Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Бойко Е.А. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Библиографическое описание:
Бойко Е.А. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современная начальная школа. 2023. № 2 (45). Часть 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/45-2.pdf.

Самостоятельная работа, как известно, является одной из важных и широко обсуждаемых проблем преподавания в школе. Понятие самостоятельной работы ученика в современной дидактике обязательно соотносится с организующей ролью учителя.

Согласно определению, данному еще в середине ХХ века Б.П. Есиповым и вполне актуальному в наши дни, самостоятельная работа, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально представленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели.

Известно, что самостоятельная работа может проводиться в различных формах и преследовать различные цели. Кроме того, она может быть проведена на любом этапе урока.

Однако для повышения эффективности обучения чрезвычайно важно, чтобы самостоятельные работы проводились в определенной системе. При определении такой системы должны учитываться различные стороны самостоятельной работы.

1. Подбор заданий и упражнений для самостоятельной работы учащихся на уроках, установление их последовательности методика их проведения определяются прежде всего теми целями, которые преследуются при изучении каждой темы программы по предмету и задачами каждого конкретного урока.

При разработке системы самостоятельных работ исходят прежде всего из анализа целей и задач изучения конкретного учебного курса, из задач каждой темы и каждого урока, посвященного изучению этой темы. При этом, однако, не только каждый урок, но и система уроков, посвященных изучению отдельных тем курса, рассматриваются не изолированно, а как одно из звеньев единого процесса обучения тому или иному предмету в начальных классах.

2. Система самостоятельных работ должна обеспечить обучение детей основным общим приемам подхода к решению любой мыслительной задачи:

– приемам, направленным на осознание условий, на анализ этих условий;

– приемам, помогающим раскрыть связь между тем, что известно, и тем, что не известно, позволяющим наметить путь решения и правильно и точно довести его до конца.

Для этого в процессе обучения задания для самостоятельной работы должны даваться в такой последовательности, при которой дети постепенно овладевали бы и каждым приемом в отдельности, и умением применять их в совокупности.

Усложнение заданий может поэтому идти как в направлении отработки отдельных приемов, так и в направлении повышения требований к их совместному применению. При этом важно, чтобы подбор заданий (и их характер) для самостоятельной работы обучаемых обеспечивал такое разнообразие их содержания и формы, которое исключало бы возможность возникновения штампе в решении.

3. Важнейшим условием для разработки эффективной системы заданий для самостоятельной работы детей и методики их проведения является, кроме того, учет возрастных особенностей детей и уровня их подготовки.

Совершенно ясно, что самостоятельная работа учащихся даже тогда, когда она строится на том же самом материале, будет проводиться совершенно по-разному, например, в первом классе и в третьем. Достаточно в качестве примера привести рассмотрение переместительного свойства сложения, с которым дети впервые встречаются в первом классе и к которому им снова приходится обращаться и в третьем, и в четвертом классах.

Если же при разработке системы самостоятельных работ не учитывать дидактический принцип доступности, то эффективность работ может быть снижена до нуля.

4. Продумывая содержание и последовательность упражнений для самостоятельной работы обучаемых, приходится также постоянно помнить о необходимости такого их подбора, использования такой организации и методики их проведения, при которой было бы обеспечено постепенное, но систематическое повышение трудности заданий, так как только при этом условии самостоятельная работа будет эффективная, будет способствовать развитию детей в процессе обучения. Повышение трудности заданий на должно вместе с тем привести к нарушению требования посильности их для детей.

5. Наконец, при определении содержания, характера и методики проведения самостоятельной работы учащихся важно учитывать особенности самостоятельных работ различных видов.

Эффективность самостоятельной работы учащихся прямо зависит от условий, обеспечивающих организацию и планирование, управление и контроль за системой самостоятельных работ, позволяющих в рамках целостного учебно-воспитательного процесса параллельно задействовать и методы косвенного руководства учебной деятельностью обучаемых, и методами управления приобретением ими навыков сознательной самоорганизации. Естественно, создание таких условий требует от преподавателей знаний о психологической специфике содержания прямы и косвенных методов управления познавательной деятельностью учащихся в ходе выполнения ими самостоятельных работ разного типа, из назначения и умения своевременно и правильно формулировать и трансформировать цели, мотивы, ориентиры и ценностные установки на учебную деятельность.

Кроме того, важным является и умение преподавателя реализовывать требование своевременного и последовательного включения самостоятельных работ в процессе усвоения знаний.

