воспитатель
МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 195", г. Иваново
Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового и учебного взаимодействия. Создание условий, которые обеспечивают развитие детей, реализация потенциальных возможностей детей относится к одной из приоритетных социальных задач общества и государства.
В дошкольном детстве для маленького ребенка игра имеет важнейшее значение. «Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» – так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская.
Анализ состояния обучения дошкольников математике приводит многих специалистов к выводу о том, что необходимо развивать в дидактических играх наряду с функцией закрепления и повторения знаний, которая получила широкое распространение, функцию формирования новых знаний, способов и представлений познавательной деятельности. Другими словами, необходимо развивать обучающие функции игры, обучение через игру.
В настоящий момент в работе с детьми широко применяются дидактические игры с использованием современного математического материала (количественное и пространственное моделирование, геометрические знания, символическое замещение и другое).
Играя, дети овладевают сложными математическими понятиями, учатся считать, писать и читать. Но это является не только тренировкой, это хорошо проведенное и с пользой время вместе с ребенком. Однако, стремясь к знаниям, следует иметь определенные рамки. Самое главное – это привитие ребенку интереса к познанию. С этой целью образовательная деятельность по математике должна проходить в увлекательной игровой форме.
Организуя дидактические игры с математическим содержанием педагогу следует продумывать следующие вопросы методики проведения игр:
1. Цель игры. Какими знаниями, умениями и навыками в области математического развития дети дошкольного возраста овладеют в процессе проведения игры? Какому моменту в игры необходимо уделить пристальное внимание? Какие иные воспитательные цели преследует процесс проведения игр?
2. Количество играющих детей. В каждой игре необходимо определенное количество играющих или максимальное их число. Это следует учитывать, организуя игру
3. Какие дидактические пособия и материалы потребуются для проведения игры?
4. Как с наименьшими затратами времени познакомить с правилами игры детей?
5. На какой промежуток времени должна быть рассчитана игра? Будет ли игра захватывающей, занимательной для детей? Захотят ли дети вернуться к игре еще раз?
6. Каким образом организовать участие всех детей в игре?
7. Каким образом организовать наблюдение за детьми, чтобы определить, все ли включены в работу?
8. Какие изменения необходимо внести в игру для того, чтобы поднять активность и интерес детей?
9. Какие следует выводы сообщить детям в заключение, после проведения игры (лучшие моменты в игре, недочеты, результаты усвоения математических знаний, дать оценку отдельным участникам игры, сделать замечания по поводу нарушения дисциплины и др.)?
Применение дидактических игр делает педагогический процесс более эффективным, кроме того, они способствуют развитию мышления и памяти у детей, оказывая влияние на умственное развитие ребенка. Обучая и развивая детей в процессе игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игр переходила в радость от учения.
Примеры дидактических игр для формирования элементарных математических представлений.
Математическая игра "Посчитай насекомых"
Цель: закрепить счёт в пределах 10, знание цифр. Расширять представление о животном мире - о насекомых, развивать познавательные процессы.
Инструкция: кладем листик на дерево и просим ребёнка посадить на полянку соответствующее количество насекомых, или наоброт- ребёнок считает насекомых, затем сам находит лист с соответствующей цифрой.
Игра «Чемоданчики».
Состоит из игровых полей – 6 чемоданчиков и карточек – 70 шт.
Цель: учим и закрепляем знание геометрических фигур, закрепляем умение определять форму предметов.
Инструкция: даём ребёнку карточку и просим его определить форму предмета, изображенного на ней. Затем положить карточку в соответствующий чемоданчик.
Дидактическая игра "Чудесный мешочек".
Задача: способствовать закреплению названий геометрических фигур, умения определять их на ощупь.
Материалы. Мешочек, геометрические фигуры разного цвета и размера (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, четырёхугольники)
Ход игры:
У воспитателя мешочек с геометрическими фигурами. Дети находят на ощупь геометрическую фигуру, достают её рассказывают все об этой фигуре. Например: " Это квадрат. У него четыре угла, четыре стороны, он синего цвета и т. д. ".
Игра «Поймай бабочек».
Цель: закрепить счëт в пределах 5, развивать внимание, скорость реакции.
