учитель математики
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа"
пст. Студенец Усть-Вымского района Республики Коми
1. Введение.
У многих учащихся складывается не очень хорошее представление о математике, как науке. Одни считают её скучной и однообразной, другие – сухой и неинтересной. Мы решили показать вам ещё раз, что математика наука для любознательных, творческих людей, «идущих в ногу со временем». Ещё раз доказать, что «математика что не только царица наук», но и «царица» в живой и неживой природе.
Актуальность: Симметрия окружает нас повсюду. Люди давно обратили внимание на правильность формы кристаллов, цветов, пчелиных сот и других естественных объектов и воспроизводили эту пропорциональность в произведениях искусства, в создаваемых ими предметах, через понятие симметрии. В нашей проектной работе мы раскроем лишь маленькую часть математики, показывающую, какое огромное значение она несет для человечества в познании мира. И, надеемся, что и другие ребята так же заинтересуются изучением этого предмета за границами школьной программы.
Сегодня мы рассмотрим симметрию в живой и неживой природе, технике, русском языке и литературе, архитектуре, декоративно - прикладном творчестве. Расширим свои представления о сферах применения математики. И уверены, что это поможет нам осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы, т.е. показать возможности применения полученных знаний в профессии художника, архитектора, работника гуманитарной сферы деятельности.
Объект: Симметрия.
Предмет: Свойства симметрии.
Цель: изучить всевозможные источники информации по данной теме и исследовать применение симметрии в жизни, её значение.
Гипотеза: Если человек знает виды симметрии, применяются ли они в жизни?
Методы работы
1. Сбор информации по теме проекта;
2. Знакомство со способами построения симметричных фигур;
3. Поиск симметрии в живой и неживой природе, технике, русском языке и литературе, архитектуре, декоративно - прикладном творчестве, музыке
4. Анализ полученных данных;
5. Использование компьютерных технологий.
2. Что такое симметрия.
3. Слово «симметрия», в переводе с греческого, означает соразмерность, наличие определенного порядка, закономерности в расположении частей.
В древности это слово употреблялось как «красота», «гармония».
Известный немецкий математик Герман Вейль дал такое определение симметрии: «Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство». Симметрия настолько часто встречается в окружающей нас обстановке, что, наверное, проще перечислить, где ее нет, чем показать, где она есть.
4. Виды симметрии:
Центральная симметрия
Осевая симметрия
Зеркальная симметрия
Трансляционная симметрия (поворот, скользящая симметрия, винтовая симметрия, параллельный перенос).
5. Где встречается симметрия?
· Симметрия в биологии
· Симметрия в технике
· Симметрия в архитектуре
· Симметрия в живописи
· Симметрия в русском языке
· Симметрия в литературе
· Симметрия в физике
· Симметрия в химии
· Симметрия в быту
Симметрия!
Тебе я гимн пою.
Тебя повсюду в мире узнаю.
Ты в Эйфелевой башне,
В малой мошке, ты в ёлочке,
Что у лесной дорожки,
С тобою в дружбе
И тюльпан, и розы,
И снежный рой -
Творение мороза…
Использованные источники:
1. Материалы урока «Симметрия» Прошкиной Е.А.
2. Материалы виртуальной экскурсии «Симметрия» Рябовой Т.С.
3. Рисунки и картинки из сети Интернет.
4. Л.С.Сагателова, В.Н.Студенецкая Геометрия: Красота и гармония.- В.: Учитель,2007.
5. Шубников А.В.,Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве.- М., 1972.
6. Энциклопедический словарь юного математика.- М.: Педагогика, 1989.
7. Александров А.Д. и др. Геометрия 8-9.- М.: Просвещение, 1991.
8. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. – М.: Искусство, 1985.
9. Тарасов Л.В. Этот удивительный симметричный мир. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1982.
10. «Проектная деятельность учащихся»- составитель Рудакова Е.А. к.п.н., доц. каф. математического образования НИПК и ПРО.