Иначе говоря, организуя систему самостоятельных работ учащихся, преподаватель должен уметь обоснованно ответить на следующие вопросы:

- когда целесообразно проводить самостоятельную работу при изучении любого учебного материала;

- какой конкретный тип самостоятельной работы из всех возможных следует выбрать и задействовать на каждом этапе усвоения знаний.

Учитель не должен организовывать и проводить самостоятельную работу учащихся, требующую применения знаний высокого уровня, если до этого не были организованы и последовательно проведены на основе того же учебного материала самостоятельные работы более низких уровней. При этом, естественно, самостоятельная работа учащихся на каждом уровне усвоения должна быть определенного типа (адекватной формируемому уровню знаний) – иметь свою частно-дидактическую цель, предопределяющую условия организации познавательной деятельности учащихся и характер косвенных управляющих воздействий со стороны учителя.

Готовя самостоятельную работу учащихся, следует иметь ввиду, что она, как и любой вид учебного труда, останется нейтральной по отношению к характеру познавательной деятельности обучаемых, если преподаватель предварительно не сформулировал четко частно-дидактичекие цели работы и не подобрал систему познавательных задач, решение которых позволит достичь сформулированных целей. Дело в том, что именно частно-дидактическая цель и познавательные задачи, которые преподаватель формулирует и подбирает для каждого конкретного типа и вида самостоятельных работ, должны создавать предпосылки для регуляции умственной активности учащихся, вовлечения их в планируемую познавательную деятельность, управления ею.

Кроме того, методика организации и проведения самостоятельной работы должна учитывать необходимость постепенного, строго регламентированного и учтенного в единой системе самостоятельных работ изменения их частно-дидактических целей, типов предъявляемых познавательных задач, степень их трудности и сложности. Такие изменения на разных этапах обучения способствуют развитию интеллектуальных возможностей обучаемых, их подготовке к непрерывному самообразованию в дальнейшем.

К условиям эффективной организации самостоятельной работы в процессе обучения младших школьников можно отнести и дифференцированный подход при использовании методов самостоятельной работы.

Дифференцированность может быть реализована не только посредством разноуровневых по сложности заданий. При одном и том же уровне сложности упражнения могут содержать различные дополнительные пояснения, советы, облегчающие работу по их выполнению. Методистом В.Ф. Харьковской разработана такая система видов помощи, которая, используясь учителями, способна обеспечить дифференциацию заданий для самостоятельной работы (применительно к урокам математики):

1. Указание типа задания, правила, на которое опирается данное упражнение.

2. Дополнение к заданию в виде чертежа, схемы (и тут возможна дифференциация: рисунок, чертеж без обозначений, чертеж с обозначениями, с выполненным дополнительным построением или рекомендацией к его построению и т.п.).

3. Запись условия (кроме словесного) в виде таблицы, матрицы, значков.

4. Указание алгоритма выполнения.

5. Приведение аналогичной задачи, решенной ранее.

6. Объяснение хода выполнения подобного задания.

7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение основного вопроса задачи.

8. Наведение на поиск решения с помощью ассоциации.

9. Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.

10. Называние ответа, результата заранее.

11. Расчленение сложной задачи на ряд элементарных.

12. Постановка наводящих вопросов.

13. Указание правил, формул, на основании которых выполняется задание.

14. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах и т.п.

15. Указание способа проверки правильности решения.

16. Указание ошибки в чертеже, в вычислениях, в постановке алгоритма работы, в установлении зависимостей.

В целях эффективности организации самостоятельной работы обучающихся в практике работы ряда школ применяются индивидуальные планы самостоятельной работы школьников по восполнению типичных пробелов в знаниях соответствующего раздела или изученной ранее темы. В этом плане указывается раздел, тема, по которой надо выполнить самостоятельную работу или пункт в учебнике, который надо повторить, номера упражнений для самостоятельной работы и «дозы помощи» к ним, контрольные вопросы к выполненному заданию, сроки выполнения.

Наличие такого индивидуального плана у ученика дисциплинирует его, помогает правильно распределить время, отведенное на выполнение самостоятельной работы. Кроме того, наличие в плане «доз помощи» избавляет учеников от излишних затруднений, придает им уверенность в выполняемости предложенного плана, освобождает учителей от текущих дополнительных объяснений и позволяет им ограничиться лишь установочными рекомендациями группового характера со всеми, кто получил подобные индивидуальные планы.

Такой метод самостоятельной работы оказывается в плане организации более эффективным для устранения пробелов, чем выполнение заданий одновременно со всей группой учеников под диктовку учителя.

