Высшая школа делового администрирования
Конференции
Декабрь 2022

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Цапаева Наталья Николаевна
воспитатель
МБДОУ-ЦРР-детский сад № 50, г. Орёл

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших проблем государственной политики. Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года система образования призвана обеспечить: «историческую преемственность поколений, сохранение и распространение национальной культуры, бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России…».

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру предков. В работах академика Д.С. Лихачёва подчёркивается, что знание истории своего народа, его культуры поможет уважительно относиться к культурным традициям других народов: «Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою природу, свое искусство, своё прошлое».

Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач, решение которой требует от педагогов поиска эффективных современных форм и методов работы с детьми.

Учитывая это, нами в старшей разновозрастной группе был оборудован уголок патриотического воспитания, который включает в себя материалы на темы: «Орёл – мой любимый город», «Край наш Орловский», «Наши знаменитые земляки», «Орловский спис», «Я живу в России», «Москва – столица нашей Родины», «Защитники Отечества», «Природные зоны России», «Народы России», дидактические игры, карту России и Орловской области, флаг России и Орловской области, портрет президента Российской Федерации. В уголке патриотического воспитания проводим занятия, организуем тематические выставки для детей и родителей к знаменательным датам (например, «Детям о космосе», «Прогулки по Орлу»), фотовыставки (например, «Орловское полесье», «Города России»).

В нашем дошкольном учреждении есть мини-музей «Русская изба» - это результат совместной работы детей, родителей и педагогов. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот у нас не только можно, но и нужно, что ребята делают с удовольствием. Они могут сами менять экспонаты, переставлять, брать их в руки и рассматривать. Старших дошкольников привлекаем к проведению экскурсий для младших ребят, сверстников и родителей. Экспонаты мини-музея используем на занятиях, физкультурных досугах, построенных на народных играх, фольклорных праздниках (например, «Масленица»).

Одним из эффективных методов для решения задач патриотического воспитания в старшем дошкольном возрасте является метод проектной деятельности. Дети 5-6 лет уже могут предложить вполне конкретные пути решения проблемы, уже знают основные источники информации. Ценность метода проекта заключается в том, что он даёт ребёнку возможность почувствовать себя исследователем. Поэтому огромное значение приобретает организация развивающей предметно-пространственной среды, которая на время реализации проекта становится существенно более насыщенной и разнообразной, чем это принято при условии использования традиционных методов. Работу над каждым проектом начинаем с оснащения различных уголков группового помещения материалами по теме проекта, а именно: «уголка творчества», «уголка книги и грамоты», «уголка математики», «уголка игры и движения», «уголка конструирования» (к подбору материала привлекаем родителей и детей). Большое внимание уделяем планированию в этих уголках организованной деятельности дошкольников. Например, работая над проектом «Животный мир России» в «уголке творчества» дети рисовали и лепили животных, сделали коллективную работу: «Животные севера», «Звери лесные», изготовили экологические знаки и т.д. В «уголке книги и грамоты» читали рассказы, сказки, отрывки из энциклопедии о животных, печатали слова по теме проекта (подготовительная группа) и т.д. В «уголке математики» выкладывали силуэты животных из геометрических фигур (например, игра «Танграм»), решали кроссворды и задачи на смекалку (например, «Сколько ушей у трёх мышей?»), разгадывали ребусы и т.д. В «уголке игры и движения» организовали сюжетно-ролевые игры: «Цирк зверей», «Больница: сюжет - на приёме у врача ветеринара», «Зоомагазин», подвижные игры: «Хитрая лиса», «Мышеловка», «Волк во рву» и т.д. В «уголке конструирования» дошкольники строили ферму, вольеры для животных.

В старшей разновозрастной группе были разработаны и реализованы следующие проекты: «Животный мир России», «Пусть всегда будет мама!», «Защитники Отечества», «Расскажем детям о войне», «Край наш Орловский». Реализация каждого проекта сделала жизнь детей интересной, содержательной, насыщенной яркими впечатлениями, новыми знаниями и открытиями.

Особое место в работе с дошкольниками занимает лэпбук - самодельная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками. В ней собирается материал по одной теме (фотографии, иллюстрации, рисунки и пр.). Это отличный способ закрепить определённую тему с детьми, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребёнок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. К идее создания лэпбука пришли, работая над проектом «Животный мир России». Опыт оказался удачным. Лэпбук удобен в хранении, его можно дополнять материалом, использовать в работе как с группой (или подгруппой) детей, так и индивидуально. Позже у нас появились лэпбуки «Защитники Отечества» и «К истокам русской народной культуры».

Воспитание любви к родному городу - одна из задач патриотического воспитания дошкольников. Работая над ней, использовали авторскую технологию Н.А. Коротковой путешествие по «реке времени», но, прежде чем её применить, провели предварительную работу по ознакомлению детей с историей города.

С этой целью в старшей разновозрастной группе прошла тематическая неделя «Город, в котором мы живём». В уголке патриотического воспитания оформили фотовыставку: «Орёл – мой любимый город», провели игру «Узнай и назови место» (с использованием ИКТ) и занятие по конструированию «Улица города» (коллективная работа), организовали выставку рисунков: «Крылатый город» (совместное творчество детей и родителей).

Кроме этого, в старшей разновозрастной группе прошла
тематическая неделя: «Вспомним нашу старину», на которой дошкольники посетили мини-музей «Русская изба», с помощью информационных технологий виртуально побывали в гостях у мастериц орловского списа, работали с материалами лэпбука «К истокам русской народной культуры», а завершилась неделя фольклорным праздником с участием орловского ансамбля танца «Славица».

В преддверии 9 мая в старшей разновозрастной группе разработали и реализовали проект: «Расскажем детям о войне».В групповом помещении создали мини-музей «Детям о войне». Ребята с интересом рассматривали экспонаты музея, репродукции фотографий времён ВОВ. Накануне праздника организовали экскурсию к памятнику «Комсомольцам – Орловцам» и провели тематическое занятие «День Победы!» (с использованием ИКТ).

Наличие начальных представлений об Орле, позволило использовать технологию путешествие по «реке времени» как итоговое мероприятие по ознакомлению дошкольников с историей родного города. Дети работали в подгруппах, сортировали картинки и обосновывали, к какому историческому периоду города Орла они относятся, затем выложили их на панно-«река времени».

Результаты проделанной работы показали, что у детей не только возник, но и значительно возрос познавательный интерес к истории своей страны, к родному городу.

Таким образом, уголок патриотического воспитания, мини-музей, метод проектов, лэпбук, технология - путешествие по «реке времени» являются эффективными современными формами и методами патриотического воспитания дошкольников.