Инструкция: Владимир карточку на стол и ребёнку необходимо быстро посчитать бабочек и закрыть их сачком с соответствующей цифрой.
Дидактическая игра со счетными палочками.
Цели:
- развитие логического мышления, воображения и памяти;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие координации и сообразительности.
Материалы: счетные палочки, карточки с предметными изображениями.
Ход игры:
Дети составляют геометрические фигуры на плоскости стола.
Из цветных счетных палочек дети составляют различные изображения, геометрические фигуры, элементарно видоизменяют их. Даются задания с последующим усложнением. Дети составляют из палочек сначала предметные изображения: дома, кораблики, несложные постройки, предметы мебели, после этого геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники разных размеров и с различным соотношением сторон, а затем - снова различные предметные изображения.
Игра «Саночки».
Цель: закрепить счëт в пределах 10, учить детей сравнивать группы предметов, определять предыдущее и последующее число.
Варианты игры:
Крепим любую цифру в пределах 10 на игровое поле и просим ребёнка «посадить» в саночки столько же детей.
«Сажаем» в саночки 2 карточки с группой предметов и просим ребёнка между ними поставить нужный знак «больше», «меньше» или «равно». Аналогично с цифрами в пределах 10.
Сажаем в саночки 2 карточки с цифрами и просим ребёнка «посадить» последующее или предыдущее число.
«Что принесла нам кукла?»
Цель: учить ребенка на ощупь определять форму предмета и называть его.
Материал: кукла, мешок, всевозможные небольшие игрушки, которые должны заметно отличаться друг от друга и изображать знакомые детям предметы (машинки, кубики, игрушечная посуда, игрушки-животные, шарики и т. д.). В мешок желательно продернуть резинку, чтобы ребенок не смог заглянуть в него, когда ищет игрушку. «Ребята! Сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. Она для нас принесла игрушки. Хотите узнать, что нам принесла кукла? Нужно по очереди подходить к мешку, но не заглядывать в него, а только руками выбирать себе подарок, затем сказать, что выбрал, и только после этого достать из мешка и показать всем». После того как все игрушки вытащены из мешка, игра повторяется снова. Все игрушки возвращаются обратно, и дети снова по очереди достают себе игрушки.
«Веселые шары».
Цель: развивать представления о форме, цвете.
Материал: рисунок шаров (10-12 штук) овальной и круглой формы, флажок. «Посмотри на рисунок. Как много шаров! Круглые шары раскрась синим цветом, а овальные — красным. Нарисуй шарикам ниточки, чтобы они не разлетелись от ветра, и «привяжи их к флажку».
«Что получилось?»
Цель: развивать умение пространственной ориентировки на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки. «Отступите сверху листа в клеточку четыре клетки вниз и от левого края листа — три клетки вправо, поставьте точку в уголке клетки. Я буду говорить, как нужно проводить линии, а вы внимательно слушайте и рисуйте так, как я диктую. Например: одна клетка вправо, одна — вниз, одна клетка влево, одна вверх. Что получилось? Получился квадрат. Это самое легкое и простое задание. Давайте играть дальше. Вам предстоят более сложные задания, и если вы будете внимательны и не ошибетесь в выполнении моих заданий, то у вас получится такой рисунок, какой я задумала.
Дидактическая игра «Танграм»
Задача: формировать умение составлять из геометрических фигур архитектурные строения.
Материал: квадрат 8х8 см из картона, одинаково раскрашенный с двух сторон, разрезанный на 7 частей, карточки образцы.
Ход игры:
На каждого ребёнка раздаётся один танграм (7 частей). Используются все 7 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу, дети составляют различные архитектурные конструкции по образцам и по собственному замыслу.
«Поставь столько, сколько услышишь».
Цель: упражнять в счете на слух.
Содержание. В. объясняет задание: «Я буду стучать молоточком, а вы сосчитаете, сколько раз ударил молоточек, и поставьте в ряд на 1 игрушку меньше, чем ударов». Когда дети выполнят задание, педагог спрашивает: «Сколько игрушек вы поставили и почему?». Задание повторяется несколько раз.