Высшая школа делового администрирования
Конференции
Сентябрь 2023

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБНОВЛЁННЫХ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Кожурина Ирина Жоржевна
учитель начальных классов
МБОУ "СШ № 76 имени А.А. Есягина", г. Хабаровск

Пытаясь попасть в ногу со временем, школа стремительно меняется. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

анализировать свои действия;

самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

отличаться мобильностью;

быть способными к сотрудничеству;

обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Одним из важнейших преобразований в системе образования является введение федеральных государственных стандартов нового поколения, продиктованное необходимостью подготовки обучающихся школы к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Введение новых стандартов предъявляет новые требования к организации учебного процесса и к результатам образования. Из всего вышесказанного следует, что результатом образования школьника должны стать не только знания по конкретному предмету, но и умения применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Работать по ФГОС сложно, но можно, и даже радостно, и интересно. Моей задачей теперь, в отличие от предшествующей работы, когда надо было просто, как можно нагляднее и доступнее на уроке всё объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность. Я должна организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных. Мне пришлось переосмыслить свой немалый педагогический опыт и по-новому ответить на вопросы: как обучать, как сформировать у детей умение и желание учиться, да и что это значит уметь учиться, притом учиться всю жизнь, как формировать и развивать универсальные учебные действия. Ведь это я, педагог начальных классов, должна их сформировать в полной мере, тогда и дальше детям несложно будет учиться. И здесь я не могла обойтись, да и не должна была, без технологии системно-деятельностного подхода к обучению.

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи и отвечать за свои результаты.

Работая по новым стандартам, я отработала ряд приёмов по формированию универсальных учебных действий, которые хорошо «прижились» в моём классе и дают положительный результат.

Учебная деятельность

Целеполагание в структуре современного урока занимает ведущее место и является самой важной частью конструирования урока. Планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому я стараюсь грамотно сформулировать вопросы. А чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которую нужно решить.

Работу над формированием умения самостоятельно определять тему и задачи урока начала с 1 класса. На начальной стадии я сама сообщала тему урока, говоря ребятам о том, что в дальнейшем они должны будут делать это самостоятельно. Постепенно стала только подводить учащихся к теме, давая им возможность формулировать её самостоятельно. Далее мы учились определять цели урока. Теперь часть детей уже могут сделать это без помощи учителя, часть формулируют с помощью наводящих вопросов.

Очень важным при организации практической работы на любом уроке я считала и считаю научить ребят работать в парах, группах, научить выслушивать мнение других, высказывать своё, а также делать выводы. Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Но, прежде чем ввести этот вид деятельности, уже в первом классе я провела воспитательную работу на классных часах, где мы изучили основные правила работы в паре. В начале школьного обучения дети еще не умеют работать совместно. И для формирования готовности детей к совместной работе на классных часах я использовала следующие упражнения:

«Зеркало». Один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями.

«Попугай». Один говорит (например, времена года или дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями.

«Разминка пальчиков». Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).

Чтобы образовать группу, дети, сидящие за первой партой, просто оборачиваются к тем, кто сидит за второй партой и так далее. Но не надо забывать, что наиболее продуктивно работают равносильные группы. Поэтому, часто использую и пересадку детей. При проверке какого-то задания у доски я предлагаю детям в группах самим выбрать, кто будет записывать, кто будет подсказывать. Затем сами обучающиеся делают выводы по группам. Дети чаще всего оценивают субъективно. Дружит с Егором, нравится Егор, значит его ответ лучший. Учу делать объективную оценку. При этом рекомендую отмечать прежде всего положительное в ответе, а об отрицательном говорить тактично, в форме пожеланий.

Целая система дидактических принципов обеспечивает реализацию технологии системно-деятельностного метода в практическом преподавании: принципы деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, психологической комфортности, вариативности, творчества. И детям бывает интересно на моих уроках. Потому что знания дети не получают от меня, а открывают их сами, в процессе исследовательской деятельности. Я лишь направляю деятельность моих учеников. Ребёнок должен быть включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, тогда у него сформируются деятельностные способности.

Одним из важных этапов на уроке считаю этап мотивации обучающихся к деятельности на уроке. Дети должны удивиться, пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивацию использую в начале урока и на любом этапе урока. Есть разные приёмы мотивации. В 1-ом классе я использую, конечно же, игры и игровые ситуации. На уроках обучения грамоте мы с детьми играем в игру «Театр»: нужно оживить героев сказки. На уроках изучения новой буквы использую много дидактических игр.

Каждый урок математики практически не обходится без игры. Это, например, путешествия с героями различных сказок. Для повышения мотивации использую и «Графический диктант» или как мы его называем – путешествие по клеточкам, в результате которого получается какой-то предмет.

На уроках русского языка применяю рифмованные упражнения, грамматические сказки, ведь дети очень чутки, к слову, к образу.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения положительной мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.

Приёмы, которые я использую для создания ситуаций успеха:

- преодоление страха (Ничего страшного. Бывает, что у людей не получается.)

- подбадривание (Ты же можешь.)

- авансирование (У тебя получится.)

- персональная исключительность (Только у тебя может получиться.)

- усиление мотивации (Нам это нужно для …)

- высокая оценка работы (Вот это у тебя вышло замечательно.)

Считаю, чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех продвижения вперёд. Уверена в том, что целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладеть знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

Деятельностный метод позволяет вести поиск истины в форме диалога.

