инструктор по физическому воспитанию
МБДОУ "ЦРР - детский сад № 42", п. Вольгинский
Условия возникновения и становления опыта.
Работая в детском учреждении уже много лет, я все чаще начинаю замечать, что в последние годы значительно возросло количество детей физически ослабленных. Занятость родителей, низкий уровень двигательной активности, проблемы экологии – все это разрушает здоровье. Многие родители очень увлечены интеллектуальным развитием детей, забывая о физическом. И это отображает статистика Научного центра здоровья детей РАМН - за последнее время число дошкольников с хорошим здоровьем стало составлять 9% от общего числа детей, поступающих в школу. Поэтому проблема ослабления здоровья населения нашей страны, в частности – детей, носит глобальный характер.
В связи с тем, что проблема формирования двигательной активности детей актуальна, передо мной встал вопрос: какими средствами повысить интерес детей к спорту. Я решила целесообразно рационально сочетать разнообразные виды двигательной деятельности, формы и направления фитнеса. Использовать на физкультурных занятиях один из способов здоровьесбережения – детский фитнес, для детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность опыта.
Передо мной, как перед инструктором по физическому воспитанию, ФГОС ставит задачу по созданию интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой: развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта детей, формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Необходимым условием для этого является использование методов, реализуемых через здоровьесберегающие технологии, а именно – через детский фитнес.
Занятия фитнесом в системе физического воспитания дошкольников в современных условиях представляются довольно актуальными и востребованными. Эти занятия при адекватной нагрузке позволяют развивать все физические качества (силу и скоростно-силовые качества, гибкость, выносливость, координацию движений, ловкость). Занятия фитнесом имеют неоценимое значение не только для повышения интереса к двигательной активности, но и для формирования навыков здорового образа жизни.
Ведущая педагогическая идея.
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание большинства родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
Мне хотелось найти такую форму работы, которая позволяла детям гармонично развиваться, становиться более сильными, выносливыми и ответственными за своё здоровье. Я пришла к выводу, что, используя разнообразные технологии здоровьесбережения, моя деятельность может дать положительную динамику показателей, характеризующих здоровье детей, что в целом поможет им вести здоровый образ жизни.
Теоретическая база.
Одним из приоритетных направлений деятельности нашего ДОУ является сохранение и укрепление физического здоровья воспитанников. Решение всех задач, стоящих перед дошкольным учреждением, невозможно без формирования навыка здорового образа жизни.
Среди множества форм спортивного воспитания подрастающего поколения, в нашем детском саду, на сегодняшний день особое место занимает фитнес. Фитнес предполагает, наряду с традиционными занятиями физической культурой и профилактическими мерами, формирование индивидуального стиля жизни и воспитание активной жизненной позиции, отражающей взгляд на здоровье как ценность. Детский фитнес представляет отражение потребности в поиске эффективных средств здоровьесбережения и развития двигательных способностей детей на основе формирования у них потребности в движении и интереса к занятию спортом.
Фитнес включает:
· Оздоровительный фитнес – направлен на достижение и поддержания физического благополучия и снижения риска развития заболеваний.
· Двигательный фитнес – направлен на развитие двигательных способностей.
Для того чтобы физкультурные занятия стали развивающими, интересными, познавательными и увлекательными, используются различные способы реализации здоровьесбережения:
Ø Распределение на группы по степени физической подготовленности, позволяет детям чувствовать себя комфортно по отношению к другим, а освоение двигательных умений даёт возможность самовыражения.
Ø Акцентирование внимания на качестве выполнения физических упражнений и осознание их значимости для здоровья. Такая форма работы направлена на оттачивание техники упражнений, свободное и непринуждённое их выполнение. Правильно сделанные упражнения обеспечивают безопасность при осуществлении двигательных действий. Дети получают положительные эмоции.
Ø Оптимизация двигательной деятельности детей как одно из условий, обеспечивающих развитие двигательной сферы. Она достигается:
ü проведением дополнительных занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, физкультминутки и паузы между занятиями, оздоровительный бег, лыжный кросс, дыхательная гимнастика, упражнения на формирование правильной осанки, свода стопы, дыхательная гимнастика, упражнения для глаз, пальчиковая гимнастика, укрепления мышц брюшного пресса.)
