воспитатель
МАДОУ "Детский сад "Колосок", городской округ г. Тамбова, п. Строитель
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениям и описаниями речь у детей дошкольного возраста явление очень редкое. В речи детей существует много проблем:
• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
• неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
• не достаточный словарный запас;
• неспособность построить монолог - сюжет или описательный рассказ на предложенную тему;
• отсутствие логического обоснования своих утверждений;
• отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса, темп речи и т. п.;
• плохая дикция.
Данные проблемы приводят к тому, что дети затрудняются при выражении главной мысли. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, развиваются черты характера, мешающие общению с окружающими (замкнутость, нерешительность, низкая самооценка); появляются сложности с усвоением школьных навыков – письма и чтения, что снижает детскую успеваемость.
Развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем на его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, обратила внимание на то, что в группе много детей, развитие связной речи которых не соответствует возрастным нормам.
Проведя анализ состояния речевого развития детей по методике О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, совместно с учителем – логопедом мы выявили, что некоторые дети в старшей группе:
• пропускают предлоги в, из, над, около, перед, за, между, через.
• смешивают в речи предлоги на и над, под и по, на и в, так как испытывают затруднения в понимании их грамматического значения.
• в речи детей почти всегда отсутствуют сложные предлоги из-за, из-под.
• связные высказывания короткие, отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
В связи с этим особую актуальность приобрел поиск наиболее эффективных методик по формированию связной речи у старших дошкольников, освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.
Учитывая, что процесс обучения детей дошкольного возраста должен быть доступным, интересным, развивающим, занимательным, передо мной встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Наиболее интересно это проходит в игровой деятельности, так как основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Учитывая то, что у дошкольников наглядно-образное мышление, я решила, что детям легче и интереснее работать над правильным построением фраз, если перед ними будет наглядная опора. В качестве такой наглядной опоры я использую дидактическое пособие «Фразовый конструктор».
Цель: формирование и развитие связной стороны речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевое недоразвитие.
«Фразовый конструктор» направлен на решение следующих задач:
• закреплять практическое усвоение детьми понятий: слово-предмет, слово-действие, словопризнак, предлог, предложение;
• учить устанавливать лексико-грамматические отношения между членами предложения, определять количество и место слов в предложении;
• учить отвечать на вопрос распространенным предложением, опираясь на картину
• пополняется пассивный и активный словарь;
• формировать связность и четкость высказывания;
• развивать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
• Повышать качество подготовки к школьному обучению. воспитывать желание красиво и правильно говорить;
Предлагаю вашему вниманию один из способов дидактической игры «фразовый конструктор»
Использование фразового конструктора по моделям.
1модель: существительное + глагол. Отработка простого двусоставного предложения на материале слов, доступных детям, где идет соотношение слова с изображением. Инструкция четкая и короткая, с использованием двух слов фразы. Девочка- играет.
2модель: работа по формированию трехсловных предложений с прямым или косвенным дополнением. Существительное + глагол + существительное. Бабушка вяжет варежки.
3модель: четырехсловная фраза вводим определение с косвенным или прямым дополнением. Особое внимание уделяется работе по формированию у детей правильного употребления простых предлогов, обозначающих пространственные отношения. (в, за, под, над) Существительное + глагол + предлог+ существительное. Мама подметает в доме.
Используя, данный конструктор, у детей обогащается словарный запас, дети запоминают последовательность слов и учатся самостоятельно составлять предложения.
Спасибо за внимание. Творческих вам успехов.