учитель физической культуры
ГБОУ СОШ № 4 г. о. Кинель п. г. т. Алексеевка Самарской области
Специфика каждого предмета своя, но задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. Поэтому современный урок физической культуры значительно выигрывает при использовании образовательных технологий.
Приоритетная задача в работе: развитие двигательной активности и творческой индивидуальности ребенка, предоставление всем учащимся возможностей раскрыть свои таланты и возможности в различных направлениях.
Какие образовательные технологии помогают учителю в решении данной задачи?
В первую очередь, здоровьесберегательные. Использование на занятиях здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.
На уроках физкультуры и внеурочной деятельности используются следующие формы:
· подвижные перемены,
· участие в спортивных соревнованиях,
· сдача норм ГТО,
· организация интересных и полезных часов общения,
· встречи с медицинскими работниками,
· игры – путешествия,
· организация и проведение акций по ЗОЖ,
· выпуск брошюр, написание статей в журналы,
· конкурс рисунков, сочинений, стихотворений по ЗОЖ,
· участие в конференциях и др.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала.
Проблема реализации потенциальных возможностей информационно-компьютерных технологий в процессе обучения становится сегодня все более актуальной.
Информационные технологии позволяют существенно повысить эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности, стимулируют личную заинтересованность, повышают интерес к собственному здоровью, способностям и демонстрируют возможности для их дальнейшего развития. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.
В работе используются следующие электронные образовательные ресурсы:
· цифровые библиотеки наглядных пособий,
· коллекции видеофильмов,
· коллекции презентаций,
· тренажеры,
· мультимедийные приложения к занятиям,
· видеофрагменты,
· анимационные сюжеты,
Технология проектной и исследовательской деятельности
В обучении и воспитании учащихся ведущими являются методы творческого характера – поисковые, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и командной работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют повышению уровня познавательной активности и удовлетворению интересов учащихся. За этот учебный год ребята написали и защитили интересные работы по ЗОЖ: «Согрей мое сердце», «Особенности развития общей выносливости у детей младшего школьного возраста», «К. Чуковский о здоровье», провели проекты для учащихся начальных классов: «Будьте здоровы!», «Народная мудрость в пословицах и поговорках о здоровье» и др.
При выборе технологии, безусловно, выбираются такие стратегии учебной деятельности, которые основаны на идеях личностно ориентированного образования. Ребята получают индивидуальные задания. Например, задание для учеников 5 классов «Для чего нужна зарядка». Дается строчка, например: «Доброе утро. Начинаем делать зарядку…» Задание: Отталкиваясь от данных предложений, разверни свою мысль (от 3 до 10 предложений). Текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки, маленького стихотворения или текста-рассуждения.
Игровые технологии
Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребенка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
Кейсовая технология
Использование кейс–метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует познавательную мотивацию. На уроках используем кейсы различной степени сложности. Например, подготовить ответы на следующие вопросы:
1.Каким видом спорта вы отдаете предпочтение?
2.Придумайте эстафеты или задания, характеризующие ваш вид спорта.
Технология «портфолио»
Основной смысл данной технологии – «показать все, на что ты способен».
В нашем случае учебное портфолио представляет собой форму и процесс организации (отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной и практической деятельности обучаемого.
Во время обучения наши обучающиеся оформляют «папку достижений», предназначенную для «повышения значимости» ученика и отражающую его успехи (достижения в спорте, знаки ГТО, в проектно-исследовательской деятельности, в творчестве, публикации статей и т.д.).
Результатами в области обучения реальным действиям по сохранению и укреплению своего здоровья являются:
Физический аспект: делают утреннюю гимнастику; занимаются в спортивных секциях; умеют активно отдыхать (походы, игры на свежем воздухе, катание на санках, коньках и лыжах); занимаются закаливанием; совершают прогулки на свежем воздухе; освоили регулярное и полноценное питание; регулярно посещают поликлиники с профилактической целью.
Психологический аспект: дети приобрели интерес к приобретению знаний, умений и навыков поддержания психического здоровья; готовность обратиться к специалисту-психологу при наличии проблем, связанных с нарушением психического здоровья; коррекция саморегуляции в поведении и общении.
Социальный аспект: стремятся избегать социально рискованного поведения; поступать в соответствии с нравственными, эстетическими и иными социальными нормами поведения.
Физическая и гигиеническая культура человека.
· Дети постепенно осваивают культуру телодвижений (грациозность и легкость тела у девочек; сила и гибкость тела у мальчиков).
· Соблюдают этикет спортивных занятий и спортивного костюма.
· Соблюдают гигиену девочки, гигиену мальчика.
· Владеют культурой питания, одежды, режима и распорядка дня.
Особое значение в формировании у детей культуры здоровья имело содействие развитию у них личной позиции, готовности к принятию самостоятельных решений в пользу ценности здоровья, расширению позитивного опыта физической культуры, возможности участия в различных видах спортивных состязаний, стимулирование подростков к физической активности.
Литература
1. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. – Москва: Знание, 1989. – 77 с. – Текст: непосредственный.
2. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие для студ. учреждений высш. образования / Н. В. Матяш. — 3-е изд., стер. – Москва: Академия, 2014. – 160 с. – Текст: непосредственный.
3. Полынский В. Г., Полынский В. В. Авторская программа «Будь здоров!»