ü рациональным сочетанием разных видов занятий (учебно-тренировочное, направленное на формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков; комплексное занятие, направленное на сочетание различных видов деятельности; контрольное занятие, направленное на качественную оценку двигательной подготовленности и физического развития детей.)
Занятия с элементами фитнеса включает различные формы:
§ основы знаний о здоровье - беседы в процессе занятий.
§ ритмическая гимнастика – разновидность основной гимнастики, содержанием которой являются разнообразные, простые по технике гимнастические, общеразвивающие упражнения, выполняемые под ритмичную музыку, с использованием предметов (флажки, ленты, мячи и др.)
§ спортивные виды гимнастики - элементы художественной гимнастики, спортивной акробатики, с использованием предметов (скакалка, обруч, шарфы), спортивного оборудования (матов, бревна, перекладины и др.)
§ степ-аэробика - шаги классической аэробики под музыкальное сопровождение, с использованием специальной платформы, что делает занятия особенно привлекательным. Степ-платформа универсальна и многофункциональна, она может быть использована как предмет, ориентир, препятствие, опора.
§ дыхательная гимнастика - упражнения статической и динамической дыхательной гимнастики (Стрельниковой А.Н. - дыхательные упражнения, сопровождающие движениями рук, туловища и ног; бодифлекс - сочетание дыхательных упражнений с упражнениями на растяжку в статических позах; оксисайз – это сочетание специальной дыхательной техники и физических упражнений).
§ йога - статические упражнения на расслабление в сочетании с дыхательной гимнастикой, она позволяет сохранить концентрацию.
§ фитбол-аэробика - один из эффективных видов общеразвивающих, гимнастических упражнений, обеспечивающих поддержание позы и сохранение равновесия при выполнении упражнений сидя на больших мячах.
§ Хореография - упражнения классического балета, выполняемые у опоры или на середине зала; это искусство выражать свои эмоции с помощью танцевальных движений.
§ скипинг – разнообразие прыжков и перепрыгиваний через традиционную короткую и длинную скакалку (на месте и с продвижением; с различным положением рук и ног, амплитудой и направлением вращения скакалки; по одному, в парах и тройками и др.), нестандартной нейроскакалкой - прыжки на такой скакалке развивают мозжечок, улучшают нейронные связи между полушариями мозга, развивают концентрацию и внимательность. Она полезна для детей с трудностями чтения и письма.
§ оздоровительная или прикладная гимнастика – это строевые упражнения, разнообразие ходьбы и бега, упражнения в метании и ловле, равновесии, лазанье и перелезании, преодолении полосы препятствий.
§ ОФП и СФП - это физические упражнения, направленные на развитие всех физических качеств (гибкость, сила, ловкость, быстрота, выносливость).
§ Игры - подвижные и народные игры, игры-задания и игры-эстафеты, речевые и сюжетные, с использованием инвентаря и физкультурного оборудования, элементы спортивных игр (баскетбола, волейбола, футбола, хоккея, тенниса, бадминтона).
Новизна опыта.
Пассивный образ жизни у детей, чрезмерное увлечение компьютерными играми, неудовлетворённость традиционными занятиями физической культурой привели к новому подходу в организации физкультурно-оздоровительной работы в детском образовательном учреждении. Он включает в себя воспитание привычки к здоровому образу жизни. Изготовление и использование в работе нестандартного оборудования формирует у детей желание заниматься физкультурой.
Технология опыта.
Цель: улучшение физических качеств, совокупность которых обеспечивает надёжное функционирование организма в условиях современной среды.
Цель реализуется через следующие задачи:
· содействовать всестороннему, гармоничному физическому и психическому развитию, реализации возможностей ребёнка в соответствии с его интересами и способностями в любом из направлений детского фитнеса; прививать интерес к своему физическому развитию;
· приобщать к здоровому образу жизни;
· открывать спортивные таланты, определять склонности и способности детей к какому-либо виду спорта и дальнейшее их развитие.
Для реализации поставленных задач, необходимо учитывать принципы детского фитнеса, соблюдать условия для занятий, создать развивающую среду.
Принципы детского фитнеса
· Систематичности - непрерывность, регулярность, планомерность.
