педагог дополнительного образования
СП ДОД ЦДТ ГБОУ СОШ пос. Кинельский
Важным этапом в становлении личностного опыта и развития ребенка является именно младший школьный возраст. У ребенка в этот возрастной период начинает складываться опыт безопасного поведения. В последние годы стало очевидным, что безопасное поведение младших школьников - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе и неожиданных, ситуациях на улицах и дорогах города.
Анализ статистических данных показал, что, к сожалению, достаточно часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети вследствие того, что у них отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Маленькие дети всегда стремятся открыть что-то новое. В связи с этим их желанием, непосредственностью, незнанием правил дорожного движения дети оказываются перед реальными опасностями на дороге.
В процессе реализации Федерального государственного образовательного стандарта, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.
Несмотря на то, что многие педагоги и родители обучают детей правилам дорожного движения, ребенок все равно оказывается неподготовленным к ответственности за свою и чужую жизнь. Почему так происходит? Эти причины можно разделить на объективные и субъективные причины:
Объективные причины
Субъективные причины
Значительное увеличение интенсивности движения на дорогах
Низкий уровень общего и психофизиологического развития детей дошкольного возраста
Плохое состояние дорожного покрытия
Недостаточный опыт общения детей с дорогой, неумение использовать правила безопасности на дороге
Увеличение количества современных автомобилей – более скоростных и бесшумных
Стремление ребенка к самостоятельности и неумение ребенка адекватно оценить свои силы и возможности
Снижение культуры поведения участников движения на дорогах, в том числе культуры поведения в общественном транспорте
Отрицательные примеры взрослых,
особенно родителей
Таблица 1. Причины сложностей в обучении дошкольников ПДД
Рассмотрим более подробно обозначенные проблемы.
В силу своих физиологических особенностей школьник не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования.
Чтобы уметь хорошо ориентироваться на дорогах, необходим высокий уровень самоконтроля и воли, способность координировать свое внимание. Поэтому в процессе обучения дошкольника ПДД мы обращаем внимание на развитие его психо-физиологических качеств, которые обеспечивают его безопасность на улице.
Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, понимание ребенком того, что является правильным или неправильным.
Следующая причина - недостаточный опыт поведения на дороге. Именно от знаний и опыта в большей степени зависит способность человека к безопасному существованию в окружающей среде. Педагоги дополнительного образования й планируют целевые прогулки и экскурсии. Но не всегда такая возможность имеется у педагогов учреждения - могут сказываться погодные и климатические условия, диагнозы детей.
В младшем возрасте наблюдается стремление ребенка к самостоятельности «я сам». Ребенку все интересно на улице. С этим он забывает об опасности, связанной с дорожными ситуациями. Это одна из серьезнейших проблем любого города. И решать её необходимо общими усилиями. Но, вместо этого ребенок иногда видит отрицательный пример взрослых, в том числе родителей, которые для ребенка являются образцом поведения. В. А. Сухомлинский сказал: «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами своих родителей...».
В нашем учреждении дополнительного образования мы уделяем большое внимание взаимодействию с семьями обучающихся по вопросам обучения школьников правилам дорожного движения. Созданы инициативные группы «Родительский патруль», родители вместе с детьми активно участвуют в конкурсах и акциях, направленные на снижение аварий с участием детей.
Большая информационная работа ведется и через СМИ и сети интернет. На официальном сайте учреждения на страничке безопасности в разделе «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» размещена информация для родителей, «Памятки по ПДД для родителей и детей», «Будем вежливы», Как выбрать качественное, безопасное и удобное автокресло для вашего ребенка?».
Обучающиеся активно принимают участие и в творческих конкурсах рисунков и фотографий, акциях и челленджах, а полученные знания закрепляют на практических матер - классах.
Большую роль в профилактике играет дидактический и наглядный материал. Совместно с ребятами оформлен интерактивный стенд «Правила дорожного движения", организуются викторины "Соблюдая ПДД- не окажешься в беде!", "Мой друг-Светофор!".
Таким образом, обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице, мы проводим в соответствии с реализацией программных требований.
Казалось бы, что субъективных причин возникающих сложностей уже достаточно для немалой работы по обучению дошкольников ПДД, но существуют еще и объективные причины, которые мы не можем не замечать. На решение большинства из них педагогическое сообщество никак повлиять не может.
Однако, обращаем внимание на снижение уровня культуры поведения всех участников дорожного движения. Проблема, несомненно, касается всего современного общества в целом.
Наши педагоги стремятся обеспечить своим воспитанникам высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Чтобы соблюдение правил безопасной жизни стало для школьника осознанной необходимостью.
В нашем учреждение есть все необходимые условия для отработки у школьников практических навыков соблюдения правил дорожного движения - это специально оборудованные площадки с самокатами наборы дорожных знаков, макеты светофора, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и другое.
Ведь главная цель - это не просто дать детям знания о правилах дорожного движения, а сформировать у них необходимые умения и навыки, выработать положительные, устойчивые привычки безопасного поведения на дорогах. Для этого нужны условия, отвечающие современным требованиям.
Эпилог. Таким образом, проблема обучения школьников правилам дорожного движения очень актуальна на современном этапе поэтому в нашем центре и округе в целом планомерно ведется работа по профилактике ПДД в каждом образовательном учреждении. Открываются новые объединения, организуются конкурсы, профилактические встречи и конкурсные мероприятия. Мы не соревнуемся, мы дополняем друг друга и стараемся создать условия для формирования культуры поведения каждого.
Список литературы
1. Авдеева Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. -СПб.: Детство - Пресс, 2013. - 37 с.
2. Калугина Н.И. Изучаем азбуку дорог / Н.И. Калугина // Современный детский сад: методика и практика. - 2011. - № 7. - С. 61-62.
3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. М.: Мозаика-Синтез, 2019.
4. Тимофеева Л. Формирование культуры безопасности у дошкольников новости педагогам / Л. Тимофеева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 1. -С. 48.