Высшая школа делового администрирования
Конференции
Январь 2023

ПРОЕКТ «НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ»

Забайкина Светлана Владимировна
воспитатель
ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Дубовый Умёт филиал "Школа-сад п. Калинка"

Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.

В. А. Сухомлинский

Актуальность

Приобщение детей к культурному наследию родной страны стало в последнее время очень актуальной темой. 2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими искусством, традициями и обычаями. Народные промыслы многих регионов известны по всей стране и за ее пределами, а многие являются негласными символами России.

Дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, поэтому становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, её истории, приобщение к культурному наследию, должно встать на первое место в дошкольном образовании.

Испокон веков славилась Русская земля своими мастерами–одаренными людьми, создавшими яркое самобытное искусство. Считается, что источником вдохновения для людей служит красота родной природы. Ее поэтические образы, мастера воплощают в бытовых вещах, в хозяйственной утвари, в убранстве жилища, в одежде, игрушках.

«Дети очень любят традиции, гордятся своим домом, своей семьей, как и своим селением. Но они же охотно понимают не только свои собственные, но и чужие традиции, чужое мировоззрение, улавливают общее, что есть у всех людей. Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества» Дмитрий Сергеевич Лихачев написал письма в прошлом веке, но они очень актуальны и в настоящее время- время, когда люди утратили многие традиции и стремятся занять их у западных стран. Наша молодежь с удовольствием отмечает «Хелоуин», а ведь у нас есть традиционные святочные гулянья, рождественские Колядки.

Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам русского народа. Чтобы возродить традиции русского народа нужно начать воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине. И начинать нужно с самого раннего возраста с дошкольников. Для приобщения дошкольников к культурному наследию родной страны были определены основные цели:

- формировать у детей знания и представления о культуре русского народа, его истории и традициях.

-воспитывать чувство любви и привязанности к своей стране, малой родине уважение и гордость за свой народ, его историю, культуру;

-развитие умения отражать полученные знания в различных видах деятельности.

- использование регионального компонента – история родного Поволжья.

Осуществление педагогического процесса происходило в соответствии с интересами каждого ребенка, помогая ему при возникновении трудностей и вопросов. Так же были использованы игровые технологии, которые способствовали повышению интереса к различным видам деятельности, становлению эмоционально – положительной обстановки в группе. Использовались здоровьесберегающие технологии, которые позволяют чередовать двигательную активность и спокойное состояние для снижения утомляемости и повышения внимания детей. Так же была использована музейная технология для создания пространственного представления детей о культуре и быте русского народа. Для решения этих задач нами - воспитателями был разработан проект «Народные праздники и традиции». Цель проекта: Ознакомиться с основными праздниками русского народа.

Задачи.

1. Познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года.

2. Формировать представления о традициях календарных народных праздников, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодные явления, поведение птиц и животных, насекомых, изменения в растительном мире.

3. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

4. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.

Дети, участвуя в праздниках, проживая их эмоционально, коллективно, приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

Для того чтобы воспитанники могли окунуться в быт нашего народа был создан мини-музей «Русская изба», который включает в себя предметы обихода русской избы.

Оформлены альбомы «Костюмы народов мира», «Предметы быта» и др.

Рассматривание старинных предметов обихода в мини-музее произвело на детей неизгладимое впечатление. Они с удовольствием рассматривали и обсуждали увиденное;

Дети знакомились с искусством народных промыслов (гжели, хохломы и др., с народной игрушкой, выполняют собственные рисунки в том или ином стиле, расписывали деревянные, глиняные заготовки например: матрешек, тарелки, рисовали национальные узоры и их элементы на деревянных разделочных досках, делали детали для национальных костюмов кокошник из картона.

К каждому празднику мы сначала изготавливаем музейную экспозицию. А затем проводим праздник.

В нашем детском саду был проведен праздник «Осенины», где дети совместно с родителями окунулись в атмосферу народных традиций. Была проведена
ярмарка, народные танцы и игры забавы. Это особо важно с точки зрения воспитания у дошкольников истоков культуры.

К подготовке к празднику была проведена беседа «Осенины – это встреча осени на Руси», организована выставка поделок «Осенние фантазии» (совместная деятельность детей и родителей),

«Новый год», «Рождество»– особые праздники для детей, где происходят волшебство и чудеса.

Дети с родителями готовили костюмы, учили стишки и песни. Мы проводили много бесед о святках и колядках. Ну а максимум удовольствия детям доставил процесс хождения по группам! Сколько же радости у них было!

Следующий праздник «Масленица» - один из самых любимых и долгожданных в народе праздник, провожающий снега да морозы и встречающий весну.

Праздник Масленицы отмечался с размахом, говорили о каждом дне масленицы на масленичных посиделках, ели блины, рисовали «Масленицу-барыню», и активно принимали участие в празднике, на котором дети знакомились с обычаями и традициями русского народа, с бытом людей. Узнали, как раньше освещали свое жилище славяне, познакомились с другими предметами обихода.

Праздник «Жаворонки» - весна окончательно сменяет зиму

В подготовке к празднику принимали активное участие родители. Провели мастер класс по замешиванию теста и выпечке «жаворонков», и совместной поездке на экскурсию в Историко - краеведческий музей Волжского района на праздник «Жаворонки». Также посетили Историко-краеведческий музей имени А.В.Юшкина, где специалистами был организован мастер-класс по изготовлению куклы – оберега.

Помимо таких относительно крупных мероприятий, мы включали материал по теме проекта во все виды деятельности. Например, на развитии речи много внимания уделялось работе с пословицами и поговорками. В свободное время мы не просто читали русские народные сказки, но и обсуждали быт, одежду, образ жизни, описываемые в них, рассматривали иллюстрации. За год дети выучили много произведений малого фольклорного жанра.

Детям было интересно становиться участниками образовательного процесса и, они с радостью применяли полученные знания и делись ими друг с другом.

Проделанная работа достигла своей цели. У детей появился живой интерес к русской народной культуре: они знают наизусть много потешек, закличек, примет, стихов, песен, загадок, пословиц, поговорок.

Дети любят слушать русские народные сказки и пересказывать их. Играют в народные игры, водят хороводы, активно участвуют в развлечениях, народных праздниках.

Анализируя проведенную работу, можно сделать следующий вывод: Работа по приобщению дошкольников к культурному наследию родной страны необходима. Пытаясь дать детям знания об истоках народной культуры, мы развиваем у детей самосознание принадлежности к нации, а значит, воспитываем в них уважение к своему народу, даем осознать важность сохранения именно наших русских традиций и обычаев. Прививаем любовь к родному краю, его природе и красоте. Стараемся привить уважение к людям и их труду, к соблюдению определенных норм поведения в обществе. Кроме этого, формируем чувства причастности воспитанников к духовному наследию прошлого, настоящего и будущего. Пока нашим детям будет интересно культурное наследие родной страны, сохранится культура и быт великого русского народа!

Литература:

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Л. А. Парамоновой;

2. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»;

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;

4. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?»;

5. Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»;

6. Новицкая М. Ю. Наследие. «Патриотическое воспитание в детском саду»;

7. Л. Соколова, А. Некрылова. «Воспитание ребенка в русских традициях»;

8. Оверчук Т. И. «Воспитательная система «Маленькие россияне»;

9. Рыбалова И. «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания»;

10. Якушева Т. А. «Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста»;