Высшая школа делового администрирования
Конференции
Январь 2023

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Мещерских Екатерина Вадимовна
воспитатель
МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 195", г. Иваново

Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового и учебного взаимодействия. Создание условий, которые обеспечивают развитие детей, реализация потенциальных возможностей детей относится к одной из приоритетных социальных задач общества и государства.

В дошкольном детстве для маленького ребенка игра имеет важнейшее значение. «Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» – так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская.

Анализ состояния обучения дошкольников математике приводит многих специалистов к выводу о том, что необходимо развивать в дидактических играх наряду с функцией закрепления и повторения знаний, которая получила широкое распространение, функцию формирования новых знаний, способов и представлений познавательной деятельности. Другими словами, необходимо развивать обучающие функции игры, обучение через игру.

В настоящий момент в работе с детьми широко применяются дидактические игры с использованием современного математического материала (количественное и пространственное моделирование, геометрические знания, символическое замещение и другое).

Играя, дети овладевают сложными математическими понятиями, учатся считать, писать и читать. Но это является не только тренировкой, это хорошо проведенное и с пользой время вместе с ребенком. Однако, стремясь к знаниям, следует иметь определенные рамки. Самое главное – это привитие ребенку интереса к познанию. С этой целью образовательная деятельность по математике должна проходить в увлекательной игровой форме.

Организуя дидактические игры с математическим содержанием педагогу следует продумывать следующие вопросы методики проведения игр:

1. Цель игры. Какими знаниями, умениями и навыками в области математического развития дети дошкольного возраста овладеют в процессе проведения игры? Какому моменту в игры необходимо уделить пристальное внимание? Какие иные воспитательные цели преследует процесс проведения игр?

2. Количество играющих детей. В каждой игре необходимо определенное количество играющих или максимальное их число. Это следует учитывать, организуя игру

3. Какие дидактические пособия и материалы потребуются для проведения игры?

4. Как с наименьшими затратами времени познакомить с правилами игры детей?

5. На какой промежуток времени должна быть рассчитана игра? Будет ли игра захватывающей, занимательной для детей? Захотят ли дети вернуться к игре еще раз?

6. Каким образом организовать участие всех детей в игре?

7. Каким образом организовать наблюдение за детьми, чтобы определить, все ли включены в работу?

8. Какие изменения необходимо внести в игру для того, чтобы поднять активность и интерес детей?

9. Какие следует выводы сообщить детям в заключение, после проведения игры (лучшие моменты в игре, недочеты, результаты усвоения математических знаний, дать оценку отдельным участникам игры, сделать замечания по поводу нарушения дисциплины и др.)?

Применение дидактических игр делает педагогический процесс более эффективным, кроме того, они способствуют развитию мышления и памяти у детей, оказывая влияние на умственное развитие ребенка. Обучая и развивая детей в процессе игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игр переходила в радость от учения.

Примеры дидактических игр для формирования элементарных математических представлений.

Математическая игра "Посчитай насекомых"

Цель: закрепить счёт в пределах 10, знание цифр. Расширять представление о животном мире - о насекомых, развивать познавательные процессы.

Инструкция: кладем листик на дерево и просим ребёнка посадить на полянку соответствующее количество насекомых, или наоброт- ребёнок считает насекомых, затем сам находит лист с соответствующей цифрой.



Игра «Чемоданчики».

Состоит из игровых полей – 6 чемоданчиков и карточек – 70 шт.

Цель: учим и закрепляем знание геометрических фигур, закрепляем умение определять форму предметов.

Инструкция: даём ребёнку карточку и просим его определить форму предмета, изображенного на ней. Затем положить карточку в соответствующий чемоданчик.



Дидактическая игра "Чудесный мешочек".

Задача: способствовать закреплению названий геометрических фигур, умения определять их на ощупь.

Материалы. Мешочек, геометрические фигуры разного цвета и размера (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, четырёхугольники)

Ход игры:

У воспитателя мешочек с геометрическими фигурами. Дети находят на ощупь геометрическую фигуру, достают её рассказывают все об этой фигуре. Например: " Это квадрат. У него четыре угла, четыре стороны, он синего цвета и т. д. ".

Игра «Поймай бабочек».

