воспитатель
ГБДОУ № 3 Калининского района г. Санкт-Петербурга
Не секрет, что некоторые дети еще в детском саду уверенно заявляют, что они станут врачами, учителями или строителями. Сюжетно-ролевые игры таких детей имеют четкую направленность. Они владеют приемами игры, умеют пользоваться предметами-заместителями, усложняют сюжет игры по мере взросления.
Но большинство детей дошкольного возраста не имеют четкого представления о будущей профессии. И во время сюжетно-ролевой игры примеряют на себя разные роли: парикмахера, спортсмена, повара и т.д. Ролевые игры обычно очень нравятся детям-дошкольникам, независимо от возраста. В «Больницу» могут играть как трехлетние малыши, так и семилетние дети. Только сюжет и усложнение будут разные. Малыши часто используют знакомые им атрибуты, старшие дошкольники уже развивают сюжет с помощью слов, действий. Играя в ролевую игру, ребенок представляет себя взрослым. Сюжетно-ролевая игра может проходить без участия взрослого. Но, если идет разговор о ранней профориентации детей, то тут необходимо участие взрослого. Взрослый может направлять сюжет, подсказывать какими качествами и умениями должен обладать представитель той или иной профессии.
Существует несколько методов ознакомления дошкольников с трудом взрослых:
· Словесный (беседы с использованием игровых персонажей и
наглядности, чтение детской художественной литературы);
· наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
· практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
· игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации)
Знакомство с профессиями может проходить через тематические экскурсии (на кухню, почту, библиотеку и т.д.), через знакомство с профессиями родителей. Для детей дошкольного возраста очень важна наглядность, поэтому стоит сделать альбом с профессиями родителей, где поместить фотографии взрослых, рисунки и аппликации детей. В детском садике малыш будет узнавать о профессиях через совместные беседы, прочтение сказок, просмотр мультфильмов, театрализованных представлений.
Работа по профессиональной ориентации начинает проводиться с трех лет.
А так как в дошкольный период дети особенно быстро развиваются и меняются, его можно разделить на три этапа со своими целями и задачами.
В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) воспитатель только начинает формировать представления об отдельных видах труда, а также о самых простых видах труда. Задача малыша на этом этапе состоит в том, чтобы научиться выделять труд взрослого человека, как особую деятельность, которая направлена на заботу об окружающих людях.
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) дети получают первые представления о различных профессиях, которые направлены на удовлетворение человеческих потребностей. Дети учатся понимать мотивы труда, сравнивать разные профессии, находить цели той или иной трудовой деятельности. Задача профориентации дошкольника в этом возрасте состоит в том, чтобы подтолкнуть его к первому анализу профессий и поставить для самого себя первый акцент на том или ином виде труда.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) - это период систематизации полученных на предыдущих этапах знаний. На этом этапе дошкольники расширяют свою базу знаний о технике, которая помогает выполнять ту или иную работу, а также получают более обширное представление о материальных и нематериальных результатах труда. В этом же возрасте дети знакомятся с творческими профессиями (художник, дизайнер, актер, композитор и т.д.)
Таким образом, сюжетно-ролевые игры, в которых дети будут воспроизводить действия и ситуации из разных профессий, будут формировать у них разностороннее развитие, что подготовит их к началу взрослой жизни и поможет определиться с выбором работы, приносящей радость и удовлетворение.