· Сознательности и активности - интерес, желание к предлагаемому виду деятельности.
· Наглядности - наглядное восприятие двигательных упражнений.
· Доступности и индивидуальности - возрастные физиологические особенности.
· Постепенного повышения сложности – постепенный переход от простого - к сложному.
Условия для занятий физическими упражнениями
- оборудованный физкультурный зал, физкультурные уголки в группах;
- физкультурная площадка оснащена традиционным оборудованием
(рукоход, дуги для пролезания, гимнастическая стенка, бревно для ходьбы, баскетбольная и волейбольная площадка) и нестандартным (цепочный балансирующий мостик, детские велотренажеры);
- мини-стадион - оформлено футбольное поле (с разметками и воротами), скамейки для болельщиков, а зимой прокладывается лыжня.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:
v спортивное и гимнастическое оборудование (мячи, ленты, обручи, флажки, гантели, гимнастические палки, шарфы и др.)
v спортивный комплекс с гимнастической лесенкой, канатами, кольцами, перекладиной; массажные дорожки «здоровья», мягкие модули (маты, брёвна, кирпичики); степ-платформы, балансиры, фитбол-мячи, батут, волейбольная сетка.
v изготовлено нестандартное оборудование и инвентарь («радужные» массажные дорожки, качающиеся блоки, оборудование для метания «лев», «лягушка», «клоун»; труба-вафля, нейроскакалки, шариколовители, канатоброс)
v приобретено новое оборудование (фитбол-мячи, массажные дорожки «здоровья», гантели, текстильные скакалки).
Результативность опыта.
Занимаясь новым направлением в физическом воспитании - фитнесом, у детей прослеживается удовлетворённость нетрадиционными занятиями физической культурой, повысился интерес к выполнению упражнений. Они стали раскрепощёнными в движениях, более восприимчивыми к информации в различных сферах деятельности. Улучшились показатели детского здоровья (мониторинг физической подготовленности).
Прослеживается положительный рост динамики уровня физического развития детей старшего дошкольного возраста в ДОУ. Увеличилось число детей с высоким уровнем физического развития. Выработался правильный стереотип движений, лучше формируются жизненно важные физические навыки к здоровому образу жизни. Воспитанники нашего ДОУ с удовольствием посещают спортивные секции (футбол, плаванье, бокс, айкидо, легкая атлетика, полиатлон, художественная гимнастика). Выступления на разных физкультурных мероприятиях, положительно оценили родители, они с удовольствием поддерживают детей и совместно с ними участвуют в спортивных праздниках, досугах, тренингах ДОУ и посёлка.
Адресная направленность. Данный материал может быть использован инструкторами по физическому воспитанию, родителями воспитанников и в практике работы ДОУ.
Библиографический список.
1. Яковлева А.В., Юдина Р. А. Программа «СТАРТ». –М., 2004г.
2.Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». – С-Пб., 2007г.
3. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «ФИТНЕС-ДАНС». – С-Пб., 2007г.
4. Сулим Е.В. Детский фитнес. – М., 2014г.
5. Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинг. - М.,2012г.
6. Фирилёва Ж.Е., Кислый А.Н. Прикладная и оздоровительная гимнастика. – М., 2012г.
7. Борисова М.М. Фитнес - технологии в системе здоровьесберегающего образования детей дошкольного возраста. – М., 2013г.
8. Егорова Н.В. Детский фитнес. – М., 2009г.
9. Колесникова С.В. Детская аэробика. – Р-на-Д., 2005г.
10. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. – М., 2006г.
11. Сивачёва Л.Н. Спортивные игры с нестандартным оборудованием. – С-Пб., 2005г.
12. Козлов В.В. Физическое воспитание в учреждениях дополнительного образования. Акробатика. – М., 2005г.
13. Винер И.А., Горбулина Н.М. Физическая культура. Гармоничное развитие детей средствами гимнастики. – М., 2012г.
14. Кириллов Ю.А. Физические упражнения и подвижные игры на свежем воздухе. – С-Пб., 2005г.
15. Савачева Л.Н. Физкультура – это радость! – С-Пб., 2020
16. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М., 2007г.
17. Шарыгина Т.А. Беседы о здоровье. – М., 2011г.