Высшая школа делового администрирования
Конференции
Декабрь 2022

ПРИМЕНЕНИЕ КОМБИНАТОРНЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Чугунова Фаина Юрьевна
учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Йошкар-Ола"

Образовательные стандарты ставят перед школой задачу познавательного, общекультурного и личностного развития учащихся. Решение поставленной задачи предполагается осуществлять через формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию.

Большую роль в достижении предметных результатов играет деятельность учащихся на уроке математики.

Плодотворным для развития познавательных универсальных учебных действий учащихся является математический материал, в частности различные задачи: арифметические, геометрические, комбинаторные, логические. Овладение учащимися способами решения математических задач очень эффективно в плане формирования универсальных учебных действий.

В современном начальном математическом образовании постоянно возрастает роль комбинаторных задач, так как в них заложены большие возможности не только для формирования познавательных УУД и для развития мышления учащихся, но и для подготовки их к решению проблем, возникающих в повседневной жизни, учат принимать оптимальное в данной ситуации решение, организовывать элементарную исследовательскую и творческую деятельность учащихся.

Решение комбинаторных задач даёт возможность расширять знания учащихся о самой задаче, о количестве и характере результата (задача может иметь не только одно, но и несколько вариантов решения), о процессе решения (чтобы решить задачу, не обязательно выполнять какие-либо арифметические действия).

На комбинаторной задаче идёт обучение методу перебора, который можно в дальнейшем использовать и для решения другого типа задач.

Методика обучения решению комбинаторных задач включает четыре этапа. Каждый из этапов обучения комбинаторики связан с возрастными особенностями интеллектуального развития детей от 8 до 11 лет и не имеет жесткой привязанности к определенной возрастной группе.

Основная функция комбинаторных задач в начальных классах - создать условия для формирования у учащихся познавательных универсальных учебных действий. (анализ и синтез, абстрагирование, для развития произвольного внимания и образного мышления и для усвоения тех вопросов, которые входят в содержание программы.

В настоящее время комбинаторика является одним из важнейших разделов математики. Её методы широко используются для решения практических и теоретических задач. В начальном обучении математике роль комбинаторных задач постоянно возрастает, поскольку в них заложены большие возможности для подготовки учащихся к решению задач, возникающих в повседневной жизни.

На уроках математики комбинаторные задачи вводятся поэтапно, с нарастанием уровня сложности. Использование комбинаторных задач в начальной школе позволяет достигнуть тех результатов, которыми должен обладать выпускник начальной школы. Значение комбинаторных задач при формировании познавательных универсальных учебных действий можно представить как фактор мобильности, расширяющий познавательные ресурсы учащегося; как фактор добывания знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Для того чтобы определить, эффективно ли применение комбинаторных задач на уроках математики для повышения уровня развития познавательных универсальных учебных действий, была проведена формирующая работа. В начале и после эксперимента в контрольной и экспериментальной групп были проведены такие методики: «Логические закономерности» Уолтера Липпмана. и «Диагностика метапредметных результатов начального образования» Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Вахрушева А.А., Горячева А.В., Данилова Д.Д., Козловой С.А., Петровой Л.Н., Прониной О.В., Рубина А.Г., Чиндиловой О.В. Также были разработаны и апробирована серия 12 уроков математики с применением комбинаторных задач и определили степень их эффективности в развитии познавательных универсальных учебных действий у учащихся 3 класса.

Для доказательства гипотезы на практическом уровне было проведено исследование на базе двух 3 классов, которые делились на контрольную и экспериментальную группу. В контрольную группу вошли 12 учащихся 3 «Б» класса МОУ «Шелангерская средняя общеобразовательная школа», а в экспериментальную группу вошли 12 учащихся 3 «А» класса МОУ «Шелангерская средняя общеобразовательная школа".

Результаты контрольного обследования показали, что после формирующей работы в экспериментальной группе уровень развития познавательных универсальных учебных действий увеличился. Увеличилось количество учащихся с высоким и повышенным уровнем развития познавательных универсальных учебных действий. В контрольной группе после эксперимента произошли изменения, но они незначительные.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что применение комбинаторных задач на уроках математики способствует позитивной динамике развития познавательных универсальных учебных действий.