. И. Разрешение конфликтов и ведение переговоров [Текст]: учебно-метод. пособие / сост. Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов. - М.: «МИРОС», 2001. - 176 с.

13. Юрчук В. В. Современный словарь по психологии [Текст] / В. В. Юрчук. - М.: Элайда, 2011. - 704 с.

Сведения об авторе

Назарова Алена Анатольевна, магистрант, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет», Россия, г. Нижний Тагил.