Высшая школа делового администрирования
Конференции
Ноябрь 2022

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ФГОС

Смирнова Юлия Алексеевна
педагог-психолог
ГУ ЯО "Петровский детский дом", рп Петровское

С переходом образовательных учреждений на ФГОС изменились и требования к педагогу. В соответствии со Стандартами учитель (воспитатель) обязан обеспечить каждому учащемуся индивидуальную образовательную траекторию. Это невозможно сделать без знаний индивидуально – психологических особенностей детей. Такие данные, как правило, предоставляет педагог-психолог.

Работа педагога-психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества усвоения образовательной программы дошкольников.

Цель работы педагога-психолога – методическое обеспечение всех участников образовательного процесса в вопросах осуществления психологического сопровождения развития обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Новые задачи педагога-психолога:

1) создание системы психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс;

2) разработка системы повышения квалификации педагогов и просвещения родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций;

3) взаимодействие с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и развивающей траектории образовательного учреждения;

4) подготовка пакета методических материалов по психологическому сопровождению детей дошкольного возраста – диагностике, разработке индивидуального образовательного маршрута по результатам диагностики;

Таким образом, новые задачи педагога-психолога можно объединить в две основные: с одной стороны, он должен оценивать результаты введения новых образовательных стандартов, а с другой стороны – влиять на них. Как? Через взаимодействие с администрацией, педагогами, чтобы совершенствовать образовательные траектории каждого ребенка.

В условиях внедрения ФГОС в деятельности педагога-психолога существуют следующие проблемы:

1. Недостаточная просвещенность педагогов-психологов образовательных учреждений в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития детей в соответствии с требованиями ФГОС.

2. Отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного развития воспитанников.

3. Отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированности интегративных качеств у детей дошкольного возраста.

Особую актуальность в наше время приобрела проблема общих принципов преемственности между ступенями образованиями. Подготовка к обучению не должна дублировать программу первого класса, иначе процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и развивающим для учеников. Но в то же время дети должны быть готовы к успешному освоению школьной программы. Большое внимание уделяется диагностике психологической готовности детей к школьному обучению. В настоящее время приоритетом является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы.

В основе стандарта лежит общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Следовательно, родители или законные представители ученика (воспитанника) должны быть компетентными в вопросе образования их детей. В современном обществе все больший оборот набирает потребительское отношение родителей к образованию как социальному институту. Для некоторых родителей образование превратилось в сферу услуг, то есть «обязаны дать некоторый объем знаний моему ребенку, а также воспитать его, а моя функция, как родителя уже закончилась». Эта тенденция является разрушительной как для ребенка, так и для самой семьи. Поэтому совершенно справедливо современное образование направлено на максимальное участие родителей в образовании их детей. В этом направлении, безусловно, работают воспитатели, но во многих случаях необходимо участие педагога-психолога.

Вследствие этого педагогу-психологу необходимо сотрудничать с родителями по вопросу их участия в образовательно-воспитательном процессе.

Таким образом, мы видим, что в связи с переходом на новые Стандарты перед психологической службой в системе образования возникают новые задачи, для решения которых педагогу-психологу необходимо в первую очередь повышать свою профессиональную компетентность по вопросам модернизации образования.

Основные формы работы педагога-психолога ДОУ в условиях реализации ФГОС

1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) – выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния детей дошкольного школьного возраста, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.

3. Консультирование (индивидуальное и групповое) – оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

5. Составление индивидуального образовательного маршрута – комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.

6. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего, с воспитанниками, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

7. Психологическое просвещение и образование детей и взрослых – формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

8. Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.

Модели деятельности специалистов психолого-педагогического сопровожденияПод моделью деятельности понимается организационная форма работы специалистов психолого-педагогического сопровождения. Выбор модели деятельности определяется типом образовательной организации, количеством обучающихся и специалистов психолого-педагогиче ского сопровождения, потребностями обучающихся.

В образовательных организациях могут быть реализованы следующие модели:

1. Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся

Психолого-педагогическое сопровождение реализуется через работу с отдельными группами обучающихся по проблематике адаптации в образовательной организации, коррекции и развитии познавательной, эмоционально-волевой сферы, подготовки к переходу на иной уровень образования, преодоления трудностей в обучении и общении со сверстниками и педагогами, проблем в поведении преимущественно в рамках психопрофилактики, психологической диагностики, коррекционно-развивающей работы и консультирования.

Работа с педагогическими и руководящими работниками образовательной организации, родителями (законными представителями) обучающихся реализуется преимущественно в рамках психологического просвещения и консультирования.

2. Модель психолого-педагогического сопровождения педагогических и руководящих образовательных организаций

Психолого-педагогическое сопровождение реализуется через инструментально-информационное сопровождение (разработку методических рекомендаций, памяток, проведение консультаций, лекториев, тренингов), развитие профессиональных компетенций педагогических работников и руководящих работников, экспертно-методическое сопровождение реализации образовательных программ, разработку индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, имеющих особые образовательные потребности.

Модель реализуется преимущественно в рамках методического сопровождения реализации образовательных программ; психологической профилактики, консультирования, психологической диагностики, психологического просвещения.

Работа с обучающимися осуществляется преимущественно в рамках психологической диагностики, консультирования, психологического просвещения.

3. Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Модель реализуется в рамках проектирования и развития образовательной среды, разработки концепции развития образовательной организации, мониторинга образовательных результатов в рамках психолого-педагогического сопровождения реализации образовательных программ, методического обеспечения реализации образовательных программ, экспертизы образовательной деятельности, психологической профилактики, психологического консультирования и психологического просвещения.

Предполагает работу с обучающимися, педагогическими и руководящими работниками образовательной организации, родителями (законными представителями) обучающихся; осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия с учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, правоохранительных органов по вопросам, связанных с обеспечением развития, воспитания, образования, социализации и здоровья обучающихся.

Психолог в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС:

- обеспечивает психологическое сопровождение развития воспитанников;

- дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей;

- принимает участие в разработке образовательной программы образовательного учреждения;

- проводит психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности;

- прогнозирует социальные риски образовательного процесса, проводит профилактическую работу;

- оказывает качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам образовательного процесса.