Высшая школа делового администрирования
Конференции
Сентябрь 2023

«ОБЩАЕМСЯ, ИГРАЯ»: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Герман Мария Александровна
социальный педагог
ГБУ НСО ОЦДК Барабинский филиал

Аннотация: статья посвящена вопросам формирования социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в рамках реализации услуги «Коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь» в условиях филиала. Автор отмечает значимость формирования коммуникативных навыков в дошкольном возрасте для дальнейшего формирования личности ребёнка, описывает эффективные игровые приёмы, рассказывает о коллективной деятельности детей, о наиболее востребованных упражнениях и играх.

Ключевые слова: дошкольный возраст, игры, коррекционно-развивающие, компенсирующие и логопедические занятия, коллективный труд, социально-коммуникативные навыки.

Дошкольное детство – это один из основных и главных периодов в жизни ребенка. В это время он овладевает социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые, трудовые и другие отношения со сверстниками. Очень важно в этот период сформировать социально-коммуникативные навыки, научить ребёнка общаться с детьми и взрослыми, взаимодействовать с ними, уметь слушать и слышать собеседника.

Проблеме коммуникативного развития дошкольников посвящены работы многих учёных: Л. С. Выготский, Л.Я. Лозован, О. А. Санькова, Р. С. Буре, Н. К. Крупская.

Овладение ребёнком основами коммуникации во многом определяет формирование и становление его личности. Об этом в своих трудах говорит Л. С. Выготский, он отмечает, что «дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности. Умение ребёнка благополучно общаться способствует комфортной жизни в обществе окружающих людей…» [2, с. 202].

В таком же ключе рассуждают другие учёные, по мнению кандидата педагогических наук Л.Я. Лозован «коммуникативными навыками являются индивидуально-психологические свойства личности ребенка, формирующие ей почву для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной информационной, перцептивной, интерактивной деятельности на основе субъект-субъектных отношений» [5, с. 39].

Кандидат философских наук О.А. Санькова считает, что основой успешной адаптации человека в общественной среде является «высокий уровень развития коммуникативных навыков, формированием которых надо заниматься с раннего детства» [7, с. 21].

В соответствии с целями ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребёнок «активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, старается разрешить конфликты» [9, с. 28]. ФГОС ДО определяет социально-коммуникативное развитие дошкольника как процесс усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками [9, с. 6].

Учитывая важность и значимость формирования коммуникативных навыков в раннем возрасте, специалисты, занимающиеся развитием детей дошкольного возраста, уделяют особое внимание данной проблеме. Барабинский филиал ГБУ НСО ОЦДК в рамках реализации услуги «Коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь» (далее ДКРз), посещают дети, в том числе, дошкольного возраста. С каждой группой специалисты занимаются один цикл, который состоит из 12 занятий. При первичном знакомстве преобладающее большинство из них имеют трудности в установлении контакта с педагогом и сверстниками. Дети нуждаются в организующей помощи для осуществления совместной деятельности. Согласно имеющемуся представлению о важности формирования основ коммуникации в дошкольном возрасте и выявленным трудностям у детей, обратившихся за услугой ДКРз, социальный педагог особое внимание на занятиях уделяет развитию социально-коммуникативных навыков, которые включают в себя комплекс диагностических мер, коррекционно-развивающие мероприятия, апробацию наиболее эффективных приёмов и методов при организации взаимодействия.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста остаётся игровая деятельность, поэтому она становится одним из основных средств формирования разнообразных способов взаимодействия в ходе занятий. Игра помогает усовершенствовать социальную идентичность дошкольника, улучшает усвоение социальных норм, создает реальные условия для развития многих навыков и умений, нужных для успешного перехода к учебной деятельности.

Учитывая мнения доктора педагогических наук Н. К. Крупской, которая считает, что «для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра для них – способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, пространственные отношения…» [3, с. 15], в своей работе с детьми дошкольного возраста специалисты филиала активно используют разнообразные игры: по правилам, творческие, сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские и другие.