Цель: закрепить счëт в пределах 5, развивать внимание, скорость реакции.

Инструкция: Владимир карточку на стол и ребёнку необходимо быстро посчитать бабочек и закрыть их сачком с соответствующей цифрой.



Дидактическая игра со счетными палочками.

Цели:

- развитие логического мышления, воображения и памяти;

- развитие пространственных представлений;

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие координации и сообразительности.

Материалы: счетные палочки, карточки с предметными изображениями.

Ход игры:

Дети составляют геометрические фигуры на плоскости стола.

Из цветных счетных палочек дети составляют различные изображения, геометрические фигуры, элементарно видоизменяют их. Даются задания с последующим усложнением. Дети составляют из палочек сначала предметные изображения: дома, кораблики, несложные постройки, предметы мебели, после этого геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники разных размеров и с различным соотношением сторон, а затем - снова различные предметные изображения.



Игра «Саночки».

Цель: закрепить счëт в пределах 10, учить детей сравнивать группы предметов, определять предыдущее и последующее число.

Варианты игры:

Крепим любую цифру в пределах 10 на игровое поле и просим ребёнка «посадить» в саночки столько же детей.

«Сажаем» в саночки 2 карточки с группой предметов и просим ребёнка между ними поставить нужный знак «больше», «меньше» или «равно». Аналогично с цифрами в пределах 10.

Сажаем в саночки 2 карточки с цифрами и просим ребёнка «посадить» последующее или предыдущее число.





«Что принесла нам кукла?»

Цель: учить ребенка на ощупь определять форму предмета и называть его.

Материал: кукла, мешок, всевозможные небольшие игрушки, которые должны заметно отличаться друг от друга и изображать знакомые детям предметы (машинки, кубики, игрушечная посуда, игрушки-животные, шарики и т. д.). В мешок желательно продернуть резинку, чтобы ребенок не смог заглянуть в него, когда ищет игрушку. «Ребята! Сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. Она для нас принесла игрушки. Хотите узнать, что нам принесла кукла? Нужно по очереди подходить к мешку, но не заглядывать в него, а только руками выбирать себе подарок, затем сказать, что выбрал, и только после этого достать из мешка и показать всем». После того как все игрушки вытащены из мешка, игра повторяется снова. Все игрушки возвращаются обратно, и дети снова по очереди достают себе игрушки.

«Веселые шары».

Цель: развивать представления о форме, цвете.

Материал: рисунок шаров (10-12 штук) овальной и круглой формы, флажок. «Посмотри на рисунок. Как много шаров! Круглые шары раскрась синим цветом, а овальные — красным. Нарисуй шарикам ниточки, чтобы они не разлетелись от ветра, и «привяжи их к флажку».

«Что получилось?»

Цель: развивать умение пространственной ориентировки на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки. «Отступите сверху листа в клеточку четыре клетки вниз и от левого края листа — три клетки вправо, поставьте точку в уголке клетки. Я буду говорить, как нужно проводить линии, а вы внимательно слушайте и рисуйте так, как я диктую. Например: одна клетка вправо, одна — вниз, одна клетка влево, одна вверх. Что получилось? Получился квадрат. Это самое легкое и простое задание. Давайте играть дальше. Вам предстоят более сложные задания, и если вы будете внимательны и не ошибетесь в выполнении моих заданий, то у вас получится такой рисунок, какой я задумала.

Дидактическая игра «Танграм»

Задача: формировать умение составлять из геометрических фигур архитектурные строения.

Материал: квадрат 8х8 см из картона, одинаково раскрашенный с двух сторон, разрезанный на 7 частей, карточки образцы.

Ход игры:

На каждого ребёнка раздаётся один танграм (7 частей). Используются все 7 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу, дети составляют различные архитектурные конструкции по образцам и по собственному замыслу.

«Поставь столько, сколько услышишь».

Цель: упражнять в счете на слух.

Содержание. В. объясняет задание: «Я буду стучать молоточком, а вы сосчитаете, сколько раз ударил молоточек, и поставьте в ряд на 1 игрушку меньше, чем ударов». Когда дети выполнят задание, педагог спрашивает: «Сколько игрушек вы поставили и почему?». Задание повторяется несколько раз.