Высшая школа делового администрирования
Click to order
Публикации
2020 (№ 3-16)

Конеева Г.М. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Конеева Гульфия Магсумовна
учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 184 с углубленным изучением отдельных предметов им. М. И. Махмутова", г. Казань

Библиографическое описание: Конеева Г.М. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС // Современная начальная школа. 2020. № 10. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/10.pdf.

Аннотация. Современный национальный воспитательный идеал. Основное содержание духовно-нравственного развития, воспитание и социализация, как базовые национальные ценности. Участники духовно-нравственного воспитания: школа, семья, общественные организации, учреждения дополнительного образования, СМИ, традиционные российских религиозных объединения.

Ключевые слова: современный национальный воспитательный идеал, национальные ценности, культурное наследие.

«Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь
для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное
еще из детства...».
Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»

Какие воспоминания останутся в сердцах наших детей? Будут ли они счастливы? Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый – хочет видеть счастливыми своих детей. Но можем ли мы научить их счастью?

Невероятно? Но если вдуматься глубоко, возможно. Ведь у подлинного счастья всегда две стороны: взаимопонимание и творческое созидание, то и другое формирует учитель.

Младший школьник, наиболее восприимчив к воспитанию, особенно к духовному. Недостатки воспитания трудно восполнить в последующие годы. Очевидно поэтому, методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, которая определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности [5, c.2].

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям [9, c.309].

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

– патриотизм;

– гражданственность;

– социальная солидарность;

– семья;

– труд и творчество;

– природа.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную деятельность детей.

Участниками духовно-нравственного воспитания становятся: школа, семья, общественные организации, учреждения дополнительного образования, СМИ.

В процессе воспитания возникают следующие трудности:

противоречивость и нередко агрессивность современного информационного мира.

Трудно воспитывать в школьнике доброе, заботливое отношение ко всему живому, если после школы он часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость; невозможность сформировать чувство честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали.

Ни одна из задач воспитания не будет решена до тех пор, пока человечество не научится противостоять этим трудностям. Не получится решить главную задачу - возрождение духовности.

Гордиться родной землей, ее культурным наследием, родным языком, хранить историю и обычаи, приумножать их, с нашей точки зрения, должен каждый сознательный гражданин своей страны. Иначе много у нас появится Иванов, не помнящих родства, готовых за кусок хлеба или медный грош покинуть Родину. Только человек с высокими моральными качествами, добрым и чутким сердцем, трудолюбивый, честный и смелый сможет стать настоящим патриотом своей державы, по-настоящему любить и защищать ее, приносить ей пользу.

Работая над этой темой, мной были поставили следующие цели: воспитание интересов и любви к родине на основе ознакомления детей с родным краем, его традициями и людьми.

Задачи:

− формирование системы знаний о природе нашего края, страны, их истории, представлений о ценности мировой культуры.

− воспитание гражданской позиции, сохранение традиций народов, воспитание уважительного отношения к другим людям-землякам, профессиям и труду.

− развитие творческих способностей, учебно-исследовательских умений.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для её выполнения.

Сегодня в нашей школе создаются условия для духовно-нравственного воспитания детей через внеурочную деятельность по таким направлениям, как: спортивно-оздоровительное, гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое.

Духовно-нравственное становление личности младших школьников процесс всесторонний, субъектами которого являются школа, семья и сам ребёнок. Эффективность воспитания детей в значительной степени зависит и от педагогической грамотности родителей. Поэтому, в нашей работе значительное место отводится психолого-педагогиче-скому просвещению родителей. На родительских собраниях не только подводятся итоги успеваемости и поведение детей, но и разбираются различные педагогические ситуации, проводятся психологические игры-тренинги, компенсирующие недостаток знаний психологии младшего школьника.

В своей практике воспитательной работы мы привлекаем родителей к участию в совместных мероприятиях, на которых происходит формирование идеала крепкой, благополучной семьи, ведь ни один праздник не обходится без участия и помощи родителей. Традиционными стали мероприятия: походы, дни здоровья вместе с родителями, классные часы, квесты, совместные проекты и другие.

Огромное значение в становлении личности ребенка занимает трудовое воспитание. Общественно-полезный труд объединяет детей, учит взаимопомощи, ответственности, что способствует их духовно-нравственному развитию.

Патриотическое воспитание осуществляется в процессе проведения классных часов, праздников, посвященных «Дню Победы», «Фестиваль военной песни», акция «Открытка ветерану», акции, посвящённые Дню пожилого человека, посещение школьного музея, доклады детей о героях войны и исторических героях в целом, экскурсии по историческим местам родного края.

Таким образом, духовно-нравствен-ное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Заканчивая, хочется сказать словами А.С. Макаренко «Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!» [7, c.398].

Библиографический список

1. Абрамова Г.С. Практическая психология [Текст]/Г.С. Абрамова. – Москва, 2004. – 471 с.

2. Бабанский Ю.К. Педагогика [Текст]/ Ю.К. Бабанский. – Москва, 1999. – 374 с.

3. Богданова О.С. Этические беседы со школьниками [Текст] / О.С.Богданова. – Москва, 2007. – 310 с.

4. Божович Л.И., Нравственное формирование личности школьника в коллективе [Текст] / Л.И. Божович. - Москва, 2000.-468 с.

5. Виноградова Н.Ф. О стандарте начального образования второго поколения// Начальное образование. – 2009. – №6.

6. Волков Б.С., Детская психология развития [Текст]/Б.С. Волков. – Москва, 2000. – 576 с.

7. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 томах. – Т.5. – М., 1985. – 334 с.

8. Марьенко И.С. Нравственное становление личности [Текст]/И.С. Марьенко. – Москва, 2005. – 219 с.

9. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности [Текст] / А.З. Рахимов. – СПб., 2008. – 169 с.

10. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст] / И.И.Рожков. – Москва, 2000. – 309 с.

11. Сластенин В. А. Педагогика [Текст] / В.А.Сластенин. – Москва, 2002. – 405с.

12. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология [Текст] / Н.Е.Щуркова. – Москва, 2001. – 257 с.

13. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст] / М.Г.Яновская. – СПб., 2003. – 413 с.