На первых занятиях цикла особенно успешно реализуются игры по правилам. Дети ещё не готовы к активному взаимодействию, поэтому им легче выполнять задания по чётко сформулированной инструкции, соблюдая предложенные правила, опираясь на помощь педагога. К играм по соблюдению норм и правил относятся дидактические, настольные, подвижные. Такой вид игр развивает познавательную и двигательную сферу. Благодаря чёткому соблюдению правил возникает новая форма удовольствия дошкольника: положительные эмоции оттого, что он действует так, как требуют правила. Правило открыто, т.е. адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. Оно становится средством осознания своего поведения и овладения им. Игра по правилам развивает у детей необходимые способности для выполнения определённых ритуалов, связанных с осмыслением воображаемой ситуации, познавательные и коллективные игры учат их навыкам общения. Наиболее полюбившимися играми по правилам во время занятий стали такие игры, как «Где взял, туда и положи», «Каждой вещи своё место!», «Что такое хорошо и что такое плохо?».

К середине цикла занятий у дошкольников появляется интерес к совместной деятельности, они становятся более активными, им легче устанавливать контакты, поэтому они с удовольствием включаются в творческие игры, которые позволяют ребёнку самому выбирать тему игры, развивать сюжет, распределять роли, подбирать нужные игрушки, инвентарь. Контроль и, по необходимости, поддержка сохраняются на протяжении всего игрового процесса. Помощь направляется на развитие инициативы, активности детей, развитие их творческой фантазии. Это очень важно, так как занятия в филиале чаще всего посещают дети, нуждающиеся в организующей помощи при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Востребованными на протяжении всего цикла занятий остаются сюжетно-ролевые игры. В них ребенок развивает не только речевые умения, но и учится играть не просто рядом с другими детьми, а вместе с ними. В такой игре создается новая жизненная ситуация, в которой дошкольники стремятся более полно реализовать развивающуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми. Очень хорошо зарекомендовали себя игры в профессии. В филиале разработана программа занятий с дошкольниками «Калейдоскоп профессий», которая ориентирована на развитие коммуникативных навыков. Задания, связанные с выполнением профессиональных действий, положительно влияют на развитие способности устанавливать различные взаимодействия, оказывать поддержку друг другу, принимать решения, что в целом способствует развитию коммуникативных навыков.

К завершению цикла детям становятся доступны театрализованные игры. Они создают благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия, позволяют импровизировать, не придерживаться четких правил и условий. Разыгрывая различные сюжеты, ситуации, беря на себя определённые роли, дети имеют возможность строить взаимоотношения по собственной инициативе, самостоятельно, учитывая интересы тех, с кем задействованы в игре. Больше всего дошкольникам нравится проигрывать истории со сказочными персонажами, используя тряпичные куклы, элементы костюмов, маски, реквизиты, фрагменты музыкальных произведений, грим.

Очень занимательны и полезны для дошкольников стали режиссерские игры. Дети, «озвучивая» героев и проговаривая сюжет, используют вербальную и невербальную коммуникацию (интонация, мимика т д.). Ребенок становится режиссером, он сам управляет и руководит действиями других детей или игрушек-артистов. На занятиях активно используется приём приглашения в гости кукол: Незнайки, Мишки, Матроскина с Шариком, Каляки – Маляки, крокодила Гены и Чебурашки. Это мотивирует детей к общению, повышает их заинтересованность во взаимодействии с персонажем и вовлекает в процесс выполнения заданий для приглашённого героя.

Всё разнообразие используемых на занятиях игр позволяет эффективно развивать коммуникативную сферу детей. Наряду с играми дети активно привлекаются к оказанию помощи сверстникам. Важным моментом является положительная оценка выполнения ребёнком трудового действия, поручения. Большинство детей, посещающих занятия, откликаются на похвалу, на признание значимости результатов их деятельности.

