Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

СОЗДАНИЕ УЧИТЕЛЕМ УСЛОВИЙ АДРЕСНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Низаметдинова Закира Гайнулловна,
учитель географии,
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» им. Г.А.Смолякова
с. Большая Черниговка,
село Большая Черниговка, Самарская область
Создание учителем условий адресной работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности
В настоящее время актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей использую методы работы: исследовательский, частично-поисковый, проблемный, проективный.
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
·           выявление одаренных детей;
·           развитие творческих способностей на уроках;
·           развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, фестивали, научно-практические конференции, индивидуальная работа);
·           создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Работу с одарёнными учащимися начинаю с диагностики одарённости.
Основная моя задача как учителя и как классного руководителя – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Учитывая психологические особенности одаренных детей, очень важно создавать на уроках ситуацию познавательного затруднения, при которой школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями, что позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся.
Одна из форм работы с одарёнными детьми, которую применяю я – научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний. Принимая участие в научно-практических конференциях, учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения. Мои ученики принимают участие в конференциях разных уровней и имеют высокие достижения. Хочу отметить самые высокие достижения моих учеников: Лауреат именной премии Губернатора Самарской области для одаренных детей и подростков в номинации «учебно-исследовательская деятельность», 4 Лауреата Премии для одаренных детей и подростков муниципального района Большечерниговский Самарской области в номинации «учебно-исследовательская деятельность», экологический проект «Большая Глушичка-Большие заботы», проект-победитель Городского Форума «Позитивная территория», получившая денежную поддержку Благотворительного фонда А. И. Чигенева. Уроки географии и занятия внеурочной деятельностью помогают максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. Уроки-исследования позволяют решать серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции. Дифференцированный подход, использование современных образовательных технологий на уроках создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности учащихся, расширения их знаний по предмету. Все свои занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываю на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.
Еще одной из форм работы с одарёнными детьми является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.
Одна из форм работы с одарёнными детьми – это олимпиадное движение. Так, одна из учениц моего класса вошла в 100 лучших участников Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» 5-8 классов.
Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения.
Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения. Благодаря такой работе наблюдается положительная динамика заинтересованности учащихся в посещении кружков, растет интерес детей к знаниям, расширяется кругозор учащихся, повышается качество знаний, развиваются коммуникативные, интеллектуально-познавательные и творческие способности учащихся.
Применение различных методик, приёмов и техник для повышения эффективности работы с одарёнными детьми показало, что они не только отвечают современным требованиям к школьному образованию, но и приводят к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей.

Март 2021