В УМК «Школа России», уже заложены возможности для реализации требований ФГОС второго поколения. Учебные задания заставляют ребёнка думать и мыслить неординарно, высказывать разные точки зрения на один и тот же вопрос, спорить с сюжетными героями и между собой. Ведь невозможно от ребенка, который только «зубрил», в старших классах потребовать рассуждать, сравнивать, творчески мыслить. Я стараюсь использовать на своих уроках приемы и методы обучения, что позволяет эффективнее формировать УУД.

Использую метод создания проблемных ситуаций, а, значит, создания проблемного диалога. Из всех методов этой технологии я отдаю предпочтение подводящему диалогу. При составлении подводящего к теме диалога я подбираю логическую цепочку посильных ученикам вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. На уроках математики возможен широкий спектр проблемных ситуаций, я чаще использую проблемную ситуацию с затруднением (Отгадайте, но для этого определите лишнюю запись, тогда и узнаете), которое вызывается практическим заданием, не сходным с предыдущими. Таким образом, я помогаю ученикам открыть новое знание.

На уроках окружающего мира чаще организую проблемные ситуации с удивлением, возникающие на противоречиях между житейским представлением учащихся и научным фактом. После возникновения проблемной ситуации «с удивлением», разворачивается побуждающий диалог: «Что вы подумали сначала? А как на самом деле?».

Дети включаются в активную работу, каждый хочет высказаться, не бывает равнодушных. А я выслушиваю все мнения с большим интересом. Обсуждая в диалоге вопросы, дети сами решают проблему, делают выводы. Я только немного направляю их, подвожу к открытию нового знания. После обсуждения подвожу итог, знакомлю с правильной терминологией, вместе с ребятами составляем алгоритм действий.

Самостоятельной работе на уроке отвожу больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Если прежде самостоятельная деятельность детей на уроке использовалась только с целью контроля уровня знаний и умений, то в условиях ФГОС самостоятельная деятельность осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели.

Для проверки работы на уроках использую различные формы самоконтроля и взаимоконтроля и активно применяю следующие формы:

· Учебное комментирование написания текста (решения задачи, примера и т.д.)

· Саморедактирование работы

· Приём «нескольких вариантов ответа»

· Сопоставление своей работы с готовым образцом

· Приём «доказательств»

· Приём «поиска своего способа решения задачи»

· Взаимная проверка устных ответов, письменных работ и др.

Начинаю развивать навыки самоконтроля уже с первых дней обучения детей в школе и провожу эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока. Считаю, что систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления младших школьников.

Роль взаимного контроля и эффективности учебной деятельности школьников трудно переоценить. Он содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, взаимное уважение. Взаимный контроль помогает мне осуществлять проверку знаний учащихся. Убеждена, что взаимопроверка знаний значительно активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и очень нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности детей, их взаимоотношения. Взаимоконтроль предлагает внимательное отношение друг к другу, необходимость прислушиваться к мнению одноклассника, работать спокойно, не мешая другим, проявлять доброжелательность и готовность в оказании помощи тому, кто в этом нуждается.

Большое значение уделяю размышлениям учащихся о том, что им было сделать затруднительно, а в чём они не испытали трудности и почему, то есть рефлексии учащихся. Рефлексия - это как бы разговор ученика с самим собой. Рефлексию осуществляю на разных этапах урока. Например, на этапе планирования деятельности задаю вопросы: С чего вы начнёте? Что предполагаете поставить вторым этапом? Перед началом работы в парах – вопрос: Как поможет вам работа в парах? На завершающем этапе спрашиваю: Что дала вам работа в парах? Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться? Подводя итог урока, ставлю вопросы: Что нового узнали на уроке? Каким образом можно использовать полученные знания в жизни?

Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Несколько слов о методическом потенциале учителя, который значительно вырос в условиях работы по новым стандартам. Одна из главных задач учителя начальной школы – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Я, как учитель, призвана учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Организовать подлинно исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность позволяет метод проектов. Проектный подход может быть применён к изучению любой школьной дисциплины и очень эффективен, ведь ученики открывают для себя новые факты, а не получают их от учителя в готовом виде.

В первом классе проект делает ребенок вместе с родителями по желанию. Чтобы сделать удачный проект, нужно, прежде всего, заинтересовать ребенка в выполнении проекта, объяснить план действия, помочь в подготовке. Также в учебнике есть страничка для любознательных, где написана дополнительная информация. Например, по русскому языку рассказывается о происхождении какого-либо слова, а в математике на этих страницах увлекательные игровые задачи.

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов изменилась система требований к результату образования и система оценивания достижений обучающихся. Одной из составляющих итоговой оценки является накопленная оценка, и оптимальным способом организации системы накопительной оценки является Портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

У каждого обучающего класса создан свой «Портфель достижений», в который ребенок складывает листы самооценки, листы «Мои успехи», сертификаты, грамоты, рисунки и др. Создание портфолио демонстрирует успехи и достижения ученика; для учителя портфолио – это выявление уровня владения умениями и навыками, выявление пробелов в подготовке; для ребёнка – выработка положительной мотивации и интереса к учению, развитие самоанализа и самооценки. Работа с портфолио ведется учеником под моим руководством с привлечением родителей.

Внеурочная деятельность.

Значительной составляющей образовательного процесса современной школы, в рамках нового Стандарта, является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность».

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.