Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Калинина И.М. РАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РАЗНЫМ ДЕТЯМ: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ

Калинина Ирина Михайловна
заместитель директора по УВР, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 70 г. Липецка

Библиографическое описание: Калинина И.М. Равное образование разным детям: инклюзивное образование в школе // Современная начальная школа. 2020. № 12. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/12.pdf.

Новая школа – это школа для всех. Очень важно понять каждому: Мир – разнообразен, люди в нем - разные, каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.

На современном этапе равное обучение разных детей является приоритетом образовательной политики нашей страны. Инклюзивное образование законодательно закреплено и становится государственной гарантией на всех уровнях образования. Инклюзивное образование – это образование, при котором все дети, не смотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах со своими сверстниками.

Ст. 3 Закона РФ «Об образовании в РФ» прописано: «…создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации». Главный принцип инклюзивного образования: не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы. А наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка. Зарубежная практика инклюзии в образовании имеет богатый опыт и законодательное закрепление, в то время как российский опыт только начинает складываться и развиваться. Выбор образовательного маршрута для детей с ОВЗ или инвалидностью осуществляется родителями. С согласия родителей ребенок направляется на обследование в ПМПК. Комиссия делает выводы о наличии или отсутствии у ребенка особенностей в развитии и отклонений в поведении ребенка и дает рекомендации по обучению: образовательная программа, форма и специальные условия получения образования. Заключение комиссии носит рекомендательных характер для родителей и обязательно для исполнения в образовательной организации. В нашей школе с сентября 2018г открываются ресурсные (коррекционные) классы, в которых обучаются дети с тяжелым нарушением речи. Всего в начальной школе открыто три класса с первого по третий. Максимальная наполняемость классов 12 обучающихся. Зачисление в такой класс осуществляется только при наличии протокола ПМПК. Обучающиеся с ТНР - обучающиеся с выраженными речевыми/языковыми (коммуникативными) расстройствами. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных сложных формах детской речевой патологии, выделяемых в клинико-педагогической классификации речевых расстройств (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, дислексия, дисграфия). Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, обучающиеся отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Обучающимся с ТНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости движений. Нарушения устной речи обучающихся с ТНР приводят к возникновению нарушений письменной речи (дисграфии и дислексии) Симптоматика нарушений письма и чтения проявляется в стойких, специфических, повторяющихся ошибках, как на уровне текста, предложения, так и слова. Такие дети нуждаются в особых образовательных потребностях:

- организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением;

- получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего типа;

- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов, так и в процессе индивидуальной/подгруппо-вой логопедической работы;

- адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;

- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве;

- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов;

- применение специальных методов, приемов и средств обучения, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;

- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;

- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развиваю-щую работу с ребенком. Образовательная деятельность таких детей осуществляется в соответствии с Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Стандарт предполагает варианты адаптированных образовательных программ для детей с ТНР: 5.1 и 5.2 (1 и 2 отделения).Вариант 5.1. – предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения и письма. Такие дети обучаются в общеобразовательном классе и получают индивидуальную помощь логопеда и психолога в соответствии рекомендациями ПМПК. Срок обучения составляет 4 года.

Вариант 5.2 (Ι отделение) - предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это дети, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма, и дети. Вариант 5.2. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки.

Для обучающихся с ТНР составляет в I отделении 5 лет (I дополнительный – 4 классы). Для обучающихся с ТНР, не имевших дошкольной подготовки и (или) по уровню своего развития не готовых к освоению программы I класса, предусматривается I дополнительный класс.

Выбор продолжительности обучения (за счет введения I дополнительного класса) на I отделении (4 года или 5 лет) остается за образовательной организацией, исходя из возможностей региона к подготовке детей с ТНР к обучению в школе. В нашей школе обучающиеся в соответствии с рекомендацией территориальной ПМПК и диагностическим обследованием специалистов службы сопровождения обучаются на Ι отделении.