Все это, конечно, дает эффект в том случае, когда у обучаемых сформированы элементарные начальные навыки самостоятельной работы с помощью консультаций учителя.

При разработке планов индивидуальной самостоятельной работы надо соблюдать следующие условия:

- учитывать степень сложности учебного материала и при высоком уровне ее уменьшать объем предлагаемых заданий;

- принять во внимание отношение школьника к данному предмету, стимулировать интерес и ответственность в учении;

- соотносить предлагаемое задание с общей нагрузкой ученика в соответствующий период времени;

- учитывать уровень работоспособности ученика, с тем чтобы работа не привела к чрезмерным перегрузкам;

- иметь в виду уровень сформированности навыков самостоятельной работы по данному предмету и при недостаточности его усиливать консультационные формы помощи, в частности, делать более подробными «дозы помощи» в индивидуальном плане.

В заключении сформулируем общие выводы о путях повышения эффективности самостоятельной работы обучаемых в современной школе.

1. Необходимо расширять применение методов самостоятельной работы детей в практике обучения.

2. Критериями применения методов самостоятельной работы обучаемых должны быть в единстве доступность учебного материала и готовность учащихся к ее использованию на данном этапе обучения. Даже при недостаточной готовности учеников нельзя отказываться от методов самостоятельной работы, надо вводить ее элементы, активно помогая ученикам, чтобы на следующих этапах работы постепенно расширять удельный вес самостоятельной работы в системе методов обучения. У всех учеников необходимо развивать познавательную самостоятельность, от класса к классу наращивая степень применения самостоятельной работы.

Мера применения методов самостоятельной работы должна определяться в каждом конкретном случае с учетом названных выше критериев.

3. Методы самостоятельной работы используются и в процессе выполнения отдельных упражнений, и в процессе самостоятельного изучения целых параграфов с попутным выполнением упражнений, заданий, ответов на контрольные вопросы.

4. Для расширения сферы применения самостоятельной работы обучаемых до оптимально необходимого уровня следует улучшить предварительную подготовку учеников к ее выполнению путем:

а) формирования навыков и умений работы с учебниками, книгой, справочниками; развития темпа чтения, письма, вычислений; навыков планирования, выделения главного и самоконтроля;

б) значительного улучшения практики инструктирования учеников о порядке выполнения самостоятельной работы;

в) специального продумывания приемов оказания оперативной помощи ученикам при выполнении ими самостоятельной работы;

г) оперативного контроля за ходом самостоятельной работы и выявления типичных ошибок, затруднений;

д) поощрения, стимулирования учеников, успешно выполняющих самостоятельные задания.

5. В процессе обучения необходимо использовать такие методы самостоятельной работы, которые требуют от учащихся проявления элементов творчества, рационализации, новаторства:

- проблемные самостоятельные работы;

- задания по конструированию;

- задания по написанию стихов, сочинений на свободные темы;

- практические задания.

6. Важно не забывать о дифференцированном и индивидуальном подходе при организации самостоятельной работы. Нужно дифференцировать не только сложность заданий, но и меру помощи, оказываемой со стороны учителя при выполнении самостоятельной работы.

7. Учителям необходимо уделять особое внимание отбору оптимально необходимого числа упражнений и при необходимости корректировать возникающие трудности путем дифференцирования заданий.

Важно помнить, что не количество упражнений, а их качество приведет к эффективности самостоятельной работы.

Библиографический список

1. Бушуева, Л. С. Дифференциация самостоятельной работы младших школьников как средство повышения уровня их обученности: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Магнитогорск, 2002. – 202 с.

2. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - Москва: Просвещение, 1961. - 240 с.

3. Максимова, Н. В. Условия организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики (теоретический аспект) / Н. В. Максимова // Продуктивное обучение: опыт и перспективы: материалы IX Международной научной конференции, Самара, 09–11 февраля 2017 года / Самарский государственный социально-педагогический университет. – Самара: Общество с ограниченной ответственностью "Бук", 2017. – С. 123-125.

4. Меликян, А. О. Самостоятельная работа в начальной школе как средство формирования УУД младших школьников (познавательных, регулятивных) / А. О. Меликян, О. А. Еремеева // Вопросы педагогики. – 2022. – № 5-1. – С. 220-223.

5. Уразова, З. М. Психологические особенности развития самостоятельной работы у младших школьников / З. М. Уразова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 2. – С. 143-147.

6. Хакунова, Ф.П., Левченко В.Г. Методика организации самостоятельных работ обучаемых. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2003. - 155 с.