Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Терновская И.М. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Терновская Ирина Михайловна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 7 имени Героя Советского Союза Ермолаева Василия Антоновича города Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края

Библиографическое описание: Терновская И.М. Формирование здоровьесберегающей среды в начальной школе // Современная начальная школа. 2020. № 11. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/11.pdf.

Здоровье ребёнка отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. Основной моей целью, как и всех педагогов гимназии, работающих в русле педагогики здоровья, является формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу «Не навреди!».

Решение этой задачи начинается с преемственности детского сада и начальной школы. Наша гимназия много лет сотрудничает с МАДОУ детский сад № 3, чтобы сделать переход детей из детского сада в школу более мягким, дать возможность дошкольникам адаптироваться к новым условиям, создать эмоциональное благополучие каждому ребенку к новому этапу жизни. У нас сложились такие формы работы как театрализованные встречи, совместные занятия по правилам дорожного движения, акции «Подари книгу другу», родительские собрание по подготовке детей к школе. Воспитатели приводят на экскурсию в гимназию воспитанников подготовительной группы.

Особое внимание уделяем детям 5,5 – 6 лет, не посещающих детские дошкольные учреждения. Для них в гимназии организованы занятия по подготовке к школе, на которых реализуются следующие задачи:

Ø умение взаимодействовать со сверстниками в процессе фронтальных форм организации деятельности;

Ø развитие разнообразных практических умений;

Ø формирование индивидуальных учебно - познавательных умений (наблюдать, слушать и слышать, смотреть и видеть, обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать);

Ø овладение детьми основными компонентами учебной деятельности.

Важным этапом сохранения психологического здоровья обучающихся является адаптационный период в первом классе. Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.2821 – 10 используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии: в сентябре и октябре по 3 урока в день по 35 минут каждый; в ноябре – декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый. Динамические паузы проходят в игровой форме на спортивной площадке гимназии или в игровой комнате. На каждом уроке проходят физкультминутки. С детьми проводят занятия педагог – психолог и логопед.

В начале второй четверти проходит малый педагогический совет, на котором учителя, логопед, педагог – психолог анализируют ход адаптации обучающихся первых классов.

Учителя начальной школы гимназии уделяют большое внимание вопросу здоровьесбережения ребенка:

Ø все учебные кабинеты оснащены лампами дневного освещения, имеется освещение классной доски;

Ø соблюдается воздушно-тепловой режим, все кабинеты озеленены;

Ø особое внимание уделяется физкультминуткам на уроках, которые проводятся в игровой форме, под музыку; выполняются упражнения для отдыха рук, в которые входит массаж не только рук, но и каждого пальчика. В этом нам помогают рекомендации доктора М.С. Норбекова (для снятия напряжения мышц спины, плеч, шеи) и т.д.;

Ø не меньшее значение имеет зарядка для глаз, применяется тренажёр для глаз доктора В.Ф. Базарного;

Ø атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

С обучающимися младших классов ведется работа по формированию основ правильного питания. Проводятся классные часы: «Разговор о правильном питании», «Витамины на грядке», «Если хочешь быть здоров», «Еда для сильных», «Правильное питание младшего школьника». В рамках месячника «Безопасное школьное питание» мы ежегодно проводим конкурс рисунков «О вкусной и здоровой пище», а обучающиеся первых классов совместно с родителями работают над созданием книги рецептов «Вкусное полезное питание». В начальной школе реализуется программа «Разговор о правильном питании», «Школьное молоко».

Для младших школьников в гимназии действует спортивный клуб «Сильные, ловкие, смелые». Дети с удовольствием участвуют в спортивных соревнованиях: «Веселые старты», «Звонкий мяч», в различных спортивных эстафетах. Активными участниками спортивных мероприятий являются родители: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Я как папа», «Моя спортивная мама».

В сентябре и мае у нас всегда проводятся традиционные дни здоровья. Совместно с родителями организуются выезды на природу, дети любят туристические слёты, спортивные состязания.

Ежемесячно проводим работу по профилактике и предупреждению заболеваний: "Режим школьника", "Соблюдение личной гигиены", "Лесная аптека" и т.д.

Информационные компьютерные технологии в начальной школе - это один из способов передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Сегодня возникло множество проблем, связанных с влиянием компьютеров на организм детей: переутомление организма из – за сидячего положения в течение длительного времени, нервно - эмоциональное напряжение. В моём классе у всех детей есть не только компьютер, но и смартфон с выходом в Интернет. А пока родители на работе, ребята просиживают за ними по многу часов. Поэтому с детьми и родителями, начиная с первых дней обучения, провожу тематические беседы с привлечением школьного педагога-психолога и медицинского работника: «Телевизор, компьютер и телефон в жизни ребенка», «Дети и компьютеры», «Безопасная работа за компьютером», «Безопасность в сети Интернет».

Когда дети подрастают, я предлагаю им выполнить проектные работы по вопросам использования компьютеров в обучении и игре. Ребята свои проекты защищают в классе, и даже выходят на научно – практическую конференцию гимназии.

Я, используя информационные компьютерные технологии на уроках, стараюсь избежать вредные факторы, влияющие на состояние детей. Прежде всего, использую компьютер и мультимедийный проектор на уроке не более 15 минут.

Эффективность воспитания и обучения детей зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Поэтому, формирование здоровьесберегающей среды обучающихся красной линией проходит через весь учебно – воспитательный процесс. Задача учителя - создать все условия для психофизиологического комфорта обучающихся.

Библиографический список

1. Гунн Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье: Рекомендации для детей и взрослых, СПб: Нева; М: Олма – Пресс, 2003.

2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. – М.: ВАКО, 2007.