Немаловажную роль в развитии коммуникативной сферы ребёнка играет его включённость в хозяйственно-бытовые дела, поэтому педагоги филиала уделяют коллективному труду дошкольников большое внимание. Для правильной организации трудовой деятельности детей специалисты берут за основу классификацию Р.С. Буре, который выделяет следующие три основные формы организации коллективного труда дошкольников:

- труд рядом – в нем участвуют несколько детей, каждый выполняет индивидуальное задание и независим в работе. Подобная организация труда имеет первостепенное значение для детей, когда только начинают формироваться элементарные навыки труда;

- труд общий – решает более сложные задачи. В небольшие группы объединяются до 5 -6 детей, им предъявляется общее задание. Результаты труда также объединяются в некоторую совокупность. Взрослый помогает освоению способов распределения общей работы и специфичных для нее норм поведения (выполнять понравившееся дело по очереди, уступать друг другу, объяснять свое право и учитывать претензии других);

- труд совместный (последовательно распределенный) – самый сложный способ объединения детей, поэтому его организация, считает Р.С. Буре, возможна в старшем дошкольном возрасте, когда дети имеют достаточно развитые навыки труда и сформированные способы согласования совместных действий. [1, с. 168].

В процессе занятий хорошо реализуются все три формы организации коллективного труда детей. У дошкольников развиваются важные качества личности, нужные в коллективной деятельности: умение применять нормативные способы взаимодействия в группе, при необходимости оказывать помощь друг другу, договариваться, распределять обязанности для достижения единой цели. Коллективный труд для всех детей ставит одинаковые задачи, при этом для получения результата им необходимо объединяться и начинать конструктивное общение на равных позициях, таким образом, развиваются необходимые социально-коммуникативные навыки. При организации коллективной деятельности детей учитываются такие трудовые навыки, которые им уже известны, а приступая к новым видам работ, специалисты филиала сами распределяют обязанности между детьми в каждой минигруппе или паре, подробно инструктируя каждого. При необходимости оказывается помощь детям, чтобы они могли договориться, уступить друг другу, избежать возможности возникновения конфликтных ситуаций.

В процессе коррекционно-развивающих, компенсирующих и логопедических занятий дети становятся более общительными, дружелюбными, организованными, внимательными, наблюдательными, они приобретают навык слушать друг друга. Количество негативных эмоций и конфликтных ситуаций заметно сокращается, дети приобретают навыки взаимодействия, учатся соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей, через результаты трудовой деятельности они начинают ценить общественную значимость труда, беречь его результаты.

Таким образом, в условиях Барабинского филиала у специалистов есть возможность на занятиях активно решать задачу по формированию социально-коммуникативных навыков дошкольников, добиваться положительной динамики в развитии их коммуникативной сферы, что при дальнейшей поддержке и закреплении полученных навыков в образовательной организации помогает ребёнку выстраивать долгосрочное эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, а это, в свою очередь, создаст основу для формирования полноценного личностного развития ребёнка в дальнейшем, позволяет ему успешно социализироваться в социуме.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М.: Астрель, 2013. 230 с.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Электронный ресурс]. // Психологический очерк. 3-е изд. (М. Просвещение, 1991). Режим доступа: http://login.ru/books/vygotskiiy-l-s-voobrazhenie-i-tvorchestvo-v-detskom-vozraste-psikhologicheskiiyocherk-3-e-izd-vygotskiiy-l-s-socsialnoe/

4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. М.: Изд-воУРАО, 1999. 176 с.

5. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. [Электронный ресурс] // СПб.: Питер, 1-е издание, 2009. 320 стр.

6. Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников. [Электронный ресурс] // Монография / Л.Я. Лозован. Ин-т содержания и методов обучения Российской акад. образования, Кузбасская гос. педагогическая акад. Москва: ИСМО РАО. Новокузнецк: КузГПА, 2010. 141 с. л., табл.; 20 см. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004879543/.

7. Мясищев В.Н. Психология отношений // М.: МПСИ, 2005, 158с.

8. Санькова О.А. К вопросу формирования коммуникативных умений. [Электронный ресурс] // Среднее профессиональное образование. № 10, 2011. С. 21-22.

9. Смирнова Е. О. Детская психология: учебник/ Е. О. Смирнова. – М.: КНОРУС, 2013. – 280 с.