Срок освоения АООП НОО (вариант 5.2, Ι отделение) для обучающихся, принятых в школу в этом учебном году, составляет 4 года (I - IV классы), так как все обучающиеся прошли дошкольную подготовку в логопедических группах и по заключению медицинской комиссии готовы к школьному обучению.

Все учителя, работающие с этими детьми прошли курсы переподготовки по теме «Интегративный подход к коррекции речевых нарушений у школьников в системе логопедической работы в свете ФГОС». Для таких обучающихся предусмотрен свой учебный план. В учебном плане (вариант 5.2) предусмотрена коррекционно-развивающей область, которая направлена на коррекцию/профилактику речеязыковых расстройств и формирование коммуникативной компетентности обучающихся с ТНР. Отводимые на эту область часы не входят в максимальную нагрузку. Коррекционно-развивающая область включает следующие курсы: «Логоритмика» «Произношение» «Развитие речи» и «Индивидуальные логопедические занятия».

Осуществляется также и психологическое сопровождение обучающихся в соответствии с рекомендациями ПМПК. Психолог школы проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие познавательных способностей и развитие психо-эмоциональной сферы ребенка.В начале и конце учебного года проводится логопедическая, психологическая диагностики, а также оценка социально-личностных результатов (жизненной компетенции) На каждого ребенка заполняется карта логопедического обследования: отмечается общее звучание речи, состояние артикуляционного аппарата, состояние звукопроизношения, фонетический слух, фонетический синтез, предметный словарь, понимание предлогов, обращенной речи, состояние письма и чтения. На основе диагностики составляется индивидуальный план работы. В школе создан ППК в целях комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями территориальной ПМПК. Задачей ППК является своевременное выявление детей, нуждающихся в создании специальных условий; создания специальных образовательных условий в соответствии с заключением территориальной ПМПК; разработки и реализации для них индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.

ФГОС предъявляет требования и к оснащению образовательной деятельности. Инклюзивное образование должно дать свои результаты. С ребенком, имеющим проблемы, работают следующие специалисты: учитель, логопед, психолог, наблюдение медицинских работников, родители, тьютор, социальный педагог, дефектолог. Составляется индивидуальная программа адаптации, коррекционно-развивающая и профилактическая программы.

Проблемы, с которыми мы столкнулись:

-недостаточное материально-техни-ческое оснащение;

- несформированный программный и методологический аппарат «инклюзии» (отсутствие примерных программ коррекционных курсов для 2-4 классов);

-незнание педагогами основ коррекционной педагогики и специальной психологии.

Главное преимущество инклюзии – равные возможности для каждого ребенка. Инклюзивное образование нужно всем, так как дает понимание обществом проблем инвалидности, воспитание отзывчивости и понимания у детей без инвалидности, а проблемным детям уверенность в себе, общение со сверстниками, адаптация и интеграция в общество, полноценное образование и воспитание.

Библиографический список

1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е. Агранович. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 330 c.

2. Активизация предметного словаря у больных с тяжелыми нарушениями речи / Г.К. Гераськина и др. - Москва: Высшая школа, 2014. - 341 c.

3. Гераськина, Г. К. Активизация глагольного словаря у больных с тяжелыми нарушениями речи. Практическое пособие / Г.К. Гераськина, Т.Н. Гуц. - М.: Секачев В. Ю., 2014. - 120 c.

4. Гераськина, Г.К. Активизация глагольного словаря у больных с тяжелыми нарушениями речи (количество томов: 2) / Г.К. Гераськина. - М.: Секачев В., 2014. - 631 c.

5. Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения / Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Секачев В. Ю., НИИ школьных технологий, 2017. - 192 c.

6. Дидактический материал по развитию речи. Занятия со старшими дошкольниками. - М.: Учитель, 2015. - 136 c.

7. Дубинец, Е.А. Активизация предметного словаря у больных с тяжелыми нарушениями речи. Практическое пособие / Е.А. Дубинец. - М.: Секачев В., 2014. - 393 c.