Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Панькова М.С. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Библиографическое описание:
Панькова М.С. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современная начальная школа. 2023. № 8 (51). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/51.pdf.

Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха, поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная тема настоящего времени.

Успех в решении целей экологического воспитания во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие создание единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.

Аспекты экологического воспитания, образования и просвещения отражены в различных нормативных документах:

- Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989.

- Конституция Российской Федерации от 12.121.1993.

- Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 №

Например, в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди общих целей начального образования выделено «воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру, воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе».

Одна из задач экологического воспитания – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорители природы, а как о части природы, зависящей от неё.

Цель работы по самообразованию и формированию экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе.

Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействий человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по её изучению и охране.

Задачами педагога по теме экологического воспитания является:

· Организация процесса воспитания личной ответственности за состояние экологии.

· Формирование основ культуры природосообразного поведения обучающихся.

· Развитие навыков рационального взаимодействия обучающихся с окружающей средой.

· Осознание подрастающим поколением себя частью природы.

· Привлечение семьи в работу по воспитанию культуры природосообразного поведения ребѐнка.

Свою работу педагог должен выстраивать со всеми участниками образовательного процесса, используя при этом разные формы взаимодействия.



· С детьми в рамках учебно-воспитательной деятельности на уроках и во внеурочное время.

· С родителями на родительских собраниях, с помощью совместной практической деятельности, анкетирования.

· С коллегами в форме мастер-классов, посещения уроков коллег, изучения научно – методической и учебной литературы, участия в работе методического объединения школы.

Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения.

К методам и формам работы по экологическому воспитанию можно отнести: наглядные методы, словесные методы, игровые методы, практические методы, проектную деятельность, экологические экскурсии, экологические акции и экоуроки, экологические беседы, дидактические игры.

Внести свой вклад в формирование экологической культуры детей и их отношения к природе призваны все учебные предметы начальной школы.

Основным пособием для решения названной проблемы служат учебники «Окружающий мир».

Решение задач предмета осуществляется, прежде всего, через урок. Именно на уроке ребенок получает основные знания о природе, получает начальные навыки экологической культуры.

Огромное воспитательное значение играет использование на уроках окружающего мира видеоклипов о красоте природы, слушание звуков природы, презентации, в которых могут быть показаны наиболее выигрышные моменты темы урока. Так, например, можно поэтапно в движении показать протекающие процессы, географические карты, схемы.

На уроках окружающего мира целесообразно проводить различные игры. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают живыми, более интересными для детей. Игра помогает закреплению знаний, упрощает понимание освещаемых проблем и знаний, вызывает интерес к изучению нового. Также игры экологического характера можно проводить и на переменах.

При изучении природы большое значение имеют практические работы, через которые реализуется один из важнейших принципов – принцип наглядности, опыты служат более глубокому познанию действительности, основная цель здесь – приобретение новых знаний, т.к. мышление младших школьников имеет наглядно-образный характер.

Изучая тему «Комнатные растения», мы с детьми провели практическую работу по уходу за комнатными растениями.



Практическое занятие. Посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

Необходимой формой работы следует считать включение ребят в проектную деятельность. Этот метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.

Например, мы с ребятами создавали свою «Красную книгу», для которой дети находили информацию об исчезающих животных и растениях Курской области; придумывали знаки, призывающие к бережному отношению к природе.



На уроках окружающего мира физкультминутки я стараюсь подбирать экологического содержания. Также можно использовать минутки релаксации на экологическую тематику.

Экскурсия в природу – это важнейшая форма экологического воспитания младших школьников. Она помогает лучше усвоить материал уроков «Окружающий мир» и, самое главное, способствует формированию экологического мировоззрения.

Так, на уроках окружающего мира мы с детьми совершали экскурсии «В гости к осени», «В гости к зиме», «В гости к весне», изучали сезонные изменения в живой и неживой природе.



Одной из распространенных форм экологического воспитания является беседа. Одна из наиболее значимых - беседы о культуре поведения в природе. Беседы на экологическую тематику я провожу как на уроках, так и во внеурочное время. («Будь природе другом», «Какие бывают животные?», «Заглянем в кладовые Земли!», «Правила поведения в природе», «Уход за растениями» и др.).

Информационно-коммуникативные методы. Позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда, звука.

Большой эмоциональный всплеск дают интегрированные уроки, например уроки изобразительного искусства и технологии. На этих уроках дети не только учатся видеть красоту природы, но и изображать её.

На уроках русского языка можно использовать тексты упражнений и диктантов о природе, словарные работы.

На уроках математики часто включаю задачи, знакомящие с элементами природы или рассказывающими об охране природы. Если решаем задачу про муравьёв, то сначала дети разгадывают загадку про них и рассказывают всё, что знают про муравьёв. Детям нравятся такие задачи. Они с удовольствием составляют задачи, используя знания, полученные на уроках и наблюдения, накопленные во время общения с природой.

Важно проведение экологических акций и экоуроков, например «Сдай бумагу - спаси дерево», «Будь природе другом», классных часов, например «Чернобыльская АЭС».

Учащиеся моего класса с удовольствием принимают участие в конкурсах и олимпиадах по окружающему миру.

Также важна и работа с родителями, родители, совместно с учащимися принимали участие в акциях по озеленению школьной территории.

В результате проделанной работы дети научились:

-переходить от простого наблюдения к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо);

- соотносить свои действия и поведение в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу;

-интересоваться объектами окружающего мира, их анализировать;

- участвовать в той или иной деятельности совместно со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества.

Тема экологического воспитания всегда будет актуальна в современном обществе. Для успешного процесса экологического воспитания необходима программа, которая в полной мере обеспечит организацию познавательной, творческой, практической деятельности обучающихся и даст понимания того, что в мире существуют определённые связи, что всё взаимосвязано и влияет друг на друга.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. №2357)

2. Грецкая Ю. П. Концепции экологического воспитания по С. Н. Николаевой [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). - М.: Буки-Веди, 2017. - c. 37-39