Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Трубникова Н.Г. КЛАССНЫЙ ЧАС «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Библиографическое описание:
Трубникова Н.Г. Классный час «Моя малая родина» // Современная начальная школа. 2021. № 26. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/26.pdf.

ЦЕЛИ: Проверить уровень усвоения программного и дополнительного учебного материала, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою малую Родину, прививать интерес к историческому, краеведческому и культурному наследию. Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном посёлке. Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.

ЗАДАЧИ: Активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении истории родного посёлка. Обогащать и систематизировать знания детей о посёлке. Развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям посёлка. Способствовать проявлению творческой активности, формированию патриотизма, любви к Родине, стремлении приумножать природное и культурно-исторического наследия. Развивать творческое воображение и фантазию детей.

Ход классного часа.

1. Организация класса. Эмоциональный настрой.

Игра «Цепочка» (на сплочение).

Обучающиеся встают из-за парт. Каждый участник, по очереди, поворачивается к своему соседу справа, называет его по имени и говорит, что ему нравится в нем.

2. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас с вами будет очень интересный разговор. Но тему нашего сегодняшнего разговора вы узнаете, когда отгадаете ребус на экране. (РОДИНА)

3. Работа по теме классного часа.

- Какое слово получилось? Прочитайте тему классного часа на доске. О чем будем говорить?

Ученик 1:Для России деревня – частица,

А для нас – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем”.

Ученик 2: Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

Ученик3: Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Ученик 4: Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб,

Хлеб за праздничным столом.

- А сейчас подумайте, что значит Родина для вас. Скажите, как понимаете слово «РОДИНА»?

4. Игра с мячом.

Учитель бросает мяч детям по порядку и говорит: «Родина – это…». Дети ловят мяч и отвечают одним словом (лес, поле, небо, река, дом, улица, родители, друзья и др.)

Родина родина

-Это слово я записала два раза. В чём их различие? (одно пишется с большой буквы, а другое – с маленькой)

- Когда слово «Родина» пишется с большой буквы? (Когда мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране под названием Россия.)

- Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы? (Когда мы говорим о нашем посёлке, о том месте где мы родились и живём.)

Вывод: Родина – это страна, в которой мы живем; это город или село, в котором мы живем; это дом, в котором живет каждый из нас; это люди (родные и друзья, которые нас окружают.

- О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.

5. Работа в парах.

- Составление пословиц о любви к Родине.

-Выполните задание: составить и объяснить пословицу о Родине и любви к Родине.

1) Если дружба велика, будет Родина сильна.

2) На чужой сторонушке рад своей воронушке.

3) Нет земли краше, чем страна наша.

4) На чужой стороне Родина милей вдвойне.

5) Кто за Родину горой, тот и герой.

6) Всякому мила своя сторона.

- Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна.

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до теплых рек

Раскинулась она.

Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. На территории нашей страны могли бы целиком поместиться такие материки, как Австралия и Антарктида.

-Можем ли мы называть Россию своей Родиной? (Да)

- С какой буквы мы напишем слово Родина в этом случае? (С заглавной).

6.Символика государства

- Каждая страна имеет свою символику. Символы Российской Федерации вы знаете. Расскажите о них. (Символами нашей страны являются герб, гимн, флаг)

-Объясните, что символизируют цвета российского флага.

• Белый цвет символизирует благородство и откровенность;

• Синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;

• Красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.

- Россия – это наша большая Родина. Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – родная улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

“Малая Родина”

Малая Родина – Островок земли.

Под окном смородина, Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая, А под ней скамья –

Ласковая малая Родина моя!

- Ребята, если мы скажем, что живем в России в Алтайском крае, то, наверное, будет очень трудно найти наш родной уголок. Давайте уточним наш адрес:

Мы проживаем в России, Алтайском крае, в Смоленском районе, п.Верх-Обском.

И мы можем сказать, что для нас малая Родина – Верх-Обском.

- Что вы знаете о своем селе?

-А знаете ли вы как появился поселок Верх-Обский?

Прослушаем сообщения детей о становлении нашего села.



Совхоз в годы войны.

Слишком многие жили,

Слишком многие гибли,

Чтоб Россия не гибла,

Чтоб Россия жила….

Война нагрянула неожиданно.

В этот же день люди собрались в конторе, чтобы принять решение об уходе на фронт.

В селе организованно началась запись в народное ополчение, проводы на войну. Заявления писали люди самых разных возрастов и профессий. Часть верхобчан была зачислена в Первую добровольческую бригаду сибиряков-алтайцев.

На защиту Родины из Верхне – Обского совхоза ушло около 150 человек.

Женщинам и подросткам нужно было в короткое время овладеть профессиями мужчин, чтобы заменить мужчин, которые ушли на фронт

К июлю 1942 года в хозяйстве уже насчитывалось двенадцать женщин-трактористок.

Было трудно в те нелегкие годы, но никто из жителей села не жалел сил: «Все для фронта, все для победы!

Поселок Верх- Обский после войны

Хозяйство совхоза становится одним из первых по свиноводству в крае, племенная продажа свиней достигла до 2000 голов ежегодно.

При небольшом количестве строителей все же много стали строить своими силами. Уже в 1950 году построили школу –десятилетку. В 1956 году закончили строительство клуба на 200 мест. В эти же годы были построены пекарня, столовая на 100 мест, детские ясли, тысячи квадратных метров жилья для рабочих и служащих совхоза.

За успехи в животноводстве совхоз дважды, в 1955 и 1957 годах, был участником выставки ВДНХ. Многие рабочие и работницы были участниками выставки и получили награды, золотые медали.

Верх-Обское в конце прошлого века

При сельском Доме культуры работает коллектив художественной самодеятельности, на основе которого создан народный хор «Серебряна». На сцене сельского дома культуры сделал первые творческие шаги, ставший впоследствии заслуженным артистом России М.С. Евдокимов.

Администрация Верх-Обского сельсовета принимала участие во всероссийском конкурсе по благоустройству, заняла III место и награждена дипломом III степени

Сегодняшнее Верх-Обское

В поселке работают средняя школа, которая носит имя нашего земляка М.С.Евдокимова, сельский Дом культуры, библиотека, детский сад, участковая больница, магазины, почтовое отделение, филиал сбербанка.

Построен стадион «Старт», где ежегодно с1992г. проходит культурно-спортивный праздник имени М.С.Евдокимова. Праздник получается по-настоящему народным. Традиционно, в рамках фестиваля, проходят спортивные соревнования, экскурсии по Мемориальному музею имени Михаила Евдокимова, фотовыставки, выступления народных коллективов и звезд российской эстрады, творческие встречи с актером театра и кино Александром Михайловым, Александром Панкратовым-Черным, легендарным кинооператором-постановщиком, фотохудожником Анатолием Заболоцким.

В этом году нашему селу исполняется 85 лет! В Верх – Обском я живу всего 5 лет, здесь родилась моя бабушка,её родители. Я очень люблю свою деревню!



- А закончим мы наше занятие эпиграфом:

“Для России деревня – частица,

А для нас – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем”.

Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ.

5. Рефлексия.

Скажите, о чем мы сегодня говорили? Что нужно делать каждому, чтобы своя Родина процветала?

Литература:

Брошюра: составитель: Ануфриева Н.А.- заведующая библиотекой при Верх-Обском СДК.

Под редакцией: Смагина О.В. – учитель Верх-Обской СОШ им.М.С.Евдокимова.

Сборник стихов о Родине, Изд-во «Просвещение»,1993г.